Решение Приморского краевого суда от 28 августа 2008 г. N 3-87/08
(Извлечение)
Статьей 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами Приморского края порядка предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Приморского края.
ООО "Горностай" обратилось в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что 8 июля 2008 года в отношении ООО "Горностай" составлен протокол по делу об административном правонарушении, а 10 июля 2008 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае". Заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение пунктов 2.1-2.3 Порядка предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19.06.2006 года N 148-па "О системе декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края", выразившееся в непредставлении в установленный пятидневный срок после окончания декларируемого периода в Краевое государственное учреждение "Информ" декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции с 1 января 2008 года нарастающим итогом за май 2008 года.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Заявитель полагал, что установление административной ответственности в оспариваемой норме противоречит статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку установлена ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, в связи с чем субъектом превышены предоставленные ему полномочия.
ООО "Горностай" просил суд признать недействующей статью 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" как противоречащую федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, указал, что оспариваемой нормой Закона края нарушаются права заявителя, так как он привлечен к административной ответственности по статье закона, не соответствующей федеральному законодательству.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением не согласился, сославшись на то, что статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции отнесено к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Воспользовавшись предоставленным правом, законодатель Приморского края ввел на своей территории декларирование объемов розничных продаж алкогольной продукции постановлением администрации Приморского края от 12 апреля 2006 года N 90-па "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края". Порядок предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции был установлен постановлением администрации Приморского края от 19 июня 2006 года N 148-па "О системе декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края".
Этот порядок определяет требования, предъявляемые к условиям, формам, срокам представления и содержанию сведений об объемах и видах алкогольной продукции, закупленной и реализованной предприятиями розничной торговли и общественного питания, и распространяется на юридических лиц, осуществляющих на территории Приморского края розничную продажу алкогольной продукции.
Ответственность за нарушение этого порядка предусмотрена статьей 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае".
Исходя из смысла статьи 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение законов, иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, принятых им в пределах полномочий, влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "б и к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; административное законодательство.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Декларирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края введено с 1 июля 2006 года постановлением администрации Приморского края от 12 апреля 2006 года N 90-па "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края". Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции утвержден постановлением администрации Приморского края от 19 июня 2006 года N 148-па "О системе декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Приморского края".
Статьей 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае определено, что нарушение установленного нормативными правовыми актами Приморского края порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Приморского края - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Текст Закона Приморского края "Об административных правонарушениях" опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" N 10 от 6 марта 2007 года и "Приморская газета" N 17 (79) от 13 марта 2007 года.
Исходя из смысла статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать санкции в законах, регламентирующих ответственность за административные правонарушения, принимаемых в пределах их компетенции, то есть по вопросам, не имеющим федерального значения.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 26 названного закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26).
Из анализа указанных норм, в совокупности с положениями пунктов 2-4 статьи 14 Федерального закона, устанавливающими правила учета производства и оборота алкогольной продукции (за исключением розничной продажи), следует, что установленные ими требования являются по своему характеру общими, относятся, в том числе к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку розничная продажа охватывается понятием "оборот" данной продукции, также предприятия розничной торговли занимаются закупкой соответствующей продукции.
Таким образом, оспариваемой нормой Закона Приморского края установлена административная ответственность по вопросу декларирования объемов оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, имеющему федеральное значение.
Кроме того, административная ответственность за нарушения в этой области урегулирована статьями 14.19 и 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся универсальными по своему содержанию и подлежащими применению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, установление субъектом Российской Федерации административной ответственности за нарушение норм, предусмотренных федеральным законом, не согласуется с требованиями статьи 1.3 КоАП РФ, поскольку установление административной ответственности в данном случае является полномочием федерального законодателя.
Установив, что оспариваемая норма Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" противоречит федеральному закону, суд, на основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным признать ее недействующей со дня вступления в законную силу решения суда и возложить на Законодательное Собрание Приморского края обязанность опубликовать в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморская газета" сообщение о решении суда по вступлении его в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление ООО "Горностай" о признании недействующей статьи 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае" - удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда статью 9.5 Закона Приморского края "Об административных правонарушениях в Приморском крае".
Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморская газета", после вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 28 августа 2008 г. N 3-87/08 (извлечение)
Текст Решения предоставлен Приморским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, расматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании