Есть известное выражение "Лес рубят - щепки летят". В нашем случае, т.е. в вопросе анализа деятельности лесной отрасли края и связанных с этим проблемами, лес рубят 823 налогоплательщика, организации и индивидуальные предприниматели, стоящие на учете в налоговых органах Приморского края, но вот куда "щепки летят" - подытожили накануне Нового 2009-го года специалисты Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю.
Суть заключается в том, что вместе с возросшим в 2008 году количеством налогоплательщиков, заявивших деятельность в сфере лесного хозяйства и лесозаготовки, одновременно увеличилось количество налогоплательщиков, которые не представляют отчетность (34% от общего количества организаций) или представляют "нулевую" отчетность (27% от общего количества) в сфере оборота лесных ресурсов.
Фактически в 2008 в# году осуществляли деятельность в лесном хозяйстве 392 налогоплательщика. Наибольшие поступления в бюджет в первой половине года (93,5 млн. руб. или 75% от общей суммы поступлений) дали следующие 7 организаций: ОАО "Амгу", ООО "Таежное", ОАО "Сергеевский ЛПХ", ОАО "Рощинский КЛПХ", ООО "Дальнереченсклес", КГУ "Приморское лесничество", ОАО "Приморские лесопромышленники".
Однако итоги первого полугодия 2008 г. показали, что удельный вес налоговых начислений в общей сумме начисленных платежей по Приморскому краю остается на уровне 2007 г., а удельный вес поступлений платежей по лесной отрасли в общей сумме поступивших налоговых платежей снизился на 0,5 процентных пункта в сравнении с аналогичным периодом 2007 года.
С 2006 года наблюдается рост задолженности по налоговым платежам лесной отрасли в бюджетную систему. В 2006 г. задолженность составляла 102.3 млн. руб.. в 2007 г. - 168,2 млн. руб., в первом полугодии 2008 г. - 211,3 млн. руб.
В первом полугодии 2008-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились доходы от реализации лесопродукции ряда организаций лесной отрасли, подпадающих под средний и малый бизнес. Это положение не меняется к лучшему и сегодня.
Особенно же настораживает ситуация: "лес рубят, щепки летят", а в государственный бюджет от этой рубки ничего не попадает. Как, к примеру, в случае с ОАО "Тернейлес".
Рост доходов от реализации крупнейшего налогоплательщика ОАО "Тернейлес" в первом полугодии 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 22%, однако расходы от реализации выросли на 34%. В итоге - финансовый результат предприятия снизился на 99%, а начисленные налоги превратились в отрицательную величину, учитывая, что данный налогоплательщик является крупнейшим экспортером лесопродукции. Если подвести черту, то получается, что эффект работы столь крупного предприятия лесной промышленности с точки зрения пополнения госбюджета за счет налоговых поступлений - практически никакой.
Противоположный пример - ОАО "Приморские лесопромышленники". За этот же период у организации доходы от реализации увеличились на 57% по отношению к первому полугодию 2007 г., а рост расходов составил 42%. соответственно прибыль выросла на 70%, а поступления налогов в бюджет увеличились на 34%.
Остается только недоумевать, как при одинаковых финансово-экономических условиях два крупных предприятия лесной отрасли добиваются столь противоположных результатов?
Несмотря на то, что по итогам работы за первое полугодие 2008 г. в целом по лесной отрасли края получен положительный финансовый результат, сложившаяся тенденция опережения роста расходов от реализации лесопродукции над ростом доходов привела в сравнении с аналогичным периодом 2007 года к снижению налогооблагаемой прибыли на 60%.
В 2007-2008 годах наметился стойкий рост "по шкале" возмещенных сумм НДС экспортерами лесопродукции и налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по переработке древесины и производству изделий из дерева. Из общей суммы налога на добавленную стоимость - 742,3 млн. руб., предъявленного к возмещению налогоплательщиками лесной отрасли за 9 месяцев текущего года, 339,9 млн. руб. (43,3%) составил НДС, предъявленный к возмещению по экспортным операциям.
Но даже при условии, что реализация на экспорт лесопродукции за 9 месяцев 2008 года снизилась в сравнении с таким же периодом 2007 г. на 8%, она все равно превышает объем реализации на внутреннем рынке в 2,6 раза и составляет 5541,4 млн. руб.
В первом полугодии текущего года 75% всех налоговых поступлений приходилось на 7 основных налогоплательщиков лесной отрасли. И заметим: несмотря на то. что доходы от реализации лесопродукции у государственных учреждений в десятки раз меньше, чем у коммерческих организаций, налоговая нагрузка у лесхозов выше в среднем на 60-90% за счет начисления налогов с заработной платы. Кроме того, лесхозы практически не реализуют продукцию на экспорт и не заявляют возмещение по ставке "0"%.
В связи с вводом в Российской Федерации запретительных пошлин на экспорт круглого леса, а также во исполнение постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Приморские лесопромышленники - "Развитие территорий Приморского края: строительство лесопильных заводов в п. Светлая Тернейского района, п. Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с. Чугуевка Приморского края" Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 11 от 03.07.2008 г. включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов России. Всего инвестиционным проектом предусмотрено капитальных вложений 309,8 млн. руб.
Особую важность в 2009-2010 г.г. обретает проблема декриминализации лесной отрасли.
За 9 месяцев 2008 г. по результатам налоговых проверок организаций лесной отрасли дополнительно начислено 23,1 млн. руб., взыскано 16.1 млн. руб., что составляет 70% от доначисленных сумм. Процент взыскаемости за 9 месяцев этого года в сравнении с прошлым годом увеличился на 5%.
В целом за 9 месяцев текущего года налоговиками проведено 30 выездных проверок, в результате которых дополнительно начислено в бюджет 13,9 млн. руб. По результатам камеральных налоговых проверок за 9 месяцев 2008 г. дополнительно начислено в бюджет 9,2 млн. руб.
Кроме того, в 2008 г. проведено 17 выездных проверок совместно с органами внутренних дел. В 2009 году эта практика будет продолжена.
В 2008-2009 г.г. планирование ВИП проводится в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок". В случае наличия возможных рисков совершения налоговых правонарушений в отношении налогоплательщиков собирается и исследуется дополнительная информация из внешних источников, позволяющая установить нарушения на этапе предпроверочного анализа; для добросовестных налогоплательщиков, не попадающих в перечень отобранных по критериям, создается режим наибольшего благоприятствования, т.е. они не включаются в план выездных проверок.
Суть концепции в том, что налогоплательщикам предоставляется право на самостоятельную оценку рисков и право оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов. В 2008 г. введен еще один критерий - "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". В концепции указываются обстоятельства, повышающие риски.
Планирование выездных проверок на основе Концепции предполагает двустороннюю ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. И это особенно актуально для налогоплательщиков лесной отрасли.
С целью декриминализации лесной отрасли в 2009 году налоговыми органами Приморского края будет шире применяться положительный опыт других регионов. В частности, опыт налоговых органов Забайкальского края, Читинской области, позволивший изменить ситуацию по применению ст. 40 Налогового кодекса РФ. Будет применяться, так называемая, "индикативная цена", учитывающая существенную информацию: экспортные операции, условия оплаты контрактов, страну-покупателя, условия поставки, место происхождения товара, физические характеристики лесоматериалов, качественные характеристики, коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и т.п.
Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в настоящее время признают правомерным применение доначислений в соответствии с "индикативной ценой" как с рыночной в рамках ст. 40 НК РФ.
Учитывая особое внимание к этому вопросу Правительства Российской Федерации, ФНС России и Прокуратуры Приморского края, в будущем году налоговая служба края мобилизует свои усилия на проведение контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков лесной отрасли, включая борьбу с незаконными рубками леса и нелегальным оборотом древесины.
Лесные богатства России должны использоваться рационально и приносить пользу не отдельным представителям бизнеса, а государству и его гражданам.
|
Отдел работы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пресс-релиз Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 30 декабря 2008 г. "Лесная отрасль в свете наполнения государственного бюджета"
Текст Пресс-релиза официально опубликован не был