Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Приморского края от 23 июня 2010 г. N 632-КЗ в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Краевая целевая программа
"Электронное Приморье" на 2005-2010 годы
(утв. Законом Приморского края от 6 мая 2005 г. N 240-КЗ)
14 июня 2006 г., 28 июня 2007 г., 2 июня, 3 декабря 2008 г., 23 июня 2010 г.
Паспорт
краевой целевой программы "Электронное Приморье" на 2005-2010 годы
Наименование программы |
краевая целевая программа "Электронное Приморье" на 2005-2010 годы (далее-Программа) |
Основание разработки программы |
федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 |
Государственный заказчик программы |
департамент связи и информатизации Приморского края |
Основные разработчики программы |
департамент связи и информатизации администрации Приморского края, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный государственный технический университет им. адмирала Г.И. Невельского, Тихоокеанский государственный экономический университет, Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук |
Цели и задачи программы |
цели: совершенствование деятельности органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти Приморского края и общедоступности информационных ресурсов; совершенствование взаимодействия органов государственной власти Приморского края с хозяйствующими субъектами и населением; задачи: развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края; развитие информационной системы органов государственной власти Приморского края; развитие системы социального обслуживания, научно-образовательной и культурной сфер на основе информационно-коммуникационных технологий; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения |
Срок и этапы реализации программы |
2005-2010 годы: I этап - 2005-2007 годы II этап - 2008-2010 годы |
Перечень основных мероприятий программы |
1) развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края: а) строительство межотраслевой региональной информационной сети органов государственной власти, бюджетных организаций и учреждений в крупных городах края (Находка, Уссурийск, Артем); б) развитие корпоративной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории Приморского края; в) подключение бюджетных организаций и образовательных учреждений к корпоративной сети органов государственной власти; г) создание пунктов коллективного доступа на базе школ, библиотек, отделений связи; 2) развитие информационной системы органов государственной власти Приморского края: а) создание инфраструктуры электронного документооборота; б) ведение защищенного документооборота между органами государственной власти Приморского края с применением электронной цифровой подписи; в) проектирование и внедрение системы электронного документооборота органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления; г) доработка системы поддержки принятия решений ("Автоматизированное рабочее место руководителя, помощника, секретаря (служба поддержки принятия решений)" - для администрации Приморского края; д) мероприятия по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов; е) создание портала органов государственной власти Приморского края; 3) развитие системы социального обслуживания, научно-образовательной и культурной сфер: а) обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти Приморского края и эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе информационно-коммуникационных технологий; б) развитие инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий; в) развитие единой научно-образовательной информационной среды Приморского края; г) использование информационно-коммуникационных технологий в культурной сфере; д) создание системы персонального учета населения Приморского края; 4) обеспечение безопасности жизнедеятельности населения: а) создание автоматизированной информационной системы единой дежурной диспетчерской сети Приморского края; б) создание единой краевой системы управления действиями в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: аварийные разливы нефти, взрывы и пожары на промышленных объектах, лесные пожары, наводнения, тайфуны, цунами, землетрясения; в) создание системы оценки защищенности граждан, промышленных объектов, объектов социальной инфраструктуры от террористических актов; г) создание системы оповещения предприятий, организаций и населения о возникновении и (или) угрозе чрезвычайных ситуаций на территории Приморского края, д) организационная и техническая помощь УВД Приморского края; 5) обеспечение реализации Программы |
Исполнители программы |
подрядные организации, определяемые на конкурсной основе |
Объем и источники финансирования программы |
мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников. Общий объем в течение 2005-2010 годов - 584,471 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета- 285,236 млн рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 65,979 млн рублей; внебюджетные источники - 58,564 млн рублей. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" - 174,692 млн рублей по мероприятиям Программы, цели и задачи которых совпадают с мероприятиями федеральной целевой программы" |
Ожидаемые конечные результаты программы |
формирование нормативной правовой базы в области информационных технологий; формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для работы органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предприятий, хозяйствующих субъектов и их взаимодействия; повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий; унификация процессов разработки и интеграция используемых в управлении информационных систем и ресурсов, обеспечение доступа населения Приморского края к информации о деятельности органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления и к общедоступным государственным информационным ресурсам через Интернет; повышение информационной открытости органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг; повышение компьютерной грамотности государственных служащих и населения |
Организация контроля за реализацией программы |
департамент связи и информатизации администрации Приморского края обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности подрядчиков, определяемых на конкурсной основе; департамент финансов администрации Приморского края контролирует целенаправленное использование средств |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
По рекомендациям Министерства связи и информатизации Российской Федерации администрацией Приморского края на основе федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" была разработана краевая целевая программа "Электронное Приморье" на 2005-2010 годы (далее - Программа). Программа определяет стратегические приоритеты развития сферы информационно-коммуникационных технологий на 2005-2010 годы.
Программа имеет комплексный характер, для достижения ее целей решаются технические, социальные, экономические задачи, задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Приморского края.
Стратегическими приоритетами Программы до 2010 года являются:
направленность процессов развития сферы информационно-коммуникационных технологий на решение задач социально-экономического развития Приморского края и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Приморского края;
обеспечение открытости информации о деятельности органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления для граждан и организаций;
обеспечение предоставления информационных услуг гражданам и организациям на основе информационных технологий "одного окна";
обеспечение эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию проектов в сфере информатизации.
В рамках реализации краевой целевой программы "Электронное Приморье" на 2004-2005 годы был проведен анализ текущего уровня информатизации и основных направлений использования информационных технологий в органах власти Приморского края. Такой анализ позволяет выделить ряд ключевых проблем в сфере краевой информатизации и развития телекоммуникационных ресурсов:
превалирование информатизации и автоматизации внутренних процессов деятельности органов власти над внешними, подразумевающими взаимодействие органов государственной власти Приморского края с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, населением и бизнесом;
недостаточное количество прикладных информационных систем, обеспечивающих приоритетные информационные потребности органов государственной власти Приморского края, а функциональность существующих систем требует существенного расширения;
отсутствие единых стандартов на цифровые сертификаты ключей электронной цифровой подписи на базе отечественных криптографических алгоритмов;
неравномерный уровень развития процессов информатизации и инфраструктурного обеспечения муниципальных образований ("цифровое неравенство"), что препятствует выработке единой политики в отношении формирования информационных ресурсов органов местного самоуправления и формированию единой инфраструктуры информационного взаимодействия;
низкий уровень социальной направленности информационных систем и ресурсов органов государственной власти Приморского края, подразумевающий большее количество сервисов, оказываемых населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а также низкий уровень информационной прозрачности и открытости органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления, подразумевающих получение информации о деятельности органов власти и по обработке запросов физических лиц;
низкий уровень предоставления государственных услуг хозяйствующим субъектам с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
высокие тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, не позволяющие в полной мере использовать потенциал созданной в крае телекоммуникационной инфраструктуры;
недостаточное информационное обеспечение структур власти, силовых структур, населения в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
совершенствование деятельности органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления;
обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти Приморского края и общедоступности информационных ресурсов;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти Приморского края с хозяйствующими субъектами и населением.
Можно выделить следующие задачи, направленные на достижение целей, декларированных Программой:
развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края;
развитие информационной системы органов государственной власти Приморского края;
развитие системы социального обслуживания, научно-образовательной и культурной сфер;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.
Разработка Программы и формирование перечня мероприятий по ее реализации основаны на следующих принципах:
максимальное снижение административных барьеров на пути развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий при обеспечении конституционных прав граждан и интересов безопасности государства;
открытость концепции, целей и задач Программы для обсуждения всеми заинтересованными сторонами;
недопущение дублирования работ, реализуемых в рамках других программ.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2005-2010 годы:
I этап - 2005-2007 годы;
II этап - 2008-2010 годы.
В 2005 году будут реализовываться следующие мероприятия:
1) по направлению развития инфраструктуры:
проектирование мультисервисной сети в городах Артеме, Находке, Уссурийске;
домодернизация линий внутренней связи в здании администрации Приморского края;
2) по развитию информационной системы (управленческий блок):
создание удостоверяющего центра;
создание инфраструктуры корпоративной сети органов государственной власти Приморского края;
проектирование и разворачивание системы электронного документооборота;
3) по социальному блоку:
организация подключения учреждений общего образования к межотраслевой региональной информационной сети (приложение 4);
создание элементов системы персонального учета населения Приморского края;
организация создания краевой сети телерадиовещания (перечень населенных пунктов на территории Приморского края планируемых для установки телевизионных передатчиков в 2005 году указан в приложении 5);
4) по блоку обеспечения безопасности жизнедеятельности:
создание единой дежурной диспетчерской службы.
Как показывает опыт, развитие сферы информационно-коммуникационных технологий происходит стремительно и прогнозирование ожидаемого эффекта на срок свыше двух-трех лет редко оказывается достоверным. Мероприятия следующих этапов планируется утверждать в конце года на каждый последующий год с учетом результатов предыдущего года.
4. Перечень мероприятий Программы
4.1. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Приморского края
В Приморском крае в 2003-2004 годы наиболее интенсивно развивались телекоммуникации. В рамках дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры предусматриваются мероприятия по строительству межотраслевой региональной информационной сети в городах Находке, Уссурийске, Артеме. Посредством этой сети жителям городов будет предоставлена возможность доступа к услугам мультисервисных сетей (высокоскоростного доступа к сети Интернет, высококачественного телевидения и т.д.).
Ресурсы межотраслевой региональной информационной сети будут использованы для развития корпоративной сети органов государственной власти Приморского края, территориальных органов федеральных органов власти и органов местного самоуправления (далее - корпоративная сеть). Корпоративная сеть объединит все государственные структуры, силовые ведомства в муниципальных образованиях Приморского края и создаст основу для создания информационных систем органов государственной власти и межведомственных информационных систем. Ресурсы этой сети также будут использоваться для предоставления телекоммуникационных услуг (аудио-, видеоконференции, селекторные совещания и другое).
Планируется подключение бюджетных организаций и образовательных учреждений к корпоративной сети, что позволит сократить расходы бюджетных средств на оплату услуг связи, эффективно использовать ресурсы корпоративной сети органов государственной власти Приморского края, повысить эффективность работы бюджетных учреждений, а в перспективе развивать образовательную сеть.
Мероприятия.
Для развития телекоммуникационной инфраструктуры Программой предусматриваются следующие мероприятия:
1) строительство межотраслевой региональной информационной сети органов государственной власти, бюджетных организаций и учреждений в крупных городах края (Находка, Уссурийск, Артем);
2) развитие корпоративной сети органов государственной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории Приморского края;
3) подключение бюджетных организаций и образовательных учреждений к корпоративной сети органов государственной власти;
4) создание пунктов коллективного доступа на базе школ, библиотек, отделений связи.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации заявленных мероприятий появится возможность:
сокращения расходов краевого бюджета на услуги связи;
повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления, оперативное взаимодействие силовых структур со своими подразделениями в муниципальных образованиях;
объединения локальных сетей бюджетных организаций и создание предпосылок для их развития;
создания условий для развития дистанционного образования в Приморском крае, увеличение доступности открытых информационных систем для населения Приморского края;
создания платформы для построения информационной системы Приморского края.
4.2. Развитие информационной системы органов государственной власти Приморского края
Приоритетными для администрации Приморского края являются:
создание инфраструктуры электронного документооборота;
ведение защищенного документооборота между органами государственной власти Приморского края с применением электронной цифровой подписи;
проектирование и внедрение системы электронного документооборота органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления;
доработка информационной системы "автоматизированное рабочее место руководителя, помощника, секретаря (система поддержки принятия решений)"-для администрации Приморского края;
мероприятия по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов;
создание портала органов государственной власти Приморского края.
4.2.1. Создание инфраструктуры электронного документооборота
На основе создаваемой по краю межотраслевой региональной информационной сети будет продолжаться развитие корпоративной сети органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления и создаваться инфраструктура электронного документооборота.
Инфраструктура служит для автоматизации служб документационного обеспечения администрации Приморского края, органов исполнительной и законодательной власти и органов местного самоуправления в части обработки управленческой документации, а именно задач создания, согласования, утверждения, регистрации, хранения и рассылки управленческих документов, а также контроля исполнения связанных с ними резолюций и поручений.
Задачами инфраструктуры электронного документооборота являются:
обеспечение совместимости стандартов документооборота при информационном обмене между системами электронного документооборота органов государственной власти, в том числе обеспечение совместимости с ведомственными стандартами документооборота;
подключение к компьютерным сетям органов местного самоуправления.
Инфраструктура обеспечивает взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятия.
В ходе создания инфраструктуры электронного документооборота предполагается выполнение следующих работ и мероприятий:
I этап. Разработка технического проекта и нормативно-методической базы инфраструктуры электронного документооборота;
1) разработка технического проекта инфраструктуры электронного документооборота на основе материалов эскизного проекта "Инфраструктуры обеспечения электронного документооборота между органами власти", разработанного в 2003 году в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
2) совершенствование и уточнение существующей и разрабатываемой в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-
2010 годы)" нормативно-технической базы электронного взаимодействия;
3) совершенствование и уточнение существующих и разрабатываемых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-
2010 годы)" стандартов электронного взаимодействия;
4) выбор опытных зон для отработки процедур и алгоритмов электронного взаимодействия;
II этап. Создание опытных зон инфраструктуры электронного документооборота:
1) создание вычислительной инфраструктуры информационно-коммуникационного центра для электронного документооборота;
2) создание (или доработка) программного обеспечения информационно-коммуникационного центра в соответствии с техническим проектом инфраструктуры электронного документооборота;
3) создание виртуальных частных сетей доступа к информационно-коммуникационному центру органов государственной власти Приморского края на основе существующих телекоммуникационных систем;
4) создание и организация сопровождения информационных ресурсов инфраструктуры электронного документооборота, включающих в себя:
лингвистические средства;
банк форм электронных документов;
электронные административные регламенты;
реестр органов государственной власти Приморского края и услуг, предоставляемых ими гражданам и хозяйствующим субъектам;
5) внедрение средств электронного взаимодействия в системах электронного документооборота органов власти опытных зон;
6) выдача персональных электронных сертификатов: сотрудникам органов государственной власти опытных зон, сотрудникам хозяйствующих субъектов, представляющих их интересы, и гражданам, осуществляющим электронное взаимодействие с органами государственной власти;
7) сдача в промышленную эксплуатацию опытной зоны инфраструктуры электронного документооборота;
III этап. Организация электронного взаимодействия органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления:
1) развитие мощности и функциональных характеристик информационно-коммуникационного центра, учитывая опыт эксплуатации в опытных зонах инфраструктуры электронного документооборота;
2) логическая и, если необходимо, физическая модернизация виртуальных частных сетей органов государственной власти с целью охвата ими всех органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления;
3) экспертиза существующих систем электронного документооборота органов государственной власти Приморского края с целью определения необходимого объема их модернизации для интеграции с инфраструктурой электронного документооборота;
4) осуществление модернизации существующих систем электронного документооборота органов государственной власти Приморского края и интеграции их с инфраструктурой электронного документооборота;
5) внедрение технологий электронного взаимодействия органов государственной власти Приморского края между собой, с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и гражданами;
6) выдача персональных электронных сертификатов электронной цифровой подписи сотрудникам органов государственной власти Приморского края;
7) сдача в промышленную эксплуатацию инфраструктуры электронного документооборота.
4.2.2. Ведение защищенного документооборота между органами власти Приморского края с применением электронной цифровой подписи
В составе информационно-коммуникационного центра (подпункт 4.2.1) будет создаваться удостоверяющий центр, обеспечивающий реализацию основных положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и информационно-технологическую поддержку системы электронного документооборота и межведомственного взаимодействия. Основной целью создания удостоверяющего центра является предоставление услуг, призванных обеспечить информационную защищенность и юридическую значимость электронного документооборота органов государственной власти Приморского края.
В дальнейшем администрация Приморского края должна способствовать развитию инфраструктуры удостоверяющих центров на территории Приморского края как ведомственных, так и публичных. Такой подход позволит связать воедино множество разрозненных компонентов информационного пространства Приморья, обеспечив это централизованной политикой в системах юридически значимого и защищенного документооборота.
Мероприятия:
1) создание информационно-технической и юридической базы для развертывания удостоверяющего центра;
2) организация технического обслуживания программно-аппаратного комплекса удостоверяющего центра.
Ожидаемые результаты:
1) налаживание эффективного взаимодействия между участниками информационного обмена;
2) интеграция органов государственной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов власти в общее информационное пространство государственной власти Приморского края и Российской Федерации;
3) создание предпосылок к повсеместному использованию услуг удостоверяющего центра различных пользователей.
4.2.3. Проектирование и разворачивание системы электронного документооборота органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления
Одним из приоритетных направлений работы в рамках Программы является доработка и полномасштабное развертывание системы электронного документооборота.
Опыт разработки и внедрения корпоративной системы электронного документооборота в администрации Приморского края показывает, что на разработку полнофункциональной системы электронного документооборота уходит несколько лет. На российском рынке систем электронного документооборота существует порядка 10 компаний, которые в течение семи последних лет занимались разработкой, внедрением и сопровождением своих систем, наработали огромный опыт, и процессы обследования, проектирования и разработки под конкретного заказчика занимают у них минимальное количество времени. У таких компаний обеспечивается лучшее соотношение цены и качества.
При выборе системы электронного документооборота необходимо учитывать то, администрация Приморского края уже 4 года использует платформу Lotus Notes для организации своего внутреннего документооборота, для ведения кадрового учета государственных служащих, а также для ведения справочной базы данных по всем работникам администрации Приморского края.
Мероприятия:
1) информационное обследование процессов документационного обеспечения органов власти Приморского края и разработка концепции системы электронного документооборота;
2) разработка технического задания;
3) разработка технического проекта;
4) обучение сопровождающего персонала системы электронного документооборота;
5) выбор опытной зоны для реализации опытного проекта системы электронного документооборота и постановка задачи автоматизации опытной зоны;
6) реализация опытного проекта системы электронного документооборота;
7) закупка программного обеспечения (300 мест).
Ожидаемые результаты.
Тактические преимущества связаны в основном с сокращением затрат, к ним относятся:
физическое освобождение места, необходимого для хранения бумажных архивов;
уменьшение затрат на копирование документов;
уменьшение затрат на доставку информации в бумажном виде;
уменьшение трудоемкости;
уменьшение затрат на приобретение бумаги;
повышение эффективности работы: ускорение выполнения работ, увеличение общего количества выполняемых работ.
К стратегическим преимуществам относятся преимущества, которые связаны с улучшениями в ключевых рабочих процессах:
увеличение эффективности доступа к информации;
увеличение скорости реагирования;
увеличение уровня контроля процессов;
улучшение качества работы;
более быстрое и качественное принятие решений;
увеличение качества контроля со стороны руководства;
обеспечение соответствия документов существующим правилам и законам.
4.2.4. Доработка системы поддержки принятия решений
На предыдущем этапе Программы было проведено обследование управленческих процессов и создана первая версия информационной системы "Автоматизированное рабочее место руководителя, помощника, секретаря (система поддержки принятий решений)". При обследовании и проектировании использовался новый подход, основанный на представлении функции органа государственной власти Приморского края в виде совокупности процессов (административных регламентов). Необходима доработка системы поддержки принятия решений в части создания аналитического модуля и модуля прогнозирования социально-экономического развития Приморского края как подсистемы создаваемой системы поддержки принятия решений.
Цель работы - разработка методических, алгоритмических и программных средств анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров состояния Приморского края. Модуль создается в развитие системы поддержки принятия решений и должен выполнять расчетные функции, используя хранящиеся в системе данные.
Мероприятия:
1) подготовка технического задания и проекта системы анализа и прогноза;
2) разработка и внедрение системы.
Ожидаемые результаты.
Возможность разработки краткосрочных, среднесрочных и целевых прогнозов. Система поддержки принятия решений будет позволять оперативно оценить динамику изменения анализируемых показателей в течение заданного периода и в случае резких отклонений от планируемого курса своевременно принять оптимальные решения.
4.2.5. Обеспечение общедоступности государственных информационных ресурсов
Задача обеспечения общедоступности государственных информационных ресурсов должна решаться по следующим направлениям: нормативному, организационному и техническому.
В качестве нормативного обеспечения задачи планируется принятие закона Приморского края об информационных ресурсах Приморского края и порядке предоставления информации органами государственной власти.
В качестве организационного обеспечения задачи в рамках указанного выше закона в департаменте связи и информатизации будут определены специалисты для работы по учету и регистрации информационных ресурсов.
В техническом отношении для единой системы управления общегосударственными информационными ресурсами будет использоваться информационно-коммуникационный центр. В функции информационно-коммуникационного центра будут входить:
интеграция государственных информационных ресурсов и приложений, доступ к которым должен быть реализован на межведомственном уровне;
развитие общесистемных и типовых решений по созданию интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенной для интеграции государственных информационных ресурсов, решения вопросов обработки информации и оперативного доступа к ней;
создание средств обеспечения информационной безопасности функционирования государственных информационных ресурсов и систем;
размещение, обслуживание и поддержка межведомственных информационных систем и общегосударственных информационных регистров, которые не могут быть отнесены к компетенции отдельных органов государственной власти, например, регистра населения Приморского края;
резервирование и хранение данных из ведомственных информационных систем и ресурсов;
поддержание целостности общего информационного пространства органов государственной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов власти и защищенной информационной среды при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия и обмена, а также информационных услуг, оказываемых государством гражданам и организациям в Приморском крае;
предоставление вычислительных мощностей для нужд отдельных органов государственной власти.
Точкой доступа к системе государственных информационных ресурсов Приморского края будет являться портал органов государственной власти Приморского края.
Мероприятия:
1) выявление обладателей информационных ресурсов;
2) установление владельцев и основных пользователей информационного ресурса;
3) осуществление классификации различных ресурсов, получение сведений о содержании, системе сбора, обработки и доступа к конкретному информационному наполнению;
4) создание и развитие системы учета, регистрации и оценки информационных ресурсов и систем Приморского края;
5) разработка методологии по эффективному управлению общегосударственными информационными ресурсами Приморского края.
В результате проведения указанных мероприятий ожидаются следующие результаты:
1) создание интегрированной информационной системы Приморского края, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, накопление и предоставление авторизованного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об объектах государственного управления, совместно используемых заинтересованными органами государственной власти;
2) сохранность и доступность всей совокупности формируемых государственных информационных ресурсов на межведомственном уровне;
3) эффективность межведомственного информационного обмена;
4) централизация управления ключевыми информационными ресурсами;
5) сокращение расходов на разработку, приобретение, внедрение и эксплуатацию отдельных межведомственных систем и приложений;
6) преемственность деятельности отдельных органов государственной власти в случае изменения их структуры;
7) безопасность размещаемых информационных систем и ресурсов на государственном уровне, централизованный и эффективный контроль за доступом к данным;
8) формирование единых и достоверных источников информации.
4.3. Развитие системы социального обслуживания, научно-образовательной и культурной сфер на основе информационно-коммуникационных технологий
Администрация Приморского края осуществляет многоплановую социальную политику, направленную на улучшение уровня и условий жизни всех социальных слоев и категорий жителей Приморья. Основными мероприятиями Программы являются:
обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти Приморского края для граждан и обеспечение эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе информационно-коммуникационных технологий;
развитие инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;
развитие единой научно-образовательной информационной среды Приморского края;
использование информационно-коммуникационных технологий в культурной сфере;
создание системы персонального учета населения Приморского края.
4.3.1. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти Приморского края и эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе информационно-коммуникационных технологий.
Открытость в деятельности органов государственной власти Приморского края будет осуществляться через портал органов государственной власти Приморского края.
Эффективное взаимодействие органов государственной власти между собой, с органами местного самоуправления, населением и бизнесом может быть организовано через единый информационный портал органов государственной власти Приморского края. Структурно портал будет состоять из двух частей - внутренней и внешней. Внутренняя (Интернет), не доступная внешним пользователям, предназначена для взаимодействия органов государственной власти Приморского края между собой, а внешняя - для взаимодействия органов государственной власти с населением и бизнесом.
Деятельность портала органов государственной власти Приморского края направлена на создание максимально удобного для конечного пользователя средства доступа к государственным интернет-, интранет-ресурсам и комфортной среды электронного взаимодействия органов государственной власти с населением.
Портал является:
центральной точкой доступа для всех пользователей сети Интернет к информации об исполнительной власти и результатах ее повседневной деятельности;
универсальным средством навигации по всей совокупности информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти, обеспечивающим пользователю экономию времени;
средой электронного взаимодействия органов государственной власти и целевых групп потребителей информации о деятельности органов государственной власти и услуг, предоставляемых органами государственной власти. Предлагаемая среда взаимодействия способствует росту информационной культуры общества, развитию демократических процедур и гражданского контроля за властью;
средством экспертной поддержки граждан и бизнеса по различным вопросам взаимодействия с органами государственной власти.
Мероприятия:
1) нормативно-правовое, организационно-техническое и информационное обеспечение административного портала Приморского края;
2) определение структуры основных информационных разделов портала;
3) обеспечение координации деятельности по управлению и поддержке портала.
Ожидаемые результаты:
1) повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти Приморского края и администрации Приморского края;
2) повышение осведомленности граждан о деятельности органов исполнительной власти Приморского края и администрации Приморского края;
3) повышение эффективности процедур общественной экспертизы решений, разрабатываемых и принимаемых органами исполнительной власти Приморского края и администрацией Приморского края;
4) упрощение предоставления органами государственной власти Приморского края услуг населению и хозяйствующим субъектам;
5) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Приморского края и администрации Приморского края, совершенствование системы управления, повышение оперативности и эффективности принимаемых решений, повышение производительности работы государственных служащих.
4.3.2. Развитие инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий
Назревшей проблемой является эффективное развертывание инновационных процессов на региональном уровне. В Приморском крае число организаций, выполняющих исследования и разработку, в 2000 году сократилось по сравнению с 1990 годом в два раза, что выше среднего показателя по России. Большая часть производственных мощностей с технологической точки зрения не соответствует современным требованиям.
Полюса развития, центры экономического роста и конкурентоспособности регионов в большей степени связаны именно с информационными технологиями, ускоряющими инновационные процессы и способствующими привлечению информационных ресурсов в регион. Положительная динамика в этой сфере напрямую зависит от развития рынка телекоммуникационных услуг и соответствующей информационной инфраструктуры.
Производство информационно-коммуникационных технологий и услуг на базе информационно-коммуникационных технологий является самой динамично-развивающейся в мире отраслью, как с точки зрения нововведений, так и с точки зрения объемов продаж. Предприятия этого сектора отличаются наибольшей инновационной активностью. Большинство предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса не имеют понятия о возможностях компьютерной техники, новых информационно-коммуникационных технологиях и сетевых информационных коммуникациях, способных упростить ведение бизнеса и повысить его эффективность. В этой связи необходимо развивать систему поддержки и вовлечения в процесс информатизации представителей бизнеса.
Для оказания практической помощи хозяйствующим субъектам в формировании передовой технологической базы, инновационных механизмов и воспроизводства интеллектуальных ресурсов целесообразно создание регионального ресурсного центра мониторинга инновационной деятельности на территории края. Создание такого центра обусловлено необходимостью повышения инновационной активности в крае в условиях новой экономической формации для решения задач социально-экономического развития, совершенствования, расширения номенклатуры и выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями всех форм собственности. Центр создается как одно из функциональных звеньев инновационной инфраструктуры края.
Мероприятия:
1) создание регионального ресурсного центра мониторинга инновационной деятельности;
2) анализ экономических показателей, бизнес-среды и факторов конкурентоспособности предприятий по производству информации, информационно-коммуникационных технологий и услуг;
3) создание условий для повышения престижности инновационной деятельности через широкую демонстрацию и пропаганду потребностей в инновациях и специалистах высокого уровня;
4) обеспечение совместного участия предприятий, организаций науки, высшего образования и инновационных структур в реализации инновационных проектов;
5) анализ состояния краевой инновационной системы, проблем инновационного предпринимательства, разработка предложений по стимулированию инновационной активности предприятий сектора информационно-коммуникационных технологий;
6) проведение обучающих семинаров по основам информатики, информационно-коммуникационных систем и технологий, особенностям прикладных систем и программ (бухгалтерские, хозяйственные и т.д.);
7) создание единой информационной основы для обеспечения коммерциализации (трансфера) знаний и технологий.
Ожидаемые результаты:
1) развитие конкурентоспособного производства информации, информационно-коммуникационных технологий и услуг в Приморском крае;
2) развитие инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
3) повышение качества управления инновационной деятельностью через внедрение системы мониторинга на базе эффективной технологии сбора, обработки и использования информации как об объектах управления, так и о значимых показателях;
4) повышение эффективности инновационной деятельности;
5) укрепление взаимосвязи инновационных структур с предприятиями и научными организациями на территории края;
6) создание и поддержка распределенной системы мониторинга инновационной деятельности на базе передовых информационных технологий;
7) развитие конкурентоспособного производства информации, информационно-коммуникационных технологий и услуг в Приморском крае;
8) развитие инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий.
4.3.3. Основной целью мероприятий по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет образовательных учреждений Приморского края, включая оплату трафика, является обеспечение доступа в сеть Интернет образовательных учреждений Приморского края.
Мероприятия по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет муниципальных образовательных учреждений Приморского края, включая оплату трафика, осуществляются за счет бюджетов муниципальных образований и средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края с целью софинансирования указанных мероприятий.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, на территории которых расположены муниципальные образовательные учреждения, подключенные к сети Интернет.
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидии рассчитывается с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования в соответствии с методикой расчета, приведенной в приложении 16 к Программе.
Общий размер софинансирования за счет средств краевого бюджета не может превышать 78,02 процента от общего объема финансирования мероприятий по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет муниципальных образовательных учреждений Приморского края, включая оплату трафика.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований при условии принятия муниципальной программы, устанавливающей расходные обязательства по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет муниципальных образовательных учреждений Приморского края, включая оплату трафика, на 2010 год, муниципального правового акта о бюджете, предусматривающего средства в объеме, обеспечивающем соблюдение уровня софинансирования, определенного приложением 16 к Программе.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом использования краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту связи и информатизации Приморского края на указанные цели.
Распределение субсидий утверждается нормативным правовым актом Администрации Приморского края.
Для перечисления субсидии уполномоченные органы местного самоуправления предоставляют в департамент связи и информатизации Приморского края следующие документы:
единовременно, в срок до 31 мая 2010 года:
заявление на предоставление субсидии в соответствии с формой, приведенной в приложении 17 к Программе;
муниципальную программу, устанавливающую расходные обязательства по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет муниципальных образовательных учреждений, включая оплату трафика, на 2010 год;
выписку из муниципального правового акта о бюджете муниципального образования;
муниципальные контракты (договоры) на выполнение работ;
ежемесячно:
копию платежного документа о фактическом финансировании из бюджета муниципального образования мероприятий по программно-техническому обслуживанию сети доступа в Интернет муниципальных образовательных учреждений Приморского края, включая оплату трафика.
Субсидии перечисляются департаментом связи и информатизации Приморского края в бюджеты муниципальных образований на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов муниципальных образований, ежемесячно пропорционально фактическим расходам местных бюджетов.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Отчеты об использовании субсидии (далее - отчеты) предоставляются в департамент связи и информатизации Приморского края ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в бумажном и электронном виде по форме, утвержденной департаментом связи и информатизации Приморского края.
В случае использования субсидии не по целевому назначению они взыскиваются в краевой бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидий, непредоставления в срок отчетов об использовании субсидии департамент связи и информатизации Приморского края направляет информацию о выявленных нарушениях в департамент финансов Приморского края для приостановления предоставления субсидии.
Ответственность за результативность, целевое использование субсидий, достоверность предоставленных в департамент связи и информатизации Приморского края документов и отчетов возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, установленных при предоставлении субсидий, осуществляется департаментом связи и информатизации Приморского края.
4.3.4. Использование информационно-коммуникационных технологий в культурной сфере
В Приморском крае крайне недостаточное внимание уделяется созданию информационных систем для культуры. Кроме информатизации деятельности отдельных учреждений культуры требуется решение вопросов интеграции информационных ресурсов и предоставления к ним доступа.
Мероприятия:
1) разработка концепции информатизации учреждений культуры (библиотек, музеев);
2) создание и развитие корпоративной библиотечно-компьютерной сети;
3) организация широкого обучения информационным технологиям, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры;
4) создание сводного каталога библиотек Приморья, координация работ по библиографическому описанию источников, содействие общедоступности электронных библиотек для граждан и бюджетных организаций.
4.3.5. Система персонального учета населения Приморского края
В настоящее время учет населения ведется различными органами государственной власти Приморского края, организациями федерального уровня, расположенными на территории края, а также органами местного самоуправления.
Существующая ситуация в области ведения учета населения в Приморском крае и в Российской Федерации характеризуется отсутствием единой системы, что обусловливает низкую эффективность следующих видов информационного взаимодействия:
населения с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
межведомственного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и органами местного самоуправления в части персональной информации.
В конечном итоге снижается эффективность деятельности государства по предоставлению услуг гражданам. В то же время существует необходимость комплексного подхода при использовании персональных данных для решения задач государства.
Система персонального учета населения Приморского края - это государственная межведомственная система интеграции информационных систем и ресурсов, обеспечивающая взаимодействие следующих существующих автоматизированных информационных систем:
автоматизированная информационная система органов по налогам и сборам;
автоматизированная информационная система органов записи актов гражданского состояния;
автоматизированная информационная система органов внутренних дел, в том числе паспортно-визовой и миграционной служб;
автоматизированная информационная система органов статистики;
автоматизированная информационная система органов пенсионного обеспечения;
автоматизированная информационная система органов социального страхования;
автоматизированная информационная система органов медицинского страхования;
автоматизированная информационная система органов по чрезвычайным ситуациям;
государственной автоматизированной системы "Выборы";
автоматизированная информационная система жилищных органов.
Создание системы персонального учета населения решает два основных блока задач:
1) задачи, направленные на повышение эффективности государственной социально-экономической политики;
2) задачи, связанные с повышением эффективности системы предоставления государством услуг населению.
Создание системы персонального учета населения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
1) реализация системы персонального учета населения не предусматривает кардинальных изменений действующих процедур сбора и обработки персональных данных, реализуемых отдельными органами власти в рамках выполнения закрепленных за ними функций;
2) система имеет децентрализованный характер и основана на использовании существующих автоматизированных систем учета населения, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления самостоятельно;
3) организация взаимодействия и информационного обмена автоматизированных систем учета населения между собой в рамках системы персонального учета населения обеспечивается на основе общих методических и технологических принципов и стандартов;
4) система персонального учета населения основана на использовании гармонизированных классификаторов и справочников во всех системах учета населения;
5) регистрация иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством;
6) система персонального учета населения должна иметь возможность подключения систем учета населения на основе единой процедуры;
7) система должна создаваться с учетом существующей информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;
8) защита персональных данных должна осуществляться в соответствии с основными положениями нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной безопасности;
9) хранение персональных данных в электронном виде осуществляется в автоматизированных системах по месту их возникновения.
Мероприятия.
Создание системы персонального учета населения осуществляется в несколько основных этапов. На первом этапе (до конца 2005 года) осуществляются следующие мероприятия:
технический аудит существующих ведомственных и региональных систем учета населения, уровня развития их информационно-технологической инфраструктуры, существующих процедур сбора и актуализации персональных данных, их объема, структуры и качества, а также определение требований по их модификации и доработке соответствующих систем;
разработка технического задания на создание системы и реализация ее отдельных компонентов с учетом мер по защите персональных данных;
разработка задания на создание нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и последующего использования органами власти системы персонального учета населения.
На втором этапе (до конца 2008 года) осуществляется:
реализация технологических компонентов системы персонального учета;
оснащение необходимым аппаратным и программным обеспечением органов, обеспечивающих сбор первичных регистрационных данных;
разработка необходимого нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения в соответствии с требованиями технических заданий;
подготовка ведомственных информационных систем к включению в систему персонального учета (выверка и нормализация данных, реализация механизмов обеспечения соответствия идентификатора персональных данных записям в ведомственных базах данных и т.д.);
реализация регламентов информационного обмена систем учета населения между собой в рамках системы персонального учета населения, технической поддержки и обслуживания, а также предоставления информационных услуг.
В случае включения Приморского края в пилотную зону по созданию и внедрению системы персонального учета населения будет получено софинансирование от Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которое обязуется предоставить методику разработки и внедрения системы персонального учета населения, а также программное обеспечение по конвертации данных из форматов ведомственных систем в принятый формат. На средства краевого бюджета будет закупаться компьютерное оборудование, проводиться обучение персонала работе в системе и внедрение системы.
Ожидаемые результаты.
Создание системы персонального учета населения позволит:
обрабатывать и администрировать персональные данные с целью повышения эффективности их использования;
обеспечивать многократное использование персональной информации;
эффективно обмениваться информацией в электронном виде;
обеспечить более эффективную защиту персональной информации;
поддерживать и постоянно совершенствовать систему работы с персональной информацией.
В итоге будет достигнуто повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с ведением учета населения, что определяет существенный экономический и социальный эффект в масштабах всего края. Оценка эффекта от внедрения системы персонального учета населения должна учитывать качественную и количественную составляющие. Как показывает опыт, роль качественной составляющей для такого типа проектов более существенна, чем роль количественной.
Качественный эффект от создания системы выражается в:
упрощении процедур получения услуг от органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе повышении прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижении ресурсных затрат и сокращении сроков реализации отдельных процедур и мероприятий;
повышении эффективности реализации фискальных и налоговых функций;
повышении эффективности реализации функций по обеспечению правопорядка, безопасности государства и обороны страны;
повышении эффективности реализации миграционной и демографической политики;
повышении эффективности государственной политики и правоустанавливающей деятельности в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
повышении качества планирования деятельности органов государственной власти и контроля их эффективности на основе анализа комплексной и агрегированной информации о социально-демографической структуре и составе населения.
Система создаст информационно-аналитическую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Обоснованность приведенных оценок подтверждается аналитическими данными по эксплуатации компонентов системы, реализующих межведомственное взаимодействие на основе информационно-коммуникационных технологий в отдельных субъектах Российской Федерации.
Экономический эффект для Приморья от создания системы персонального учета населения складывается из двух составляющих:
экономии средств населения;
экономии бюджетных средств.
Количественный эффект в данном случае определяется экономией на затратах, связанных с обеспечением межведомственного взаимодействия в целях организации ведения учета населения в условиях отсутствия целостной системы; дублированием действий различных органов власти при сборе, хранении и использовании персональной информации; необходимостью получения населением разнообразных справок в различных органах власти и др.
Общий количественный эффект оценить на данном этапе не представляется возможным. Существует возможность приблизительно оценить экономию при снижении лишь отдельных затрат.
Так, одним из важнейших экономических эффектов, которые государство получит с созданием системы персонального учета населения является снижение издержек, связанных с необходимостью получения гражданами различных справок в органах государственной власти.
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий:
1) совершенствование социального обслуживания и обеспечения населения на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
2) обеспечение органов государственной власти Приморского края актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории края;
3) интеграция информационных ресурсов отраслей социальной сферы, обеспечение эффективного автоматизированного обмена в сфере учета населения.
4.4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Геополитическое положение Приморского края предъявляет особые требования к системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории края. Специфический климат, большая протяженность границ с КНР и КНДР, нелегальный приток иностранцев, удаленность от центральных регионов страны - все это ставит в особое положение правоохранительные органы и органы, обеспечивающие безопасность населения во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для эффективной реализации властных полномочий администрации Приморского края при необходимости заблаговременного оповещения населения о возможности чрезвычайных ситуаций, для рационального управления персоналом и ресурсами для снижения последствий чрезвычайных ситуаций, для оптимизации взаимодействия подразделений, занятых ликвидацией чрезвычайных ситуаций необходима информационная поддержка. Международный и отечественный опыт применения специализированных информационных систем, предназначенных для управления действиями в чрезвычайных ситуаций, показывает их высокую эффективность и позволяет значительно снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций и сократить возможные потери от чрезвычайных ситуаций.
Программными мероприятиями предусматривается создание блока информационно-аналитических и прогнозных систем в области безопасности жизнедеятельности. Системы создаются с целью повышения защищенности граждан от воздействий при возникновении чрезвычайных ситуаций, террористических актов, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения последствий чрезвычайных ситуаций. Наличие систем управления действиями в чрезвычайных ситуациях позволит органам государственной власти принимать адекватные решения по управлению действиями в чрезвычайных ситуациях, получать достоверную информацию об ущербе, полученном от чрезвычайных ситуаций, значительно снизить затраты на ликвидацию последствий от чрезвычайных ситуаций, оперативно оповещать предприятия, организации и население о возникновении и (или) угрозе чрезвычайных ситуаций в Приморском крае.
Системы данного блока являются связанными с другими ресурсными системами, создаваемыми в рамках Программы.
Системы для управления действиями в чрезвычайных ситуациях функционируют как в режиме постоянного дежурства, так и в режиме периодического использования штабами при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия.
Программой предусматриваются:
1) создание автоматизированной информационной системы единой дежурной диспетчерской сети Приморского края;
2) создание единой краевой системы управления действиями в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: аварийные разливы нефти, взрывы и пожары на промышленных объектах, лесные пожары, наводнения, тайфуны, цунами, землетрясения;
3) создание системы оценки защищенности граждан, промышленных объектов, объектов социальной инфраструктуры от террористических актов;
4) создание системы оповещения предприятий, организаций и населения о возникновении и (или) угрозе чрезвычайных ситуаций на территории Приморского края,
5) организационная и техническая помощь УВД Приморского края.
Системы предназначены для предупреждения чрезвычайных ситуаций, управления действиями в чрезвычайных ситуациях краевого масштаба. В случае необходимости ресурсы систем могут использоваться для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций большего масштаба, например, крупного разлива нефти на смежных акваториях, угрожающего ущербом нескольким странам (Россия, Корея, Япония). В этом случае создаваемые системы будут основой для реализации обязательств России в соответствии с международными договоренностями (NOWPAP).
4.4.1. Автоматизированная информационная система единой дежурной диспетчерской сети Приморского края
Система создается для обеспечения информационной поддержки работы всех служб экстренной помощи на территории Приморского края и комиссии при администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Система призвана обеспечить работу единой дежурной диспетчерской сети и органов краевого управления в режимах прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, слежение за их развитием, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Система должна создаваться в соответствии с требованиями, определенными Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794. Это определяет основные концептуальные принципы ее создания, а также ее структурно-функциональное построение.
В процессе выполнения работ в 2005-2006 годах планируется:
разработать концепцию взаимодействия всех дежурно-диспетчерских служб и органов исполнительной власти Приморского края при прогнозировании и возникновении чрезвычайных ситуаций на базе современных технических средств и информационных технологий;
создать типовые автоматизированные информационные системы дежурно-диспетчерских служб субъектов края (районного и городского уровней, уровней особо опасных объектов);
внедрение типовых информационных систем на дежурно-диспетчерских службах по мере их готовности;
разработать схему информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб районного, городского и краевого уровней;
сконструировать схему электронного обмена данными между Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и городскими и районными пунктами единой дежурной диспетчерской сети края;
разработка базовых алгоритмов анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В период 2007-2010 годов подключить к системе все субъекты единой дежурной диспетчерской сети края.
4.4.2. Единая краевая система управления действиями в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Система предназначена для информационной поддержки работы комиссии при администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в случае возникновения аварийных разливов нефти краевого масштаба, взрывов и пожаров на промышленных объектах, масштабных лесных пожаров, наводнений, последствий тайфунов и цунами, землетрясений, террористических актов.
Целью создания системы является обеспечение органов государственной власти Приморского края необходимой информацией в режимах прогнозирования предупреждения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, слежение за их развитием, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Работа проводится в соответствии с пунктом 5 Перечня приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (приложение 2 к указанию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 октября 2001 года N 300).
Создаваемая система является территориальной подсистемой Российской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, требования к которой определены Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794. Это определяет основные концептуальные принципы создания территориальной информационной управляющей системы, а также структурно-функциональное ее построение.
Отличие и новизна решений, которые планируется получить в процессе выполнения заявляемой работы, обусловлены главным образом спецификой региона с точки зрения чрезвычайных ситуаций, а также специальными алгоритмами прогнозирования чрезвычайных ситуаций, использованием в процессе синтеза управляющих воздействий "принципа прецедентов", а также оригинальными алгоритмами мониторинга.
На территории Приморского края (Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского) имеется версия информационной системы, составляющей основу технологии CRISIS, апробированная при решении задач по управлению действиями по ликвидации аварийных разливов нефти в ряде региональных морских учений. Данная технология позволяет строить информационно-аналитические системы на основе геоинформационных систем для управления действиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также в Приморском крае разработаны концепция, принципы и методология создания и развития автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Приморском крае (Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук).
4.4.3. Система оценки защищенности граждан, промышленных объектов, объектов социальной инфраструктуры от террористических актов
Система создается с целью реализации превентивных (профилактических) мер возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами.
Приоритетными для этой системы являются следующие объекты:
промышленные предприятия, учебные заведения, школы, места проведения массовых мероприятий (стадионы, площади).
С целью защиты граждан и промышленных объектов должны быть разработаны стандарты защищенности, включающие наличие обученного персонала, систем наблюдения и сигнализации, эвакуационного оборудования, планов действий, по аналогии с тем, как сегодня на уровне международных требований четко прописаны требования к системам охраны морских судов, портов и их отдельных терминалов. Значения параметров, состав которых определен соответствующими стандартами, вносятся в информационную систему и отслеживаются в дальнейшем для определения степени защищенности объекта.
Информационная система оценки защищенности граждан, промышленных объектов, объектов социальной инфраструктуры позволит иметь в оперативном режиме географически привязанную информацию о местах слабой защищенности объектов, прогнозировать повышенную вероятность возникновения нападений или возникновения чрезвычайных ситуаций. Использование такой информации позволит органам власти, силовым структурам, структурам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий эффективно управлять ресурсами с целью их оптимального использования.
Мероприятия:
1) разработка нормативных документов, определяющих стандарты защищенности приоритетных объектов;
2) разработка информационной системы оценки защищенности.
4.4.4. Система оповещения предприятий, организаций и населения о возникновении и (или) угрозе чрезвычайных ситуаций на территории Приморского края
Система позволит задействовать все системы связи, включая огромный и быстро развивающийся арсенал беспроводной телефонии для согласованного оповещения на значительной территории людей на рабочих местах, в личном и общественном транспорте, в местах отдыха. Система позволяет систематизировать информацию, управлять ею и быстро распространять оповещение по множеству каналов из одного источника.
Мероприятия:
1) разработка проекта системы;
2) разработка программного обеспечения.
4.5. Обеспечение реализации Программы
4.5.1. Развитие нормативной правовой базы Приморского края в области использования современных информационных технологий
Актуальность этого направления продиктована ускоренным развитием, распространением и использованием информационно-коммуникационных технологий на новые предметные области, а также значимостью информационных процессов в социально-экономическом развитии общества.
Информатизация в Приморском крае как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством, в частности, федеральными законами от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". В то же время упомянутые нормативные правовые акты регулируют не все вопросы, касающиеся информационных процессов и информатизации на территории Приморского края.
В связи с этим необходимо развитие регионального законодательства об информации, информатизации и информационных ресурсах Приморского края, установление норм и правил, касающихся деятельности организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации на территории Приморского края.
Нормативные правовые акты указанного направления могут быть сгруппированы следующим образом:
1) базовые нормативные правовые акты, регулирующие следующие вопросы:
концепция информатизации Приморского края;
об органе исполнительной власти Приморского края, осуществляющем государственную политику и управление в сфере информатизации и связи, управления информационными и телекоммуникационными ресурсами.
2) нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы:
по вопросу проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Приморского края в рамках Программы;
обеспечивающие внедрение проектов ("об опытной зоне");
3) нормативные правовые акты о создании и использовании системы государственных информационных ресурсов Приморского края, регламентирующие:
состав и структуру государственных информационных ресурсов Приморского края;
порядок создания и использования государственных информационных ресурсов Приморского края;
регламент и порядок регистрации, ведения и предоставления информационных ресурсов;
перечень обязательной информации, предоставляемой в рамках государственных информационных ресурсов Приморского края органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, краевыми государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями;
положение о порядке доступа к государственным информационным ресурсам Приморского края;
4) нормативные правовые акты о создании и развитии программно-технического и телекоммуникационного обеспечения информационной системы Приморского края:
положение об обеспечении информационной безопасности и защите информации в администрации Приморского края и органах местного самоуправления;
положение о порядке приобретения вычислительной техники и средств телекоммуникации в администрации Приморского края и органах местного самоуправления.
Ожидаемые результаты:
1) нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий Программы, повышение ее эффективности;
2) совершенствование нормативной базы, обеспечивающей реализацию прав граждан на информацию и базовые информационно-коммуникационные услуги.
4.5.2. Обеспечение информационной безопасности при использовании информационных технологий в деятельности органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления
Информационная сфера региона оказывает существенное влияние на развитие Приморского края и представляет собой самостоятельную сферу безопасности, в которой необходимо обеспечить адекватную внешним и внутренним угрозам защиту информационных ресурсов, систем их формирования, распространения, и использования, объектов связи и информатизации, являющихся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры края.
Под информационной безопасностью региона понимается состояние защищенности его интересов в информационной сфере, которые, в свою очередь, определяются совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Национальные интересы в информационной сфере изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной 9 сентября 2000 года N Пр-1895.
Процесс обеспечения информационной безопасности должен включать следующие составляющие:
совокупность объектов и субъектов, обеспечивающих способность не допустить причинения вреда (ущерба) интересам края в информационной сфере;
деятельность субъектов по обеспечению способности края не допустить причинения ущерба интересам края в информационной сфере.
Практические меры по обеспечению информационной безопасности состоят в последовательном решении следующих вопросов:
организационное обеспечение, которое представляет собой упорядоченную по полномочиям и взаимодействию и установленную законом совокупность субъектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
технологическое обеспечение, которое представляет собой совокупность методического обеспечения и технологического инструментария, используемых субъектами обеспечения информационной безопасности в интересах выполнения возложенных на них функций по противодействию угрозам информационной сферы и повышению состояния ее защищенности;
правовой вопрос, который определяется совокупностью правовых норм, регулирующих отношения в области противодействия угрозам информационной безопасности страны и ее субъектам, и установленных государством механизмов реализации этих норм;
кадровое обеспечение, которое представляет собой систему подготовки, переподготовки и использования кадров в интересах субъектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Актуальность этого направления определяется следующими объективными причинами:
наличием положений нормативных правовых актов Российской Федерации и требований нормативных документов по защите в области связи, информатизации и технической защиты информации;
положениями государственной системы технической защиты информации;
запретом применения незащищенных систем и сетей при обработке, хранении и передаче сведений, отнесенных к государственной тайне;
наличием уязвимых мест на объектах связи и информатизации;
важностью и ценностью информации;
незащищенностью от внешних и внутренних угроз;
возможностями целенаправленно применить дестабилизирующее действие в отношении ресурсов объектов связи и информатизации;
ростом количества компьютерных преступлений;
конкретизацией инспекционного надзора (контроля) за соблюдением положений нормативных правовых актов в области связи, информатизации и защиты информации;
другими факторами, обстоятельствами и причинами.
Основными принципами формирования краевой политики информационной безопасности будут являться:
единство правового регулирования отношений всех субъектов информационной безопасности;
комплексный подход к решению проблем информационной безопасности при сбалансированном соотношении интересов субъектов информационной безопасности;
единство и взаимосвязь всех видов национальной безопасности на краевом уровне.
Основные мероприятия в этом направлении:
разработка концепции информационной безопасности Приморского края;
обеспечение информационной безопасности при проектировании и реализации всех компонентов информационной системы Приморского края;
закупка сертифицированных программных и аппаратных средств защиты информации и последующее их внедрение на объектах информатизации администрации Приморского края и муниципальных образований.
Ожидаемые результаты:
1) система нормативных актов организационного характера для работы в корпоративной сети органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
2) проект по обеспечению безопасности инфраструктуры системы электронного документооборота;
3) организационное, аппаратное и программное обеспечение защищенного документооборота, включая создание удостоверяющего центра;
4) концепция информационной безопасности на основе рекомендаций Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации;
5) автоматическая актуализация данных реестра при изменении информации в исходной (ведомственной) базе данных с минимальной временной задержкой либо в режиме реального времени;
6) хранение истории (динамики) изменения сведений об объекте/субъекте с указанием даты и времени проведения изменений;
7) обеспечение возможности быстрого поиска сведений об объекте/субъекте экономической деятельности;
8) опциональная возможность расчета различных количественных, суммарных и статистических показателей;
9) возможность отслеживания динамики изменения различных обобщенных экономических показателей.
4.5.3. Система мониторинга реализации Программы
Для эффективной реализации Программы необходима организация системы мониторинга реализации Программы. Предлагается система показателей, основанная на рекомендациях Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Система показателей оценки эффективности реализации Программы изложена в приложении 1.
5. Механизм реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик Программы - департамент связи и информатизации Приморского края.
Департамент связи и информатизации Приморского края осуществляет:
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Исполнители Программы: организации-подрядчики, определяемые на конкурсной основе.
После реализации всех мероприятий Программы и создания информационной системы Приморского края все программно-аппаратные комплексы, а также ресурсы этой системы переходят в собственность Приморского края.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы в течение 2005-2010 годов, составляет 584,471 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета - 285,236 млн рублей (приложение 2), средства бюджетов муниципальных образований Приморского края - 65,979 млн рублей (предположительно), внебюджетные источники - 58,564 млн рублей. Планируется получить финансирование в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в размере 174,692 млн рублей по мероприятиям, цели и задачи которых совпадают с мероприятиями федеральной целевой программы, заключив договоры с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Объем финансирования из краевого бюджета при реализации I этапа Программы (2005 год) составит 40,470 тыс. рублей (приложение 3).
По результатам реализации I этапа Программы (2005 год) будут уточнены мероприятия следующего этапа и объемы внебюджетных средств и средств бюджетов муниципальных образований.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Предусмотренные Программой мероприятия по совершенствованию государственного управления и местного самоуправления в Приморском крае позволят обеспечить кардинальное ускорение процессов информационного обмена в управлении экономикой и обществом в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления.
В результате реализации Программы будут созданы необходимые условия для распространения современных способов передачи информации и внедрения электронного документооборота. Граждане и организации, независимо от их мест проживания и расположения, получат равную возможность доступа к открытым информационным системам. Развитие информационно-коммуникационных технологий в Приморском крае позволит гражданам получать медицинские, юридические и другие виды консультационных услуг, оказываемых высококвалифицированными специалистами, существенно увеличит возможности в обучении и повышении квалификации с помощью системы дистанционного образования.
В целом, реализация Программы позволит создать условия для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления в Приморском крае за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов в области информационных и коммуникационных технологий и квалифицированных пользователей.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Совокупный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни жителей Приморья за счет более широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в их повседневную жизнедеятельность. При этом под "качеством жизни" в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.
Для оценки эффективности выполнения Программы целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на следующие основные блоки:
1) повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Приморского края за счет оперативности обмена информацией между органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления и федеральными органами власти, а также за счет полноты информации об объекте управления;
2) предоставление населению дополнительных услуг, таких как Интернет, видеоконференции, подача деклараций в режиме он-лайн, регистрация по месту жительства;
3) реализация конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае, на обеспечение информацией о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) отношения власти с участниками рынка;
5) упрощение отношений с хозяйствующими субъектами;
6) унификация процедуры взаимодействия участников информационного пространства и координация действий в области информационно-коммуникационных технологий за счет создания нормативно-правовой и нормативно-методической базы, а это создаст предпосылки для эффективного управления развитием отрасли связи и процессами информатизации в Приморском крае.
9. Система контроля за реализацией Программы
Департамент связи и информатизации администрации Приморского края обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности подрядчиков, определяемых на конкурсной основе. Департамент финансов администрации Приморского края контролирует целенаправленное использование средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.