Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В муниципальных образовательных учреждениях, по состоянию на 05.09.2007 г., числится 3958 учащихся дневных школ и 1802 детей-дошкольников. В учреждениях дополнительного образования занимается 2629 детей (66,4%).
Среди учащихся школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования немало детей, показывающих высокий уровень способностей как в учебной, так и в иных видах образовательной деятельности. Согласно результатам обучения каждый второй выпускник школы показывает отличные или хорошие знания (53% от общего числа выпускников).
Ежегодно школы выпускают обладателей золотых и серебряных медалистов "За особые успехи в учении", за период с 2004 по 2007 годы подготовлено 70 медалистов, аттестаты с хорошими и отличными оценками получили 53,4% выпускников школ (32,1% - за курс средней школы, 21,3% - за курс основной школы).
Ежегодно в высшие учебные заведения поступают в среднем 70% выпускников, в ссузы - 22%.
В настоящее время успешно функционирует система предметных олимпиад (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня). Ежегодно в олимпиадах различного уровня принимают участие свыше 250 учащихся 9-11 классов, из них 80-84 участников занимают призовые места; за последние четыре года 75 победителей и призеров городских олимпиад участвовали в олимпиадах краевого уровня заняв 52 призовых мест. В 2007 году учащаяся МОУ СОШ N 3 Симона Айрапетян заняла по истории 3-е призовое место во Всероссийской предметной олимпиаде.
В целях предоставления детям возможности реализовать свои потребности в углубленном изучении образовательных областей в школах ежегодно работают 95 факультативов (116 часов в неделю, в них занимаются свыше 2000 учащихся 5-11 классов), в муниципальном учреждении дополнительного образования детей "Детской школе искусств" работает 12 профильных классов художественно-эстетической направленности, в которых обучаются 400 учащихся.
Различными видами творческой деятельности в детских и молодежных объединениях охвачено 70% детей и подростков, спортивными, туристическими видами деятельности - 36% школьников. В трех учреждениях дополнительного образования занимается 2629 детей и подростков, что составляет более 50% от общего числа учащихся школ.
Имеются достижения учащихся в краевых спартакиадах, спортивных соревнованиях:
в краевых соревнованиях по 10 видам спорта приняли участие 256 школьников, из них 57 человек участвовали в соревнованиях Дальневосточного Федерального округа (настольный теннис, каратэ-до, легкая атлетика);
- воспитанники муниципального учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" по итогам участия в краевых соревнованиях в 2007 году достигли 2-го места среди спортивных школ края (в 2000 - 2006 годы - 5 и 3 места);
- в краевой школьной спартакиаде учащиеся школ - воспитанники ДЮСШ Спорткомплекса заняли 2-ое место по плаванию, вошли в сборную команду края, заняв 1-ое место в соревнованиях по плаванию в Дальневосточном Федеральном округе, участвовали во Всероссийских соревнованиях;
по боксу - 3 место в финале спартакиады школьников России, по футболу - 2 место в региональных соревнованиях.
Среди школьников развивается движение КВН, туризм: команда КВН школы N 2 вышла в финал соревнований команд КВН, где заняла 2 место, туристическая команда школы N 8 на протяжении последних трех лет является призером краевых туристических соревнований.
В конкурсах художественно-эстетической направленности творческие коллективы, участниками которых являются школьники, становятся лауреатами городских, краевых и международных конкурсов (92 призовых места в зональных и 79 призовых мест в региональных и международных конкурсах профессионального мастерства).
Достижению детьми и подростками успехов в различных видах деятельности способствовала программа "Одаренные дети", реализованная в 2001 - 2006 годы, утвержденная постановлением главы муниципального образования ЗАТО г. Большой Камень от 01.12.2000 г. N 762. На реализацию мероприятий указанной программы в среднем ежегодно расходовалось около одного миллиона рублей бюджетных средств.
В 2006 году по итогам конкурсных краевых и региональных мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" два школьника стали дипломантами конкурса "Поддержка одаренной молодежи", получив денежную премию в 30 тысяч рублей (Самарин А., Куликов Н.).
Вместе с тем, общая ситуация с выявлением и поддержкой одаренных детей городского округа ЗАТО Большой Камень, реализацией их потенциальных возможностей и интересов характеризуется следующими проблемами:
1) отсутствием соответствующих условий для реализации в полной мере потенциальных возможностей детей школьного и дошкольного возраста в период учебного процесса в связи с большой наполняемостью классов, групп (количество классов с наполняемостью 25 и более учащихся - 34 комплектов, что составляет 18 % от общего количества классов, количество групп с наполняемостью 15-20 и более детей-дошкольников - 30 групп (30%). В ближайшие три года не ожидается снижения норматива численности детей в классах (группах);
2) в учебных планах общеобразовательных школ, разработанных на основе Базисного учебного плана школ Российской Федерации, недостаточное количество часов для индивидуальной и факультативной работы с учащимися, проявляющими интерес и способности в различных образовательных областях. Как правило, часы индивидуальной работы используются школами для устранения пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся;
3) недостаточная материально-техническая и учебно-материальная база школ, учреждений дополнительного образования детей, обусловленная недостаточным ежегодным финансированием сферы образования, не позволяет расширить возможности для детей в техническом творчестве, научно-исследовательской деятельности, спорте и туризме, прикладных видах деятельности. По причине отсутствия материальной базы не функционируют технические кружки (судомодельный, авиамодельный и др.) в муниципальном учреждении дополнительного образования детей "Центр детского творчества";
4) количество персональных компьютеров на 1000 учащихся составляет сегодня в школах городского округа 32 единицы (0,03 на 1 учащегося);
5) недостаточный уровень квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, а также недостаточное оснащение их рабочих мест современными техническими средствами обучения (компьютерной, аудио, видеотехникой).
Кроме этого, кадровая проблема обусловлена старением педагогических кадров, средний возраст педагогов 43 года, 33% (239 человек) педагогов пенсионного возраста.
С высшей квалификационной категорией 187 педагогов (25,4%), с высшим образованием - 404 человек (53%).
Информационными и здоровьесберегающими технологиями обучения владеет лишь 16% педагогов, недостаточный процент учителей, в совершенстве владеющих активными формами и методами обучения (не более 25% учителей от общего числа), что является тормозом в развитии научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, повышения качества общего образования.
6) Мониторинг качества подготовки выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений показывает не более 10% детей с развитым мышлением, соответствующем возрасту 6,5-8 лет, что обусловлено недостаточным освоением педагогами ДОУ прогрессивных методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в основе которых развитие сенсорного восприятия окружающей действительности, мыслительных операций, самостоятельности и потребности к познанию мира. Важными моментами в решении данной проблемы являются создание на дошкольной и начальной ступенях обучения кабинетов Марии Монтессори, подготовка педагогов к работе с детьми с учетом их психофизиологических особенностей.
7) В связи с увеличением умственной и физической нагрузки на детей, необходимо проведение мероприятий, направленных на организацию отдыха и оздоровления одаренных детей, моральное и материальное стимулирование их достижений в учебе, спорте, искусстве и другой деятельности, стимулирование достижений педагогов в работе с одаренными детьми.
Настоящая Программа представляет систему мероприятий, направленных на решение имеющихся проблем в работе с одаренными детьми, их поддержку и стимулирование развития творческих способностей и природных задатков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.