Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края
от 13 августа 2010 г. N 419/1-па
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Спасск-Дальний на 2010 - 2013 годы и на период до 2020 года"
6 апреля, 8 июня, 16, 28 сентября, 22 ноября, 22 декабря 2011 г., 19 марта 2012 г., 2 сентября 2014 г., 20 мая 2015 г., 24 января, 21 декабря 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом городского округа Спасск-Дальний, постановлением главы администрации городского округа Спасск-Дальний от 16 ноября 2007 года N 572-па "О порядке принятия муниципальных целевых программ городского округа Спасск-Дальний"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Спасск-Дальний на 2010 - 2013 годы и на период до 2020 года".
2. Признать утратившими силу:
постановление администрации городского округа Спасск-Дальний от 14 апреля 2009 г. N 164-па "Об утверждении муниципальной программы "Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, холодной воды) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов на период 2009-2011 гг.";
постановление администрации городского округа Спасск-Дальний от 02 декабря 2009 г. N 560-па "Об утверждении муниципальной целевой программы "Внедрение энергосберегающих технологий и перевод теплоисточников городского округа Спасск-Дальний, работающих на мазуте, на использование твердого топлива на 2010 - 2012 гг.".
3. Отделу по социальной политике администрации городского округа Спасск-Дальний (Белякова) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Ф.А. Еремина.
Глава администрации городского округа Спасск-Дальний |
К.А. Повода. |
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Спасск-Дальний на 2010 - 2013 годы и на период до 2020 года"
(утв. постановлением администрации городского округа Спасск-Дальний от 13 августа 2010 г. N 419/1-па)
6 апреля, 8 июня, 16, 28 сентября, 22 ноября, 22 декабря 2011 г., 19 марта 2012 г., 2 сентября 2014 г., 20 мая 2015 г., 24 января, 21 декабря 2017 г.
Постановлением Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 20 мая 2015 г. N 313-па в паспорт Муниципальной программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Спасск-Дальний на 2010 - 2013 годы и на период до 2020 года" (далее Программа) |
||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
||||
Основные разработчики программы |
Отдел жизнеобеспечения администрации городского округа Спасск-Дальний |
||||
Исполнители программы |
Администрация городского округа Спасск-Дальний; бюджетные учреждения; ресурсоснабжающие организации; управляющие организации; ТСЖ, собственники жилых помещений, собственники промышленных и торговых зданий и сооружений; Подрядные организации, отобранные в результате проведения аукциона на право заключения энергосервисных договоров и выполнения энергосберегающих мероприятий |
||||
Цель программы: |
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городском округе Спасск-Дальний; - уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду; - развитие рынка энергосервисных услуг |
||||
Задачи программы |
- снижение энергоемкости муниципального продукта к 2020 году на 40%; - снижение удельных показателей потребления электрической энергии, тепловой энергии, воды; - снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего обеспечить запланированный темп социально-экономического развития городского округа; - сокращение потерь при передаче энергоресурсов; - эффективное использование энергоресурсов; - модернизация оборудования, внедрение инновационных решений и технологий; - сокращение расходов на оплату за энергоресурсы в бюджетной сфере; - разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения. |
||||
Сроки реализации программы |
2010 - 2013 годы и на период до 2020 г. |
||||
Объемы и источники финансирования: |
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
средства местного бюджета (тыс. руб.) |
3986,57 |
260,00 |
1200,0 |
1500,0 |
|
средства краевого бюджета (тыс. руб.) |
0 |
0 |
0 |
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
средства собственников жилья (тыс. руб.) |
7500 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
|
средства упр. компаний |
2000 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
|
средства ресурсоснабжающих организаций (тыс. руб.) |
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
3500,0 |
|
Всего (тыс. руб.) |
16986,57 |
6260,00 |
7200,00 |
7500,00 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы. |
- достижение запланированных целевых показателей энергосбережения и энергоэффективности; - повышение надежности и качества жилищно-коммунального обслуживания населения при приемлемых ценах на услуги ЖКХ; - создание условий для снижения социальной напряженности среди населения |
||||
Контроль за исполнением программы |
Координацию хода выполнения Программы осуществляет заместитель главы администрации городского округа Спасск-Дальний, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет финансовое управление администрации городского округа Спасск-Дальний |
||||
Целевые индикаторы: |
Рассчитанные к данной Программе целевые показатели (Приложение N 2). |
I. Содержание проблемы и обоснование целесообразности повышения эффективности использования и сбережения топливно-энергетических ресурсов в городском округе Спасск-Дальний программно-целевым методом
1.1. Содержание проблемы.
Энергорасточительность свойственна всем российским муниципальным образованиям. Она превратилась в проблему еще на стадии создания коммунальной инфраструктуры и сохраняется до настоящего времени. Постоянно повторяющиеся управляющие воздействия не приводят к кардинальным улучшениям. Проблема может быть решена, если будет выделена в отдельную систему, локализована территориально в рамках муниципального образования, всесторонне изучена во взаимосвязи с внешней средой, установлены причины ее возникновения и подпитывающие ресурсы, определены цели и выработаны конкретные рекомендации по их достижению.
Программа повышения энергоэффективности городского округа (далее - Программа) представляет из себя численно сформулированные цели (целевые показатели), набор алгоритмов, последовательность и взаимосвязь действий, а также систему управления.
Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т.к. только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи сырья в труднодоступных районах и строительства новых энергообъектов но и, с меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов - больших и малых муниципальных образований.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех муниципальных образованиях и в стране в целом.
Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципального образования, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.
Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.
Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.
1.2. Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в городском округе Спасск-Дальний.
За последние 5 лет в городском округе произошло существенное изменение объемов и структуры тепловых и электрических нагрузок. За этот период максимум нагрузок в электросетях города вырос с 16 до 18,5 МВт или на 15,63%. Естественный рост нагрузок (без ввода новых объектов) составляет 1 - 1,5% или 0,3 МВт в год. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе 18%, в то время как в промышленности 11% (снижение потребления электроэнергии в 2009 году (приложение N 1) связано с приостановкой деятельности Спасского цементного завода) и нежилом фонде 10,6%.. Это привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей в электроэнергии при сильных похолоданиях. Рост нагрузок в существующих распределительных электрических сетях, большая протяженность, заниженное сечение проводов ВЛ и токопроводящих жил кабельных линий, дефицит трансформаторной мощности существующих электрических сетей 10/0,4 кВ по отношению к возрастающей нагрузке приводит к значительному увеличению потерь электрической энергии при ее транспортировке до потребителя. Потери электроэнергии в электрических сетях в 2009 году составили 27,75 млн. кВтч (19,32%), в том числе: нормативные технологические потери - 24,42 млн кВтч (17%); сверхнормативные потери - 3,33 млн кВтч (2,32%). Целенаправленные меры по сокращению потребляемой электрической энергии в масштабах города за счет энергосберегающих мероприятий могут сократить максимум нагрузки (компенсация реактивной мощности, в том числе в бытовом секторе и бюджетной сфере, сокращение использования бытовых электрообогревателей в период сильных холодов при несоблюдении температурного графика системы теплоснабжения, а также использование электрообогрева в торговых и других учреждениях).
Коммунальное теплоснабжение городского округа Спасск-Дальний, осуществляется от девяти теплоисточников (семь котельных обслуживаемых Спасским филиалом КГУП "Примтеплоэнерго" и две котельных ООО "Спассктеплоэнерго"). Их характеристики приведены в таблице N 1 и таблице N 2.
Общая установленная мощность теплоисточников - 414,84 Гкал/ч.
Суммарная тепловая присоединенная нагрузка - 114,28 Гкал/ч.
Годовая выработка тепла (с учетом потерь и собственных нужд) - 312364 Гкал/ год:
из которых 89891 Гкал/год вырабатывается на мазутных котельных, 220783 Гкал/год на угольных котельных.
В целом парк котельного оборудования городского округа Спасск-Дальний характеризуется значительным старением. Доля котлов со сроком эксплуатации > 20 лет и более составляет 39%, причем большая часть устаревшего оборудования) установлена на мазутных котельных. На теплоисточниках присутствует избыточная теплогенерирующая мощность. Внедрение энергосберегающих технологий и перевод теплоисточников городского округа Спасск-Дальний, работающих на мазуте, на использование твердого топлива позволит перевести нагрузки мазутных котельных на угольную; установить современные котлы и вспомогательное оборудование;
построить современные энергоэффективные ЦТП; увеличить надежность коммунальных систем централизованного с теплоснабжения и электроснабжения населенных пунктов городского округа, снизить стоимость выработки тепловой энергии; повысить объем реализации и рентабельность производства тепловой энергии.
Источником производственного и хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа Спасск-Дальний служит водохранилище на реке Вишневка, расположенное в 2 км от с. Вишневка Спасского района.
Кроме того, в качестве источников водоснабжения используются 14 артезианских скважин, расположенных на территории городского округа. Износ инженерных сетей на территории г. Спасска-Дальнего г достигает 90,2%. Общая протяженность сетей составляет 161,9 км.
Из-за множественных порывов, утечек воды, объем и давление у потребителей не соответствуют нормативным показателям с и требованиям Правил предоставления с коммунальных услуг, а в часы наибольшего водоразбора совершенно прекращается подача воды в концевые жилые дома у потребителей верхних этажей. В зимний период перебои водоснабжения приводят к размораживанию сетей водоснабжения. Объем потерь воды при ее передаче составил:
2007 год - 127136 куб. м;
2008 год - 294315 куб. м;
2009 год - 238780 куб. м.
В данном случае наряду с организационными мероприятиями по обеспечению экономии воды требуется замена магистральных трубопроводов и внутриквартальных сетей водоснабжения на трубы из современных материалов.
Большие потери воды в бытовом секторе: потребление воды без приборов учета не стимулируют потребителей к экономии, отсюда негерметичные, постоянно капающие краны, сливные бачки унитазов.
Постановлением Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 20 мая 2015 г. N 313-па таблица 1 Муниципальной программы изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Таблица N 1
Характеристики котельных филиала "Спасский" КГУП "Примтеплоэнерго"
Котельная, местонахождение, адрес |
Тип котла |
Кол-во котлов |
Год установки |
Состояние котла (не рабочий, запрещен). Год проведения капитального ремонта, реконструкции котла |
КПД котла % |
Производительность котла |
Присоединенная нагрузка, Гкал/ч |
Годовая выработка теплоты, Гкал/год |
Вид топлива |
Расход топлива, т.н.т/год |
Температурный график |
||
пар, т/ч |
вода, Гкал/ч |
Отопл. + вент. Qmax |
ГВС Qср |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Котельная N 1, г. Спасск-Дальний, ул. Парковая, 5 |
ДКВР 10/13 |
1 |
1996 |
кап. ремонт 2008 г. |
79,8 |
10 |
|
16,92 |
2,76 |
50832 |
мазут |
6665 |
95/70 |
КЕ 10/14 |
1 |
1987 |
|
75,6 |
10 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
КВТС 10/150 |
1 |
1996 |
|
79,2 |
|
10 |
мазут |
95/70 |
|||||
КВГМ 10/150 |
2 |
1980 |
|
75,5 |
|
10 |
мазут |
95/70 |
|||||
Е 1/09 М |
1 |
2001 |
не работает |
79,2 |
1 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
Котельная N 2, г. Спасск-Дальний, ул. 1-ая гражданская, 10 |
КВТС 10/150 |
1 |
1996 |
кап. ремонт 2008 г. |
79,2 |
|
10 |
8,17 |
1,56 |
21478 |
мазут |
2871 |
95/70 |
ДКВР 4/13 |
1 |
1977 |
|
74,6 |
4 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
ДКВР 4/13 |
1 |
2008 |
замена |
|
4 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
Котельная N 3, г. Спасск-Дальний, ул. Пограничная, 1 |
КВТС 20/150 |
1 |
1995 |
|
76,4 |
|
20 |
15,11 |
1,17 |
50126 |
уголь |
17365 |
130/70 |
КВТС 20/150 |
1 |
2006 |
|
76,4 |
|
20 |
уголь |
130/70 |
|||||
КВТС 20/150 |
1 |
2008 |
|
76,4 |
|
20 |
уголь |
|
|||||
Котельная N 4, г. Спасск-Дальний, ул. Силикатная, 1 |
ДКВР 10/23 |
2 |
1979 |
|
|
10 |
|
2,92 |
1,27 |
17581 |
мазут |
2305 |
95/70 |
ДКВР 10/23 |
1 |
2008 |
кап. ремонт |
|
10 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
ДКВР 4/23 |
1 |
1998 |
|
77,2 |
4 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
ДЕ 10/14 |
1 |
1986 |
консервация |
|
10 |
|
мазут |
95/70 |
|||||
Котельная N 5, г. Спасск-Дальний, ул. Красногвардейская |
КЕ 25/14 |
1 |
1989 |
|
76,4 |
25 |
|
16,62 |
5,62 |
62718 |
уголь |
22804 |
95/70 |
КЕ 25/14 |
1 |
1987 |
|
76,4 |
25 |
|
уголь |
95/70 |
|||||
КЕ 25/14 |
1 |
2007 |
монтаж |
|
25 |
|
уголь |
95/70 |
|||||
КВТС 20/150 |
1 |
2002 |
|
76,4 |
|
20 |
уголь |
95/70 |
|||||
КВТС 20/150 |
1 |
2003 |
|
76,4 |
|
20 |
уголь |
95/70 |
|||||
Котельная N 7, г. Спасск-Дальний, ул. Советская, 3 |
КВС-0,9 |
1 |
2007 |
|
54,4 |
|
0,9 |
1,81 |
0,27 |
5741 |
уголь |
2456 |
75/50 |
КВС-0,45 |
1 |
2002 |
|
54,4 |
|
0,45 |
уголь |
75/50 |
|||||
КВС-0,8 |
4 |
2001 |
|
54,4 |
|
0,8 |
уголь |
75/50 |
|||||
Котельная N 8, г. Спасск-Дальний, ул. Цементная, 2 |
ТС-35 |
3 |
1954 |
реконструкция 2000-2001 г |
82 |
35 |
|
28,55 |
10,81 |
102198 |
уголь |
49011 |
95/70 |
Котельная N 8/1, г. Спасск-Дальний, ул. 3-я Загородная, 21/1 (переведена в ЦТП) |
ДЕ 25-14 ГМ |
3 |
1984 |
|
91 |
25 |
|
15,73 |
5,54 |
|
мазут |
|
95/70 |
ПТВМ-30м-4 |
2 |
1984 |
|
88 |
|
35 |
|
мазут |
95/70 |
Постановлением Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 20 мая 2015 г. N 313-па таблица 2 Муниципальной программы изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Таблица N 2
Характеристика котельной ООО "Спасскэнергия"
Котельная, местонахождение, адрес |
Тип котла |
Кол-во котлов |
Год установки |
Состояние котла (не рабочий, запрещен). Год проведения капитального ремонта, реконструкции котла |
КПД котла % |
Производительность котла |
Присоединенная нагрузка, Гкал/ч |
Годовая выработка теплоты, Гкал/год |
Вид топлива |
Расход топлива, т.н.т/год |
Температурный график |
||
пар, т/ч |
вода, Гкал/ч |
Отопл. + вент. Qmax |
ГВС Qср |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Котельная N 6, г. Спасск-Дальний, ул. Ангарская |
КЭВ 400/04 |
8 |
1995 |
|
|
|
0,35 |
0,53 |
0,19 |
1690 |
эл. энергия |
|
95/70 |
1.3. Обоснование целесообразности повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городском округе Спасск-Дальний программно-целевым методом.
В качестве альтернативных рассматриваются два варианта развития процесса энергосбережения: инерционный и базовый.
При инерционном варианте, когда средства в энергосбережение практически не вкладываются, имеющийся потенциал энергосбережения не реализуется, в результате не снижается удельная энергоемкость ВМП. Кроме того, при этом варианте экономика ориентирована на энергоемкий путь развития, что приведет к увеличению потребления первичных топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, к значительному росту новых энергетических мощностей и ухудшению экологической ситуации в городском округе Спасск-Дальний. Инерционный вариант противоречит энергетической стратегии России и ЕС, которая предполагает снижение негативной нагрузки энергетического сектора на окружающую среду.
Базовый вариант предусматривает рост потребления энергоресурсов с учетом реализации комплексных работ по энергосбережению в масштабах города Объем экономии энергоресурсов, топлива и сокращение "пикового" потребления электрической мощности определялся исходя из существующего потенциале энергосбережения. Базовый вариант позволяет: обеспечить надежное энергоснабжение города при запланированных темпах социально-экономического развития, снизить негативное воздействие объектов энергоснабжения на окружающую среду, реализовать на практике государственную политику энергосбережения России.
Реализация базового варианта энергосбережения позволит:
в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально-экономического развития городского округа Спасск-Дальний;
сформировать информационно-аналитическое обеспечение системы мониторинга с использованием информационных ресурсов.
Система мониторинга базового варианта предполагает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в энергопотреблении и выполнением долгосрочной целевой программы энергосбережения.
Располагаемый потенциал энергосбережения как по тепловой, так и по электрической энергии составляет 25-30%. Для его реализации и сокращения пиковых нагрузок необходимо обеспечить полномасштабные работы по всем основным направлениям. Такой процесс энергосбережения в городе можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения с переходом в стабильные и экономически привлекательные бизнес-процессы, а с 2011 года приступить к реализации комплексных работ Программы.
II. Цели и задачи Программы
2.1. Цели Программы Программа повышения энергоэффективности городского округа Спасск-Дальний представляет из себя численно сформулированные цели (приложение N 1), набор алгоритмов, последовательность и взаимосвязь действий, а также систему управления.
В наиболее общем виде цель Программы может быть сформулирована в следующем виде: обеспечение энергетических потребностей города при целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды.
Набор целей, обеспечивающих главную цель - снижение потребления энергоресурсов из внешней среды, можно свести к четырем:
повышение эффективности существующих систем энергоснабжения города;
снижение потребности в энергоресурсах существующих потребителей;
снижение потребности в дополнительных энергоресурсах при развитии города;
обеспечение потребности в энергоресурсах за счет возобновляемых источников.
Очень важно включить в систему и через Программу обеспечить взаимодействие всех исполнителей, которые реально могут оказать положительное воздействие, иначе может родиться монстр, способный только к самоподдержанию жизнедеятельности и растрате бюджетных средств. Это несовершенство системы можно устранить единственным способом - досконально изучить процесс функционирования системы, ее сильные и слабые стороны и приступить к бесконечной процедуре совершенствования. Должно быть достигнуто состояние, при котором объединение участников для решения каждой подцели создает новые возможности, которых нет у каждого участника в отдельности.
2.2. Задачи Программы:
сокращение расходов на оплату за энергоресурсы в бюджетной сфере;
сокращение расхода бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию для населения;
снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления, обеспечить запланированный темп социально-экономического развития города;
снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;
сокращение пикового потребления электрической мощности;
определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических и тепловых мощностей, потребляемых нагрузок водо- и газоснабжения;
сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой энергии, в т.ч. выбросов вредных веществ;
сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;
сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа;
уход от практики плановых отключений потребителей в часы максимума электрических нагрузок;
разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения.
Основным способом достижения поставленных в программе энергосбережения задач является стимулирование энергосбережения, т.е. предложение администрацией городского округа участникам отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов.
2.3. Задачи по формированию стимулирующих факторов энергосбережения в рамках Программы.
2.3.1. Создание экономических механизмов стимулирования энергосбережения.
Опыт реализации энергосберегающих мероприятий и проектов показывает, что директивное администрирование энергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономии энергоресурсов. В то же время практически незадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере энергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получать дополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. Только создание условий для получения прибыли от энергосбережения позволит качественно изменить ситуацию с эффективностью расходования энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно выделить два основных экономических механизма, понимая под механизмом некую сложившуюся систему отношений между заинтересованными сторонами (поставщики, потребители, регуляторы, сервисные и подрядные организации и т.д.).
Основным субъектом механизма на основе экономии энергоресурсов, непосредственно потребляемых энергоустановками потребителей, является конечный потребитель энергоресурсов, который под воздействием тех или иных побудительных стимулов осуществляет замену менее эффективных энергоустановок (в том числе и бытовых) на более современные и эффективные, повышая тем самым качество потребления энергоресурсов. Основная выгода заключается в снижении платежей за энергоресурсы и, соответственно, на принципе "затраты / полученная экономия" строится вся экономика в данной экономической модели.
Реализация и дальнейшее развитие данного типа экономического механизма требует концентрации усилий на разъяснительной, пропагандистской, рекламной, просветительской и обучающей деятельности, а также на создании благоприятных условий (организационных и нормативных) для деятельности специализированных энергосервисных компаний, чья основная функция - разработка и внедрение энергосберегающих проектов и мероприятий у потребителей.
В рамках данного механизма можно выделить несколько основных направлений, в рамках которых внедрение энергосберегающих мероприятий и проектов имеет специфические особенности.
Энергосбережение потребителями в бытовом секторе:
Потребление энергоресурсов в бытовом секторе за последние годы растет опережающими темпами в структуре энергобаланса города и, соответственно, имеет наибольший потенциал энергосбережения. Особенностью процесса энергосбережения в жилых помещениях является сильная зависимость от понимания жителями проблемы и возможных путей ее решения.
Ключевым инструментом стимулирования энергосбережения в быту должны стать пропаганда, просветительская деятельность и информирование жителей о возможных типовых решениях (энергосберегающие лампы, приборы учета, более экономичные бытовые приборы, утепление и т.д.). Основной акцент такой просветительской деятельности - на экономию семейного бюджета и простоту технических решений.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города:
Основными заинтересованными сторонами во внедрении энергосберегающих проектов и мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать управляющие компании (исполнители коммунальных услуг). Основной доход управляющие компании будут получать от предоставления жителям коммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретают соответствующие энергетические ресурсы. И чем больше разница между стоимостью приобретенных энергоресурсов и стоимостью оказанных коммунальных услуг, тем более эффективен бизнес управляющей компании.
Внедрение энергосберегающих мероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг.
Основными препятствиями к внедрению энергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются:
отсутствие необходимой технической компетенции для реализации конкретных мероприятий;
отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий.
Первая проблема (отсутствие необходимых знаний) решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением) методических материалов, описывающих типовые технические и организационные решения по энергосбережению, доступно объясняющие выгоду и экономический эффект от внедрения мероприятий. Эту роль должны возложить на себя уполномоченные в области энергосбережения органы государственной власти.
Вторую проблему (отсутствие необходимых финансовых средств у управляющих компаний) возможно решить посредством:
формирования целевых адресных программ поддержки внедрения энергосбережения в ЖКХ за счет средств городского бюджета (например, по аналогии с программами, поддержки малого бизнеса и т.д.);
привлечения внебюджетных источников на базе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции в энергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей за потребляемые энергоресурсы. Типовые формы таких контрактов разработаны.
Проблема отсутствия необходимой технической компетенции для реализации мероприятий решается через привлечение специализированных энергосервисных компаний, которых на сегодняшний день на рынке имеется достаточное количество.
Энергосбережение потребителями, имеющими бюджетное финансирование:
При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать:
наличие целевых показателей по энергосбережению;
наличие мотивации уполномоченного персонала к энергосбережению (законодательно закреплено положение о возможности премирования персонала за счет экономии денежных средств, предусмотренных для оплаты потребленных энергоресурсов);
отсутствие выделенных целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий.
Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета), существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия, понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланировать график возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счет возникающей в результате экономии на оплату коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающее экономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть на материальное стимулирование персонала бюджетного учреждения.
Энергосбережение в бюджетных учреждениях будет рассматриваться энергосервисными компаниями как устойчивый бизнес с понятной и прогнозируемой доходностью, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере.
Энергосбережение в иных секторах городского хозяйства:
Энергосбережение в остальных секторах городского хозяйства (промышленность, сервисные организации и т.д.) может реализовываться на договорной основе с применением всех возможных и разрешенных законодательством схем. Основной заинтересованной стороной будет являться конечный потребитель энергоресурсов, который посредством реализации энергосберегающих мероприятий снижает свои затраты на энергоресурсы в себестоимости товаров и услуг. Развитие энергосбережения в данной сфере не требует специальных форм государственной поддержки, за исключением случаев, когда город адресно заинтересован в проведении энергосберегающих мероприятий (например, локальный дефицит энергии и мощности).
2.3.2. Внедрение новых механизмов тарифного стимулирования энергосбережения.
а) Разработка и применение дифференцированных тарифных меню на электрическую энергию.
В настоящее время на электрическую энергию устанавливаются тарифы в трех вариантах:
1. Одноставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час потребляемой энергии.
2. Двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности.
3. Одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
При всей своей прогрессивности такой набор тарифных решений не позволяет в полной мере потребителям управлять собственным режимом энергопотребления, ориентируясь прежде всего на затраты на энергоснабжение. Анализ опыта развитых стран показывает целесообразность и объективную необходимость введения гораздо более широкой системы тарифных меню, учитывающих режимы работы, особенности функционирования и т.д. Так, например, во Франции применяется более 30 тарифов на электрическую энергию в зависимости от энергоэффективности применяемого электрооборудования. Особенно актуально это для промышленных предприятий и организаций, которые могут осуществлять сдвиг своего рабочего и/или технологического процесса по времени. Сегодня такое изменение графика работы нецелесообразно, так как выгоды от ночного пониженного тарифа не покрывают дополнительные затраты на оплату труда. За последние годы практически все промышленные предприятия перешли на одноставочный тариф, таким образом утратился контроль за потребляемой мощностью в часы максимума нагрузки.
б) Использование тарифа экономического развития.
Целесообразно применять тариф экономического развития (далее ТаЭР) - пониженного по отношению к установленному Региональной энергетической комиссией для соответствующей группы потребителей тарифу на определенный вид энергоресурсов.
Целью предоставления отдельным потребителям права пользования ТаЭР является оказание государственной поддержки в реализации мероприятий, обеспечивающих снижение удельного расхода энергии, рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и существенное повышение энергоэффективности и энергетической безопасности.
в) Двухставочный тариф на тепловую энергию.
В настоящее время практически на всей территории Российской Федерации (за небольшим исключением) на тепловую энергию традиционно устанавливаются одноставочные тарифы. Такая система тарифообразования позволяет решать текущие задачи системы централизованного теплоснабжения, но не решает стратегические задачи повышения технической, организационной и экономической эффективности деятельности теплоснабжающих предприятий. Этим задачам в полной мере отвечает двухставочный тариф на тепловую энергию.
В отличие от одноставочных тарифов (состоит из одной стоимостной составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии), двухставочные тарифы образуются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощнстной#, зависящей от присоединенной нагрузки). В "мощностную" составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, ремонты, аренда, и т.д.), а в "переменную" составляющую включаются все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо).
Введение двухставочных тарифов позволит достичь решения многих актуальных для систем теплоснабжения задач, наиболее значимыми из которых являются:
выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за счет "мощностной" ставки (равномерно распределенной по году). Это позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлеченных средствах (снижение этой составляющей в тарифах);
стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так как снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения, компенсируется снижением издержек на "топливную" составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыль-стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности, что в свою очередь позволит оптимизировать энергетические балансы и высвобождать дополнительные резервы по мощностям. Вышеуказанное позволит оптимизировать/снизить инвестиции в развитие мощностей;
устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть. Станет возможным перевод котельных в пиковый режим работы без убытков (сохраняется оплата мощности). Последнее позволит не только оптимизировать загрузку источников, но и снизить стоимость вырабатываемой энергии (за счет загрузки более эффективных источников) и снизить объемы неэффективно сжигаемого газа.
Существенными косвенными эффектами от введения двуставочных# тарифов станут снижение необходимых объемов субсидирования из бюджета города и снижение рисков возникновения выпадающих доходов у теплоснабжающих организаций от роста цен на газ и как следствие, возникновение дополнительной бюджетной нагрузки на покрытие этих убытков. В то же время технологическая оптимизация системы теплоснабжения городского округа Спасск-Дальний, основанная на системе двухставочных тарифов позволит экономить топливо. Это позволит не только уменьшить затратную составляющую в конечной структуре тарифа на тепловую энергию для всех потребителей, но и дополнительно обеспечивать необходимые энергетические потребности города. Если тариф на услугу по передаче тепловой энергии в теплоснабжающих организациях городского округа Спасск-Дальний будут устанавливаться не на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии, а на присоединенную тепловую мощность у потребителей, то в таком случае теплоснабжающие организации будут заинтересованы в сокращении пропускаемой через магистральные сети теплоэнергии.
г) Применение повышенных тарифов на электроэнергию, используемую на цели отопления.
Одной из наиболее актуальных проблем энергосистем городского округа является резкий рост пиковой нагрузки. Проведенный анализ показал, что существенный вклад в эту проблему вносит использование электроэнергии на цели отопления. Причины, способствующие росту нагрузки электроотопления:
отсутствие жесткого порядка выдачи разрешений на неэффективное использование электроэнергии для отопительных целей;
отсутствие отдельного повышенного тарифа на использование электроэнергии на термические нужды;
отсутствие заинтересованности со стороны энергоснабжающей организации в каком-либо учете и контроле за нагрузкой электроотопления, за использованием мощности, т.к. основная задача - это сбор средств за отпущенную электроэнергию;
использование электроэнергии на отопление различных временных объектов мелкорозничной торговли и услуг никак не регламентировано; достаточность тепловой защиты ограждающих конструкций этих объектов при установке никем не рассматривается.
Жесткое административное регулирование и запрет на использование электроэнергии на цели отопления в условиях рыночной экономики невозможны. В то же время реально использовать рыночные механизмы, стимулирующие к снижению потребления дефицитного ресурса (в пиковые часы) за счет повышения его цены с одновременным усилением контроля за нецелевым и нерациональным использованием электроэнергии. Необходимо:
взять под контроль использование электроэнергии на нужды отопления как вновь строящимися, так и существующими объектами. При этом обратить особое внимание на достаточность тепловой защиты ограждающих конструкций на объектах мелкорозничной торговли, которые при эксплуатации более двух отопительных сезонов должны соответствовать требованиям к тепловой защите зданий;
ввести повышенный тариф на электроэнергию, используемую в термических целях. В случае использования электроэнергии на отопление разрешать эту деятельность только в ночное время с применением теплоаккумуляторов.
III. Сроки и этапы реализации Программы
С учетом масштабности намеченных целей и задач реализация программных мероприятий предусматривается в срок до 2020 года.
На первом этапе до конца 2010 года необходимо сформировать:
структуру управления;
нормативно-правовую основу;
финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения с переходом в стабильные и экономически привлекательные бизнес-процессы.
На втором этапе, с 2011 года по 2013 год, выполнить мероприятия по оборудованию потребителей энергоресурсов, в первую очередь бюджетных учреждений, приборами учета, выполнить мероприятия по энергосбережению зданий и сооружений с последующим ранжированием их по уровню энергоэффективности и продолжать реализацию комплексных работ Программы.
На третьем этапе с 2014 года по 2020 год наряду с выполнением комплексных мероприятий Программы, провести анализ реализации программных мероприятий и на основании проведенного мониторинга скорректировать целевые показатели, уточнить цели и задачи по отдельным направлениям, приступить к внедрению альтернативных источников энергоресурсов, модернизации объектов городского округа Спасск-Дальний.
Раздел IV изменен. - Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 21 декабря 2017 г. N 593-па
IV. Перечень основных мероприятий Программы
Нумерация пунктов в настоящей таблице приводится в соответствии с источником
V. Механизм реализации Программы
На первом этапе до конца 2010 года формируется структура управления; нормативно-правовая основа; финансово-экономические механизмы, развертывается полномасштабная пропагандистская компания по установке приборов учета энергоресурсов, по использованию энергосберегающего оборудования, необходимости проведения мероприятий по утеплению многоквартирных домов и других зданий и сооружений, потребляющих тепловую энергию.
Второй этап (2011-2013 г.г.) предусматривает установку приборов учета энергоресурсов до 1 января 2012 года. На собраниях собственников жилых помещений, ТСЖ, на которых в обязательном порядке должны присутствовать представители администрации городского округа Спасск-Дальний, ресурсоснабжающей организации и управляющей компании, принимаются решения об установке приборов учета, утверждается перечень мероприятий по утеплению жилых домов. Администрация городского округа Спасск-Дальний координирует взаимодействия между потребителями и ресурсоснабжающими организациями.
На третьем этапе (2014-2020 гг.) по аналогичной схеме проводятся мероприятия по энергосбережению в жилом секторе: модернизация инженерных сетей и коммуникаций, внедрение энергосберегающих технологий. Силами и средствами отобранных по конкурсу энергосервисных компаний проводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности на остальных объектах городского округа Спасск-Дальний.
Для координации действий власти, энергоснабжающих организаций и потребителей энергоресурсов по реализации программных мероприятий ежемесячно при администрации городского округа Спасск-Дальний проводится совещание.
Раздел VI изменен. - Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 21 декабря 2017 г. N 593-па
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Расчет затрат на проведение мероприятий выполнен в ценах 2010 года. Стоимость мероприятий подлежит ежегодной корректировке.
В рамках программы предусматривается софинансирование мероприятий за счет следующих источников:
средства краевого бюджета;
средств бюджета городского округа;
средств собственников жилья;
средств управляющих компаний;
средств ресурсоснабжающих организаций;
внебюджетных средств.
Объем софинансирования мероприятий Программы из местного бюджета подлежит ежегодной корректировке.
Распределение
расходов местного бюджета для софинансирования реализации Программы в период 2017-2019 гг.
|
2017 |
2018 |
2019 |
Итого |
Средства местного бюджета (тыс. руб.) |
9180,0 |
6000,0 |
3000,0 |
18180, из них 17370 тыс. руб. - Администрация городского округа Спасск-дальний 810 тыс. руб. МБУ "Наш город" |
Разработка и реализация Программы направлена на достижение конкретных целей и задач города. Большинство целей невозможно достичь без серьезных инвестиционных затрат. В распоряжении имеется целый набор методов поддержки инвестиционных процессов, которые направлены на повышение инвестиционной привлекательности проектов, предусмотренных Программой:
бюджетное софинансирование - участие в инвестиционных проектах бюджетными деньгами на паритетных условиях. Дополнительные гарантии для инвестора. Прямое бюджетное финансирование либо софинансирование возможно не только по объектам бюджетной сферы. Мероприятия по энергосбережению в жилых домах уменьшают бюджетных затрат на выплату льгот и субсидий, а для федерального бюджета на финансирование "дотационных" регионов. Энергосбережение в промышленности снижает бюджетные затраты развитие коммунальной инфраструктуры;
субсидирование, льготное бюджетное кредитование - предоставление на возвратной или безвозвратной основе бюджетной поддержки реализации инвестиционных проектов;
снижение местных налогов, налоговые кредиты, налоговые отсрочки - повышение экономической эффективности хозяйствования субъектов, реализующих инвестиционные проекты в энергосбережении;
предоставление гарантий объема сбыта - обеспечение инвестору предсказуемости бизнеса;
тарифная поддержка (установление тарифов на необходимом уровне) - при осуществлении проектов, подпадающих под регулируемые виды деятельности, в структуру тарифа включаются все необходимые затраты и необходимая норма возврата на вложенный капитал;
заключение концессионных соглашений и долгосрочных договоров аренды - у частных инвесторов появляются долгосрочные, предсказуемые правила и условия хозяйствования;
организация инвестиционных конкурсов - качественная предпроектная проработка и организация инвестиционных конкурсов снижает риски инвестора;
организация проектного финансирования, специальные лизинговые и кредитные программы (региональные, корпоративные и т.д.) - организация схем финансирования/софинансирования конкретных инвестиционных проектов также снижает риски частных введение платы за подключение к инженерной инфраструктуре - обеспечение рационального использования средств застройщиков за счет их консолидации;
антимонопольное ограничение и установление соответствующих требований к хозяйствующим субъектам - снижение возможностей для злоупотребления со стороны организаций, занимающих естественно-монопольное или доминирующее положение в части доступа на рынок новых лиц;
информационно-аналитическая поддержка - дополнительное информационное обеспечение способствует повышению обоснованности принятия инвестиционных решений и снижает риски от неучтенных факторов для инвесторов;
осуществление пилотных проектов с созданием специализированных обучающих центров; льготные условия пользования земельными ресурсами и ресурсами, право распоряжения которыми находится в компетенции местных органов власти - формирование дополнительных стимулов для инвесторов;
развитие инфраструктуры под инвестиционные проекты - снижение инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционных вложений и участия города в инфраструктурных проектах.
VII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергетических ресурсов из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное.
Для принятия стратегических решений создается совет из начальников управлений администрации городского округа Спасск-Дальний, представителей ресурсоснабжающих организаций, председателей ТСЖ во главе с заместителем главы администрации городского округа Спасск-Дальний.
Для оперативного руководства Программой, создается специализированная рабочая группа по реализации Программы (отдел жизнеобеспечения администрации городского округа Спасск-Дальний), с наделением ее соответствующими полномочиями и ресурсами. Основными задачами специалистов этой группы является разработка решений и предложений по своему направлению. Совет в пределах своих полномочий осуществляет межсистемную координацию и организацию взаимодействия между всеми участниками, свод планов отдельных субъектов, контроль и анализ исполнения принятых решений.
В первую очередь бюджетных учреждений.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Программа повышения энергоэффективности устанавливает конкретные численные цели, достижение которых является показателем адекватности предпринимаемых мер и правильности выбранного алгоритма достижения цели (приложение N 2). Одним из основных показателей является энергоемкость муниципального продукта, которая на данный момент составляет 24,124 кг у.т/тыс. руб. К 2020 году она должна снизиться на 40%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 13 августа 2010 г. N 419/1-па "Об утверждении муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Спасск-Дальний на 2010 - 2013 годы и на период до 2021 года"
Текст постановления опубликован в газете "Спасск" от 1 - 7 сентября 2010 г. N 35 (1186) (без приложений)
Постановлением Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 13 февраля 2020 г. N 63-па настоящее постановление признано утратившим с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 4 декабря 2018 г. N 428-па
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 31 июля 2018 г. N 275-па
Изменения вступают в силу с 7 августа 2018 г.
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 21 декабря 2017 г. N 593-па
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 24 января 2017 г. N 27-па
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 20 мая 2015 г. N 313-па
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 2 сентября 2014 г. N 650-па
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 19 марта 2012 г. N 192-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 22 декабря 2011 г. N 745-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 22 ноября 2011 г. N 650-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 28 сентября 2011 г. N 502-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 16 сентября 2011 г. N 481-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 8 июня 2011 г. N 268-па
Постановление Администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 6 апреля 2011 г. N 154-па