Постановление Администрации Приморского края
от 14 июля 2011 г. N 185-па
"О краевой целевой программе "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы"
5 октября, 26 декабря 2011 г., 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. N 395-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
На основании Устава Приморского края, постановления Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ" Администрация Приморского края
постановляет:
1. Утвердить краевую целевую программу "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы" (прилагается).
2. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.
И.о. Губернатора края - |
А.И. Костенко |
Краевая целевая программа
"Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Приморского края от 14 июля 2011 г. N 185-па)
5 октября, 26 декабря 2011 г., 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Приморского края от 13 ноября 2012 г. N 327-па в паспорт настоящей краевой целевой программы внесены изменения
Паспорт
краевой целевой программы "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость принятия Программы обусловлена переходом системы профессионального образования на новый качественный уровень подготовки кадров, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. N 234-КЗ, привлечением и закреплением населения в Приморском крае, посредством обеспечения доступности образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 324-КЗ"
В настоящее время в Приморском крае система образовательных учреждений профессионального образования представлена: 32 краевыми учреждениями начального профессионального образования; 21 учреждением среднего профессионального образования (7 краевого и 14 федерального подчинения), 7 негосударственными учреждениями среднего профессионального образования и 18 структурными подразделениями высших учебных заведений (далее - вуз); 7 государственными вузами, 2 негосударственными вузами.
В 2011 году в Приморском крае осуществляется подготовка по 458 специальностям (профессиям), что демонстрирует устойчивое развитие предоставления образовательных услуг по сравнению с уровнем 2000 года в 1,4 раза, с уровнем 2005 г. - в 1,2 раза. Распределение специальностей по укрупненным группам (отраслям наук) показывает, что за период 2000-2011 г. в Приморском крае сохраняется устойчивая привлекательность для абитуриентов следующих направлений:
"Экономика и управление" (2000 г. - 14,0% выпускников, 2005 г. - 15%, 2010 г. - 17%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 27-28% от общей численности выпускников в Приморском крае);
"Сфера обслуживания" (2000 г. - 16,0% выпускников, 2005 г. - 15%, 2010 г. - 8%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 7% от общей численности выпускников в Приморском крае. Нисходящий тренд, в данном случае, обусловлен сокращением студентов в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
"Транспортные средства" (2000 г. - 19,0% выпускников, 2005 г. - 16%, 2010 г. - 10%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 11% от общей численности выпускников в Приморском крае).
Показатели трудоустройства выпускников по данным группам являются наиболее высокими и составили за период 2008-2010 г. в среднем 80-85%.
За период 2000-2011 годы наблюдается устойчивый спрос в Приморском крае на специальности в области гуманитарных наук (2000 г. - 9,5% выпускников, 2005 г. - 10%, 2010 г. - 11%, 2011 г. и на период до 2013 г. - 13-14% от общей численности выпускников в Приморском крае). Вместе с тем, специальности в таких областях наук, как физико-математические науки, естественные науки, социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, геология, разведка и разработка, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, морская техника, информатика и вычислительная техника за период 2000-2010 г. привлекли, в среднем, не более 1-5% от общего количества абитуриентов. В указанный период времени не более 17-12% от общего количества выпускников школ выбрали для себя обучение по профессиям рабочих. В то же время последние годы на регистрируемом рынке труда стабильно преобладает спрос, в первую очередь, на профессии рабочих во всех сферах деятельности. Реализация крупных инвестиционных проектов в крае, в частности, строительство объектов инфраструктуры саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке, строительство Морского нефтеперегрузочного и нефтеперерабатывающего комплекса в бухте Козьмино (город Находка), возобновление работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в связи с задачами возрождения отечественного судостроения и судоремонта, развитие энергетики, машиностроения формирует устойчивый спрос на кадры рабочих и специалистов инженерно-технического направления. Главным направлением развития профессионального образования должна стать подготовка кадров рабочих профессий и специалистов для обеспечения требований рынка труда.
При этом система начального и среднего профессионального образования Приморского края, призванная обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами в настоящее время не в полной мере отвечает спросу на рынке труда. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе Приморского края на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Приморского края.
К указанным проблемам относятся:
отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки кадров;
недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности профессионального образования по техническим профессиям и специальностям (в 2010 году по г. Владивостоку 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 12,5% выпускников - в краевые государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования);
невысокая наполняемость краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по краю - 60%, по состоянию на 01 июля 2011 года), вследствие низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу начального и среднего профессионального образования;
устаревшая материально-техническая база большинства краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, что затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 10 из 32 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края, по результатам оценки на 01 ноября 2010 года);
отсутствие эффективной системы социального партнерства в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, что сдерживает выработку профессиональных стандартов, получения практических знаний обучающимися и создание системы независимой оценки качества профессионального образования;
несоответствие качества подготовки выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны организаций - работодателей, осуществляющих их прием на рабочие места, что снижает долю трудоустройства выпускников;
отсутствие краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов технического профиля (техническим специальностям);
неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, что усугубляет процесс старения педагогических кадров и является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.
В связи с этим необходимо решить существующие проблемы программными методами.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: обеспечение доступности качественного профессионального образования на территории Приморского края.
Задачи Программы:
- модернизация системы профессионального образования, реорганизация краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- создание образовательной среды через сетевое взаимодействие краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и организаций-работодателей;
- создание системы оценки качества образовательных программ профессионального образования, профессиональных навыков выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- формирование конкурентоспособного образования и повышение престижа профессий рабочих;
- внедрение новых финансово-экономических механизмов управления краевыми государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2011-2015 годах в 2 этапа:
1 этап - 2011-2012 годы;
2 этап - 2013-2015 годы.
4. Перечень мероприятий Программы
Для достижения целей и решения задач, поставленных Программой, предусматривается реализация ряда мероприятий. Перечень мероприятий Программы с указанием государственных заказчиков, сроков реализации и объемов финансирования (всего и в том числе по годам реализации, источникам финансирования) приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Приморского края от 5 октября 2011 г. N 251-па в раздел 5 настоящей Краевой целевой программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на достижении запланированных результатов и показателей эффективности реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется посредством:
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
предоставления краевым государственным бюджетным и автономным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования субсидий на приобретение учебно-производственного оборудования, переподготовку преподавательских кадров;
проведения департаментом образования и науки Приморского края организационных мероприятий, связанных с реорганизацией ряда краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
предоставления краевым государственным бюджетным и автономным образовательными учреждениям начального и среднего профессионального образования субсидий на обеспечение учебно-материальной базы;
предоставления краевому государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Промышленный колледж энергетики и связи" г. Владивосток субсидии на капитальный ремонт здания.
Порядок определения объема и условий предоставления указанных субсидий из краевого бюджета устанавливается нормативным правовым актом Администрации Приморского края.
Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.4 приложения N 1 к Программе планируется осуществить на основании соглашений, заключаемых между департаментом образованиями и науки Приморского края, краевыми государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования и организациями-работодателями, которые обеспечат повышение квалификации управленческих, преподавательских кадров и мастеров производственного обучения краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на учебной базе организаций - работодателей (при наличии соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности) и (или) на базе ведущих высших учебных заведений.
Мероприятие, предусмотренное пунктом 2.3. приложения N 1 к Программе, планируется осуществить на основании соглашения, заключаемого между департаментом образованиями и науки Приморского края, краевыми государственными образовательными учреждением среднего профессионального образования "Промышленный колледж энергетики и связи" г. Владивосток и организациями-работодателями в сфере энергетики и связи.
Постановлением Администрации Приморского края от 13 ноября 2012 г. N 327-па в раздел 6 настоящей Краевой целевой программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета с планируемым привлечением внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 205,030 млн. рублей в текущих ценах каждого года, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 157,20 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 10,00 млн. рублей;
2012 г. - 25,00 млн рублей;
2013 г. - 68,10 млн рублей;
2014 г. - 44,05 млн рублей;
2015 г. - 10,05 млн рублей;
за счет субсидии из федерального бюджета - 38,630 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 25,052 млн. рублей; 2012 год - 13,578 млн. рублей;
за счет планируемого привлечения внебюджетных средств в размере 9,2 млн рублей, в том числе по годам:
2011 г. - 7,60 млн рублей;
2012 г. - 0,40 млн рублей;
2013 г. - 0,40 млн рублей;
2014 г. - 0,40 млн рублей;
2015 г. - 0,40 млн рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Источником планируемых к реализации настоящей Программы внебюджетных средств являются средства организаций-работодателей, привлекаемые на основании соглашений, указанных в разделе 5 Программы.
В случае признания Приморского края получателем субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 61, указанные средства будут предусмотрены как источник финансирования Программы.
Объемы финансирования Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных средств в разрезе планируемых мероприятий приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
7. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент образования и науки Приморского края, который:
несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, организаций - работодателей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств краевого бюджета;
является главным распорядителем выделенных на реализацию Программы бюджетных средств и обеспечивает их использование в соответствии с утвержденными программными мероприятиями;
несет ответственность за своевременную реализацию Программы;
формирует предложения к проекту закона о краевом бюджете по финансированию Программы на очередной финансовый год;
готовит и представляет в департамент экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края отчеты и доклады об исполнении Программы.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит в Приморском крае к концу 2015 года обеспечить реализацию образовательных программ профессионального образования для всех возрастных категорий трудоспособного населения, посредством реорганизации краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Оптимизация сети краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с уменьшением неэффективно используемых мощностей на 20 - 25% позволит довести до 90% нагрузку на используемые площади и перераспределить на развитие материальной базы до 10-15% бюджетных средств, ранее используемых на содержание и обслуживание избыточных помещений и устаревшего оборудования.
В краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования будет модернизирована учебно-материальная база, позволяющая получить профессиональное образование в сфере услуг и производства с учетом квалификационных требований организаций - работодателей.
Реализация мероприятий по формированию конкурентоспособного образования позволит организовать тесное взаимодействие организаций - работодателей с краевыми государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования при разработке региональной компоненты образовательных программ профессионального образования (100% образовательных программ профессионального образования к 2015 году), проведения процедур оценки качества подготовки выпускников (не менее 20% выпускников к 2015 году), организации учебно-производственной практики, участия специалистов предприятий в образовательном процессе (не менее 20% от общего числа педагогов и мастеров производственного обучения).
Реализация мероприятий программы позволит сформировать в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, перечень образовательных программ профессионального образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию до 45%.
Таким образом, система профессионального образования станет эффективным ресурсом, обеспечивающим Приморский край высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным программам профессионального образования, соответствующим потребностям предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, приоритетных отраслей экономики Приморского края.
Для оценки эффективности реализации Программы применяются целевые индикаторы, указанные в приложении N 2 к настоящей Программе.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 13 ноября 2012 г. N 327-па настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
"Развитие профессионального образования
Приморского края на 2011-2015 годы",
утвержденной постановлением Администрации Приморского края
от 14 июля 2011 года N 185-па
Перечень мероприятий
краевой целевой программы "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы"
5 октября, 26 декабря 2011 г., 13 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Приморского края от 13 ноября 2012 г. N 327-па настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
"Развитие профессионального образования
Приморского края на 2011-2015 годы",
утвержденной постановлением Администрации Приморского края
от 14 июля 2011 года N 185-па
Целевые индикаторы
краевой целевой программы "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011 - 2015 годы"
13 ноября 2012 г.
N |
Наименование индикатора |
Ед. измерения |
Базовое значение (2010 год) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Конечное значение (2015 год) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Целевые индикаторы Программы | ||||||||
|
Доля поступивших граждан, которым доступно профессиональное образование в соответствии с современными стандартами от общего количества поступающих граждан |
% |
60 |
65 |
68 |
70 |
74 |
76 |
Задача 1. Модернизация системы профессионального образования, реорганизация краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования | ||||||||
1.1. |
Количество краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с обновленными в рамках |
% |
1 |
2 |
15 |
18 |
23 |
25 |
|
образовательной программы профессионального образования учебно-лабораторными помещениями |
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Доля краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих интегрированные многоуровневые образовательные программы профессионального образования |
% |
1 |
2 |
10 |
20 |
30 |
50 |
1.3. |
Доля лиц, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования от общей численности безработного населения, зарегистрированного в органах службы занятости |
% |
25 |
30 |
33 |
39 |
45 |
50 |
1.4. |
Удельный вес краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедривших электронные образовательные ресурсы |
% |
2 |
5 |
15 |
25 |
40 |
80 |
1.5. |
Доля выпускников краевых государственных образовательных |
|
|
|
|
|
|
|
|
учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученным профессиям и специальностям в первый год (учитывая призванных в ряды вооруженных сил), от общего количества выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования |
% |
57 |
60 |
75 |
80 |
85 |
90 |
1.6. |
Доля педагогических и руководящих работников краевых государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации, из числа запланированных краевыми государственными учреждениями начального и среднего профессионального образования на повышение квалификации |
% |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
98 |
Задача 2. Создание образовательной среды через сетевое взаимодействие краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и организаций - работодателей | ||||||||
2.1. |
Доля учащихся, которым предоставлена возможность обучаться по инновационным образовательным программам профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального |
% |
0 |
10 |
25 |
30 |
40 |
50 |
|
образования, от общей численности учащихся в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Доля образовательных программ профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, созданных при участии организаций- работодателей |
% |
2 |
12 |
30 |
50 |
75 |
100 |
Задача 3. Создание системы оценки качества образовательных программ профессионального образования, профессиональных навыков выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования | ||||||||
3.1. |
Доля выпускников, успешно прошедших сертификационные процедуры системы оценки качества профессиональной квалификаций, из числа выпускников, участвующих в процедурах сертификации; |
% |
0 |
0 |
90 |
95 |
98 |
100 |
3.2. |
Доля образовательных программ профессионального образования, прошедших общественно- профессиональную аккредитацию, от общего числа реализуемых образовательных программ профессионального образования |
% |
0 |
0 |
5 |
10 |
25 |
45 |
Задача 4. Формирование конкурентоспособного образования и повышение престижа профессий рабочих | ||||||||
4.1. |
Доля выпускников общеобразовательных учреждений, охваченных профориентационными мероприятиями от общего количества выпускников общеобразовательных учреждений |
% |
25 |
30 |
60 |
65 |
70 |
75 |
4.2. |
Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования (совместителей из числа работников предприятий) от общего числа преподавателей |
% |
3 |
4 |
8 |
10 |
15 |
20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программой предусмотрено предоставление субсидий краевым государственным бюджетным и автономным образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования на приобретение учебно-производственного оборудования, переподготовку преподавательских кадров.
Особое внимание уделено повышению квалификации управленческих, преподавательских кадров и мастеров производственного обучения на учебной базе организаций-работодателей или ведущих высших учебных заведений.
Будет организовано проведение краевых конкурсов профессионального мастерства среди учащихся краевых государственных образовательных учреждений.
Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы - департамент образования и науки Приморского края.
Постановление Администрации Приморского края от 14 июля 2011 г. N 185-па "О краевой целевой программе "Развитие профессионального образования Приморского края на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Приморской газете" от 22 июля 2011 г. N 55 (557)
Постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. N 395-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Приморского края от 13 ноября 2012 г. N 327-па
Постановление Администрации Приморского края от 26 декабря 2011 г. N 332-па
Постановление Администрации Приморского края от 5 октября 2011 г. N 251-па