Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А,
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гадицкого Николая Николаевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации права собственности, возложении обязанности зарегистрировать право
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя Гадицкого Н.Н. - Кузева Д.В, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
административный истец Гадицкий Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации права собственности, возложении обязанности зарегистрировать право.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно сообщению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N от 3 марта 2017 года истцу отказано в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:25:010113:416, расположенный по адресу: "адрес". Основанием для отказа послужили поступившие регистратору сведения о рассмотрении Ялтинским городским судом спора о признании недействительным предоставленного Гадицким Н.Н. государственного акта.
Решением Ялтинского городского суда от 25 октября 2017 года исковые требования Гадицкого Н.Н. удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенковым А.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме. В обоснование апелляционной жалобы указано, что оспариваемое решение принято с неправильным применением норм процессуального права.
Представитель Гадицкого Н.Н. - Кузев Д.В. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не поступало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершённого действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 10-й сессии 23-го созыва Ялтинского городского совета от 10 декабря 1998 года N 51 Гадицкому Н.Н. предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,1033 га для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по "адрес". На основании этого решения Гадицким Н.Н. получен государственный акт на право постоянного пользования землёй от 23 апреля 1999 года серии I-КМ N 003361. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с номером N.
28 января 2017 года Гадицкий Н.Н. обратился в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, который сначала приостановил регистрацию права собственности, а затем отказал, сославшись на то, что представленный на государственную регистрацию государственный акт является предметом спора по гражданскому делу.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для приостановления государственной регистрации права собственности при отсутствии оснований перечисленных в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а впоследствии и незаконности отказа государственного регистратора, указывая на то, что государственный акт Гадицкого Н.Н. о праве постоянного пользования земельным участком незаконным (недействительным) не признан, а также что указанный акт выдан уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшем в месте издания такого акта на момент его выдачи.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно стате 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта в случае, если истёк срок приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что государственным регистратором приняты решения о приостановлении и отказе в государственной регистрации права на земельный участок без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение для государственной регистрации обстоятельств.
Данный вывод суда следует признать обоснованным.
При этом суд первой инстанции нашёл возможным возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность зарегистрировать право собственности Гадицкого Н.Н. на земельный участок по вышеуказанному адресу, что по мнению судебной коллегии, является подменой компетенции публичного органа по осуществлению государственной регистрации права собственности.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведённая, правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18 января 1996 года N 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Кроме того суд также учитывает, что вопрос о выяснении иных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать проведению государственной регистрации перехода права собственности, не относится к компетенции суда в рамках административного судопроизводства и суд, с учётом вышеизложенного, не может подменять собой органы исполнительной власти, правомочные принимать решение по данному вопросу.
Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющегося органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный кадастровый учёт объектов недвижимости (в том числе земельных участков) на территории Республики Крым, принять конкретное решение, в том числе и по проведению государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Отменяя решение Ялтинского городского суда от 25 октября 2017 года, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным оспариваемого решения ответчика, с возложением на регистрирующий орган обязанности рассмотреть заявление Гадицкого Н.Н. с соблюдением требований закона, в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2017 года - отменить в части возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности зарегистрировать право собственности Гадицкого Николая Николаевича на земельный участок площадью 1033 кв. метра, расположенный по адресу: г. Ялта, пер. Крестьянский, 3.
Принять в этой части новое решение о частичном удовлетворении иска, которым возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Гадицкого Николая Николаевича о регистрации права собственности на земельный участок площадью 1033 кв. метра, расположенный по адресу: г. Ялта, пер. Крестьянский, 3.
В части возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 1033 кв. метра, расположенный по адресу: г. Ялта, пер. Крестьянский, 3, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.