Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края
от 8 декабря 2010 г. по делу N 2-8650/10
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе;
председательствующего судьи Л.Г. Горбиковой
при секретаре И.В. Кравченко
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора (в защиту интересов неопределенного круга лиц) о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпунктов 2, 4.1, 4.2 и приложений N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года.), установил:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд об отмене п.п. 2, 4.1, 4.2. и приложения N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года) ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления и приложения N 1, 2 данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Так пунктом вторым указанного постановления главой администрации города Владивостока утверждены и введены в действие с 01.02.2003 года нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях N 1 и N 2 к указанному постановлению. Пунктами 4.1 и 4.2 постановления рекомендовано предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами руководствоваться в своей хозяйственной деятельности установленными в приложениях к указанному постановлению нормативами. Согласно п.п. 24 ст. 16 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009 г.) к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с требованиями п.п. 3, 4, 4.1 ст. 17 указанного Федерального Закона - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа имеют полномочия на создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Иные полномочия в области тарифной политики у органов местного самоуправления - отсутствуют. Аналогичные требования в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления закреплены в ст. 8 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008 г.). При этом, установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 5 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 30.12.2008 г.). Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом, определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 года "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". То есть, установление администрацией г. Владивостока нормативов обязательных для групп потребителей в указанной сфере противоречат всем вышеприведенным требованиям действующего федерального законодательства. Таким образом, исполнение органом местного самоуправления в лице администрации г. Владивостока функций, связанных с нормированием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования отходов не может рассматриваться как деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку противоречит требованиям ст. 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) и ст. 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии с которыми установление государственных стандартов, правил, нормативов в сфере обращения с отходами отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В связи с чем, 11.03.2010 г. за N 7-3-19-2010, природоохранным прокурором в адрес главы администрации г. Владивостока внесен протест об отмене подпунктов 2, 4.1, 4.2 и приложений N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в ред. Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года). Между тем, 25.03.2010 г. в адрес прокурора поступил ответ на указанный протест, в соответствии с которым заместитель главы администрации города Владивостока Татарчук А.Л. не находит оснований для удовлетворения законных требований прокурора. В соответствии с требованиями п.п. 4 Решения Думы г. Владивостока N 21 от 16.08.2001 г. "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. Решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 N 34) - официальным опубликованием решения Думы города Владивостока, нормативного правового акта главы администрации города Владивостока считается первая публикация их текста в одном из следующих изданий: газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья". Однако, первоначальный вариант оспариваемого Постановления N 72 от 17.01.2003 г. - не был опубликован, а опубликованы является только Постановление администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 г., данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении администрацией г. Владивостока, установленного п.п 1 Решения Думы г. Владивостока N 21 от 16.08.2001 г. "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. Решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 N 34) порядка вступления нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока в законную силу. Просит суд признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2, 4.1, 4.2, и приложения N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке (в редакции Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года) и обязать администрацию г. Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях г. Владивостока газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
В судебном заседании помощник прокурора поддержала основания и доводы заявления в полном объеме. Просит суд признать противоречащим закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года.).
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока, действующая на основании доверенности, возражала по поводу предъявленных требований пояснив, что нормативно правовой акт должен быть опубликован официально, такими изданиями являются газеты: "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", однако оспариваемый акт не был опубликован и в законную силу не вступил. Просит требования оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 2 Постановления администрации города Владивостока Приморского края N 72 от 17.01.2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" утверждены и введены в действие с 01.02.2003 года нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению N 1 и приложению N 2.
Из подпункта 4.1. указанного Постановления следует, что при заключении договора с потребителями руководствоваться указанными в приложении N 1 и приложении N 2 нормами накопления бытовых отходов, сроками хранения и удаления твердых и жидких бытовых отходов, указанными в приложении N 3.
Из подпункта 4.2. указанного Постановления следует, что при заключении договоров с потребителями, перечисленными в пунктах 8-31 приложения N 2, допускается руководствоваться фактическим накоплением бытовых отходов.
В Приложении N 1 к постановлению главы администрации г. Владивостока N 72 от 17.01.2003 года, указаны нормативы накопления бытовых отходов для населения города, а в Приложении N 2 к постановлению главы администрации г. Владивостока N 72 от 17.01.2003 года, указаны нормы накопления бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях.
В силу ст. 5 Федерального Закона РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 8 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 г. "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Из ст. 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическом) и атомному надзору, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещения относится к полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2, 4.1, 4.2. и приложения N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока Приморского края N 72 от 17 января 2003 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в городе Владивостоке" приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному Закону РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному Закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401; Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 г. "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" в средствах массовой информации - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", которые определены в качестве официального 'периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, опубликовано не было.
Вместе с тем, данное Постановление до настоящего времени применялось и на основании него были реализованы права граждан и организаций, а Постановлением N 345 от 24.03.2005 г., опубликованном в официальных периодических изданиях, в оспариваемое в части Постановление администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года были внесены изменения и дополнения.
Таким образом, суд полагает необходимым признать подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения N 1 и приложение N 2 недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, решил:
Признать подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения N 1, 2 Постановления администрации города Владивостока N 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции Постановления главы администрации г. Владивостока N 345 от 24.03.2005 года) противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию города Владивостока опубликовать решения суда в официальных изданиях города Владивостока - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда г. Владивостока |
Л.Г. Горбикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 декабря 2010 г. по делу N 2-8650/10
Текст решения опубликован в газете "Владивосток" от 8 ноября 2011 г. N 172 (4741)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника