Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Медведевой Д.С, Шурловой Л.А,
при секретаре Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Пятигорска в лице полномочного представителя Рыбиной Е.В.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15 ноября 2017 года
по иску Гольцевой Н.В. действующей в интересах в несовершеннолетних Г.Г.В. и Г.М.В. к администрации города-курорта Пятигорска о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Гольцева П.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетних Гольцева Г.В. и Гольцева М.В. к администрации города-курорта Пятигорска о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением.
В обоснование заявленных требований истец указала, что Постановлением главы администрации города Пятигорска N 1793 от 12.05.2017 г. "О включении Гольцевой Н. В. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний", она с составом семьи в 3 человека: она, сын - Г.Г.В,... г. р, сын - Г.М.В,... г. р, оба дети-инвалиды, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений и право на дополнительную жилую площадь согласно постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими. право на дополнительную жилую площадь", на основании заключений врачебной комиссии от 06.04.2017 г. N N 979, 980 ГБУЗ Ставропольского края.., была включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, под N 26, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний под N 8.
В настоящее время она проживает совместно со своими родителями в квартире, имеющей общую площадь 54 кв. м. Ее мать является инвалидом второй группы бессрочно, отец после перенесенного инсульта в мае 2016 г. нуждается в покое. Оба ребенка имеют диагноз -.., относящийся к.., при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Помимо занимаемого ее семьей жилого помещения по вышеуказанному адресу, которое не принадлежит ей на праве собственности, другого жилья она не имеет.
В ответ на ее обращение о сроках исполнения вышеуказанного постановления главы г. Пятигорска от 13.06.2017 N 08-1822 администрация сообщила о невозможности удовлетворения ее требований о предоставлении вне очереди жилого помещения в связи с тем, что полномочия по обеспечению помещения в связи с тем, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов по общему заболеванию, граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний муниципалитету не переданы. В соответствии со ст. 6 Закона Ставропольского края N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма", финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
Также после ее обращения к заместителю председателя Правительства Ставропольского края П.Р.Я. был получен ответ из Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края N 5063/06 от 10.07.2017 г. в котором ей также было отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения, в том числе с формулировкой о том, что внеочередное предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края не предусмотрено, но возможно за счет средств бюджета Ставропольского края на основании действующего жилищного законодательства в порядке очередности, исходя из времени принятия на жилищный учет в администрации г. Пятигорска. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края считает, что иные правовые основания и источники финансирования для предоставления ими жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
В ходе производства по делу истцом уточнены исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно уточнённому иску Гольцева Н.В. просит обязать Администрацию г. Пятигорска во внеочередном порядке предоставить с учётом прав двух детей инвалидов, по договору социального найма жилое помещение на территории города Пятигорска, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью с учётом нормы жилой площади при предоставлении жилья в городе Пятигорске, на состав семье из 3-х человек, с учётом прав детей-инвалидов на дополнительную жилую площадь, установить Администрации г. Пятигорска срок для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15 ноября 2017 года исковые требования Гольцевой Н.В, действующей в интересах Г.Г.В. и Г.М.В. о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением - удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию города Пятигорска Ставропольского края предоставить Гольцевой Н.В. и ее несовершеннолетним детям Г.Г.В... года рождения и Г.М.В,... года рождения, во вне очередном порядке по договору социального найма на семью из трех человек в черте города Пятигорска Ставропольского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилого помещения, с учетом права несовершеннолетних Г.Г. В... года рождения и Г.М.В,... года рождения, на дополнительную жилую площадь.
В требовании Гольцевой Н.В. об установлении администрации города Пятигорска срока для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения - отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Пятигорска в лице полномочного представителя Рыбиной Е.В. просит отменить решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15 ноября 2017 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на недопустимость в силу действующих правовых норм, на понуждение органов местного самоуправления к предоставлению жилого помещения истцу во внеочередном порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гольцева Н.В. просит решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Ответчик Администрация г. Пятигорска надлежащим образом извещен о месте, времени, дате рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав истца Гольцеву Н.В, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из факта нарушения прав истца и несовершеннолетних детей на обеспечение жилым помещением.
Материалами дела подтверждено, что истец Гольцева Н.В. является матерью несовершеннолетних детей: Г.М.В,... года рождения и Г. Г.В,... года рождения.
Из заключения ВК N.., выданного 06.04.2017 следует, что несовершеннолетний Г.Г.В,... года рождения, имеет диагноз... и ему установлена инвалидность категории "ребенок-инвалид" на срок до 01.01.2019, что подтверждается справкой ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России Бюро медико - социальный экспертизы (для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) серии...
Из заключения ВК N.., выданного 06.04.2017 следует, что несовершеннолетний Г.М.В,... года рождения, имеет диагноз... и ему установлена инвалидность категории "ребенок-инвалид" на срок до 01.06.2018, что подтверждается справкой ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России Бюро медико - социальный экспертизы (для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) серии МСЭ- 2014 N...
Согласно индивидуальным программам реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы несовершеннолетние Г.Г.В. и Г.М.В, имеют...
В соответствии с постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 12.05.2017 года N 1793 "О включении Гольцевой Н.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, в список граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний" Гольцева Н. В,... года рождения с составом семьи 3 человека включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения под N 26, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний под N 8. в соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, ответчик признал право истца на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке и взял на себя обязанность по реализации этого права.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 25.10.2017 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах собственности Гольцевой Н.В,... года рождения, Г.Г.В,... года рождения и Г.М.В,... года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, являющегося законным представителем детей, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещении, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При этом Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В соответствии с абз. 6 ст. 17 Федерального закона от "24" ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. N 378, в указанный перечень включены хронические и затяжные... расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, к которым отнесено заболевание:... (код заболевания... ) Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. N 817, в указанный перечень включены... заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в пункте 2 которых установлено, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в том числе проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Судом установлено, что заболевания несовершеннолетних детей, подтвержденное заключениями ВК N... и N.., включено в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Жилого помещения и объектов недвижимости на праве собственности истец не имеет.
Как следует из ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.
Решением Думы города Пятигорска Ставропольского края от 26.04.2006 N 55-63 ГД "Об установлении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (в действующей редакции от 30.05.2011 определена учетная норма площади жилого помещения общей площади жилого помещения на одного члена семьи, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан обей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на одного члена семьи для граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из данных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, а поскольку ему до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма, как лицу, являющемуся законным представителем несовершеннолетних детей, страдающих тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено, суд обоснованно признал за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке доказательств в их совокупности и правильном применении норм материального права.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди соответствует закону и не нарушает права иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Права иных лиц могут быть нарушены не удовлетворением рассматриваемого иска, а тем, что орган местного самоуправления несвоевременно исполняет свою обязанность, вытекающую из положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Доводы апеллянта о том, что жилье истице и ее несовершеннолетним детям должно быть предоставлено в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при подходе очереди, а также в пределах средств Бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о Бюджете Ставропольского края, на соответствующий финансовый год, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его правовыми позициями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения вне очереди к определенному сроку, суд первой инстанции обоснованно указал, что законодательством такой срок не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.