Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Тертишниковой Л.А, Диденко О.В,
при секретаре Арлаускас И.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Министерства имущественных отношений Алтайского края на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 17 октября 2017 года по делу
по иску Министерства имущественных отношений Алтайского края к Беляеву Александру Анатольевичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Алтайского края обратилось в суд с названным исковым заявлением, указывая, что между администрацией Краснощековского района Алтайского края и Беляевым А.А. заключены следующие договоры аренды:
- от 07.11.2008 земельного участка площадью 138406 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося примерно в 4,5 км по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора с 07.11.2008 по 07.11.2057:
- от 07.11.2008 земельного участка площадью 111095 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося примерно в 6,5 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для осуществления побочного пользования размещения ульев и пасек, срок договора с 07.11.2008 по 07.11.2057;
- от 09.04.2009 земельного участка площадью 65216 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося примерно в 1 км. по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора с 09.04.2009 по 09.04.2057;
- от 09.04.2009 земельного участка площадью 74862 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося примерно в 1 км. по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора с 09.04.2009 по 09.04.2057.
Указанные земельные участки расположены в границах государственного природного комплексного заказника краевого значения "Чинетинский" Краснощековского района, положение о котором утверждено постановлением администрации Алтайского края от 26.06.2008 N278.
Администрация Краснощековского района Алтайского края не вправе была распоряжаться земельными участками комплексного заказника краевого значения, поскольку в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и п.5 ст.8 Закона Алтайского края от 18.12.1996 N60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" особо охраняемые природные территории краевого значения находятся в ведении органов власти Алтайского края.
Решение о предоставлении в аренду земельных участков Министерством имущественных отношений Алтайского края не принималось.
Основывая требования на вышеизложенных обстоятельствах, истец просил истребовать из чужого незаконного владения Беляева А.А. и передать Министерству имущественных отношений Алтайского края по акту приема-передачи указанные земельные участки, и погасить запись о государственной регистрации договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 07.11.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, договора от 07.11.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, договора от 09.04.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, договора от 09.04.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 17 октября 2017 исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено истребовать из чужого незаконного владения Беляева А.А. и передать Министерству имущественных отношений Алтайского края по акту приема-передачи:
- земельный участок площадью 138406 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 4,5 км по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощёковский, "адрес";
- земельный участок площадью 111095 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 6,5 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощёковский, "адрес";
- земельный участок площадью 65216 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 1 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощёковский, "адрес";
- земельный участок площадью 74862 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно в 1 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощёковский, "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Министерство имущественных отношений Алтайского края просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о погашении записи государственной регистрации договоров аренды земельных участков, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении требований. В доводах жалобы указывает, что поскольку судом принято решение об истребовании имущества из чужого незаконного владения, подлежало удовлетворению и требование об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации договоров аренды земельных участков. В обоснование данной позиции ссылается п.52 постановления Пленума Верхового Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В суде апелляционной инстанции представитель истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно положениям ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
В соответствии со ст.22 указанного Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч.1).
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (ч.2).
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (ч.3).
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.23 указанного Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС (ред. от 03.05.2017) "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" решение о предоставлении в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях принимает Правительство Алтайского края. В редакции настоящего Закона, действовавшего на даты заключения договоров аренды от 07.11.2008 и 09.04.2009, такое решение принимала Администрация Алтайского края (п. 5 в ред. Закона Алтайского края от 07.11.2008 N 105-ЗС, от 07.11.2008 N 105-ЗС).
Судом установлено, что постановлением администрации Алтайского края от 26.06.2007 N 278 утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения "Чинетинский" в Краснощековском районе Алтайского края (далее - Положение).
Согласно п. 11 указанного Положения (в редакции от 26.06.2007), заказник находился в ведении управления Алтайского края по охране окружающей среды и природопользованию. В редакции постановления администрации Алтайского края от 16.08.2013 N450 заказник находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды природопользования на территории Алтайского края (в ред. постановления администрации Алтайского края от 16.08.2013 N450).
В п. 3 Положения определены границы заказника "Чинетинский": северная граница заказника проходит по левому берегу реки Чарыш в пределах Краснощековского района до устья реки Ини; западная - по правому берегу реки Ини вверх по течению до начала границы землепользования СПК "Инской", далее через реку Иню по границе землепользования СПК "Инской" до административной границы Краснощековского и Курьинского районов, далее по границе районов на юг до границ Тигирекского заповедника (Ханхаринский участок), по границе участка, затем по административной границе Краснощековского и Курьинского районов. Южная граница проходит по границе Тигирекского заповедника (Тигирекский участок) до административной границы с Чарышским районом. Восточная граница проходит по административной границе Краснощековского и Чарышского районов до русла реки Чарыш.
Между администрацией Краснощековского района и Беляевым А.А. заключены договоры аренды:
- земельного участка от 07.11.2008, площадью 138406 кв.м, с кадастровым номером ***, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 4,5 км. по направлению на запад от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора аренды с 07.11.2008 по 07.11.2057. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 23.01.2009;
- земельного участка от 07.11.2008, площадью 111095 кв.м, с кадастровым номером ***, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 6,5 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для осуществления побочного пользования размещения ульев и пасек, срок договора с 07.11.2008 по 07.11.2057. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 22.01.2009;
- земельного участка от 09.04.2009, площадью 65216 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 1 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора с 09.04.2009 по 09.04.2057. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 14.08.2009;
- земельного участка от 09.04.2009, площадью 74862 кв.м, с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного примерно в 1 км по направлению на восток от ориентира "адрес", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Алтайский, район Краснощековский, "адрес", для сельскохозяйственного использования, срок договора с 09.04.2009 по 09.04.2057. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 14.08.2009.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования земельных участков из чужого незаконного владения, поскольку земельные участки, предоставленные в аренду Беляеву А.А. находятся в заказнике краевого значения "Чинетинский", соответственно, орган местного самоуправления, а именно, администрация Краснощековского района Алтайского края не имела права распоряжаться указанными земельными участками.
Управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Алтайского края и не находящихся в частной собственности осуществляет Министерство имущественных отношений Алтайского края согласно п.п. 2.1.4. Положения о Министерстве имущественных отношений Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 N 131 "Об утверждении положения о министерстве имущественных отношений Алтайского края".
При этом суд исходил из схемы местоположения земельных участков, описания границ, выписок из ЕГРН, а также информации, предоставленной Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края подтверждающих нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 22:21:040004:119, 22:21:040004:120, 22:21:040004:218, 22:21:040004:219 в границах государственного природного комплексного заказника краевого значения "Чинетинский" Краснощековского района Алтайского края.
Поскольку решение суда обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований об исключении записи государственной регистрации договоров аренды земельных участков, у судебной коллегии в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для проверки судебного постановления в остальной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции с учетом разъяснений, данных в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходил из того, что требования о признании недействительными договоров аренды от 07.11.2008, 07.11.2008, 09.04.2009, 09.04.2009 судом не рассматривались, последствия недействительности сделок не применялись.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 данного Кодекса, а способы защиты - в его статье 12, в которой указано, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой.
Согласно положениям параграфа 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий и при применении последствий недействительности сделки стороны возвращаются в первоначальное положение.
Как указано в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таких обстоятельствах, не применив последствия недействительности сделок, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, суд не имел правовых оснований для исключения записи о регистрации права из Единого государственного реестра прав.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Министерства имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.