Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Желонкиной Г.А,
судей Поляниной О.А, Бугаевой Е.М,
при секретаре Камендровском С.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ходжейса М.В. к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения, по апелляционной жалобе комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 06 декабря 2017 года, которым в административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М, объяснения представителя административного истца Лужкова А.В, возражавшего относительно доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела,
установила:
Ходжейса М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 августа 2017 года N 05-07/481-05-02 об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка, обязать административного ответчика в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ей градостроительный план участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"
Свои требования мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 24 марта 2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты" с видом разрешенного использования: "для размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)", и расположенного на нем нежилого здания общей площадью 103,5 кв.м.
27 мая 2017 года Ходжейса М.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка. Согласно ответа комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 августа 2017 года в подготовке градостроительного плана было отказано в связи с тем, что в случае осуществления строительства (реконструкции) на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", многоквартирный дом старого жилого фонда (литер Ж), который расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", окажется в зоне негативного воздействия нового строительства. Осуществление строительства (реконструкции) в непосредственной близости от указанного жилого дома возможно только после осуществления капитального ремонта многоквартирного дома, предусмотренного целевой программой.
Данный отказ, по мнению административного истца, нарушает ее право на использование земельного участка по назначению, поскольку градостроительный план необходим для подготовки проектной документации на реконструкцию принадлежащего ей нежилого здания.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 06 декабря 2017 года административные исковые требования удовлетворены, решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N 05-07/481-05-02 от 22 августа 2017 года признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность выдать Ходжейса М.В. испрашиваемый градостроительный план.
Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик ставит вопрос об отмене судебного акта, поскольку считает, что оспариваемое решение об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статья 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, Ходжейса М.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Решением комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 августа 2017 года ей было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что в случае осуществления строительных работ на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащем заявителю, многоквартирный жилой дом старого жилого фонда, расположенный на соседнем земельном участке окажется в зоне неблагоприятного воздействия. Из оспариваемого решения следует, что строительство (реконструкция) в непосредственной близости от указанного многоквартирного дома возможно только после его капитального ремонта.
В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы, в том числе в нем могут содержаться предельные параметры строительства или реконструкции, отступы и иные ограничения строительства (реконструкции). Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка (далее - правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, указанное заявление также может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
В силу части 6 статьи 57.3 Кодекса орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана и выдает его заявителю без взимания платы.
Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана указаны в части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод.
Как правильно указал суд первой инстанции, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и не обусловлена необходимостью обоснования заявителем целей истребования градостроительного плана.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что наличие в непосредственной близости от земельного участка, в отношении которого испрашивается градостроительный план, многоквартирного дома старого жилого фонда, который может оказаться в зоне неблагоприятного воздействия в случае проведения строительных работ на земельном участке административного истца, не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как не предусмотренное законом, вследствие чего решение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 августа 2017 года об отказе в выдаче градостроительного плана Ходжейса М.В. является незаконным и нарушающим права административного истца, как правообладателя земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражения на административное исковое заявление, они были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене или изменению состоявшегося по делу судебного акта.
Удовлетворяя требования в части обязания административного ответчика выдать административному истцу испрашиваемый градостроительный план, суд первой инстанции не учел, что исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления и возлагать на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению конкретных действий.
Судебная коллегия полагает, что в этой части решение суда подлежит отмене, поскольку суд обязан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, не вмешиваясь в деятельность органов власти или не подменяя их компетенцию.
Статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ выдача градостроительного плана отнесена к компетенции органов местного самоуправления, установлены сроки и порядок его подготовки.
Допущенное нарушение прав административного истца должно быть устранено путем рассмотрения комитетом по архитектуре и градостроительной политике администрации муниципального образования "Город Саратов" заявления о выдаче градостроительного плана земельного участкам по существу и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 06 декабря 2017 года отменить в части обязания комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" выдать Ходжейса М.В. кадастровый план земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты"
Принять в этой части новое решение, которым обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть повторно заявление Ходжейса Марины Владимировны о выдаче кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"
В остальной части решение Волжского районного суда г. Саратова от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.