Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", постановления администрации Приморского края от 23 марта 2011 года N 75-па "О повышении эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года", на основании Устава Арсеньевского городского округа, администрация Арсеньевского городского округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Муниципальную Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа);
План мероприятий по реализации Программы в 2011 году.
2. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
Глава городского округа |
Н.Г. Ермишкин |
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года
(утв. постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 30 мая 2011 г. N 347-па)
Введение
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и планом мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и основными положениями Концепции социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на 2006-2015 годы, утвержденной решением Думы Арсеньевского городского округа от 31 мая 2006 года N 194.
Программа разработана с учетом норм федеральных законов от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 года N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", нормативными правовыми актами по бюджетному процессу Арсеньевского городского округа.
1. Концепция Программы
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010-2012 годы ставит задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Посланием определены направления для повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств. Впервые заявлено о том, что бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. Допущена возможность перехода с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов.
С вступлением в законную силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется муниципальное задание, форма муниципального задания, внесено ограничение на включение в муниципальное задание платных услуг, изменен подход к формированию перечней муниципальных услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.
В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:
долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа, как части бюджетной системы Российской Федерации;
переход к программной структуре расходов бюджета городского округа;
оптимизация функций органов местного самоуправления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
развитие системы муниципального финансового контроля.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов бюджета городского округа будет формироваться на основе муниципальных программ Арсеньевского городского округа (далее - муниципальные программы). В свою очередь, муниципальные программы должны формироваться исходя из стратегии социально-экономического развития Арсеньевского городского округа. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Кроме того, муниципальные программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений.
Все муниципальные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.
В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений на новые формы деятельности. Изменения направлены на повышение качества и эффективности муниципальных услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений. Все учреждения будут реформированы на три типа - бюджетные, автономные и казенные.
В бюджетных организациях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.
Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от привычных бюджетных учреждений заключается в том, что объем дополнительных доходов в собственных бюджетах будет ограничен.
Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления муниципальными финансами и оценки эффективности деятельности администрации Арсеньевского городского округа.
1.1. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере муниципальных финансов
В Арсеньевском городском округе в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006-2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления муниципальными финансами.
В результате внесения комплексных поправок в нормативные акты Арсеньевского городского округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Арсеньевского городского округа, повышения результативности бюджетных расходов.
Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2007 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлен переход бюджетной системы Арсеньевского городского округа к среднесрочному финансовому планированию.
В рамках последовательно проводимой бюджетной политики в 2007-2008 годах сформирована законодательная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов бюджета городского округа, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.
В настоящее время в Арсеньевском городском округе крае принят ряд базовых документов, регламентирующих формирование и доведение муниципального задания. Указанные документы необходимо доработать в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
На основании постановлений администрации Арсеньевского городского округа от 01 июня 2009 года N 38-па "Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг, и учета результатов этой оценки при формировании расходов бюджета Арсеньевского городского округа на очередной финансовый год" и от 01 июня 2009 г. N 36-па "Об утверждении Положения о реестре муниципальных услуг Арсеньевского городского округа" сформирован перечень муниципальных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями, по которым должен проводиться учет в их предоставлении, утверждены регламенты предоставления муниципальных услуг администрацией Арсеньевского городского округа. При этом метод финансирования на выполнение муниципального задания в бюджетном процессе еще в стадии внедрения.
Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг Арсеньевского городского округа, принять регламенты предоставления муниципальных услуг. В целях систематизации и стандартизации муниципальных услуг в открытом доступе для населения должен быть сформирован реестр муниципальных услуг.
Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012-2013 годы.
Следует продолжить последовательное внедрение программных подходов в практику формирования бюджета городского округа, добиваться экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Муниципальный финансовый контроль в Арсеньевском городском округе осуществляется в соответствии с нормами статей 41, 42, 43, 44 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Арсеньевском городском округе, утвержденного решением Думы Арсеньевского городского округа от 12 ноября 2005 г. N 315.
Остается ряд нерешенных задач управления муниципальными финансами, которые необходимо решить в ближайшей перспективе.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Арсеньевского городского округа в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов обусловила актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Арсеньевского городского округа.
В сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Арсеньевского городского округа, дальнейшей оптимизации структуры и расходов на их деятельность;
планирование программных и внепрограммных расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Переход к современной системе организации бюджетного процесса замедляется устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Необходимо повышать степень ответственности главных распорядителей и получателей средств бюджета городского округа при составлении и исполнении бюджета городского округа, а также предоставлении бюджетной отчетности.
В целях упорядочивания формирования основных параметров бюджета Арсеньевского городского округа и обеспечения взаимосвязи среднесрочного финансового плана с бюджетом Арсеньевского городского округа на очередной финансовый год необходимо расширить горизонты планирования, формировать основные параметры бюджета городского округа с учетом долгосрочного прогноза, основанного на реалистичных оценках.
1.2. Цели и задачи Программы
Цели Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Арсеньевского городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, повышение их качества и доступности, создание условий для заинтересованности муниципальных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов и муниципального имущества городского округа, обеспечение прозрачности деятельности муниципальных учреждений, прозрачности муниципальных закупок.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа как части бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения целей Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, а также увязки расходов бюджета городского округа с мониторингом достижения заявленных целей;
усиление роли бюджета городского округа в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Арсеньевского городского округа;
создание условий для повышения эффективности деятельности администрации Арсеньевского городского округа по обеспечению муниципальных услуг;
обеспечение соответствия количества и состава имущества и полномочий администрации Арсеньевского городского округа.
Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности расходов бюджета городского округа по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы), направленным на обеспечение участия Арсеньевского городского округа в осуществлении государственной политики.
1.3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Программа нацелена на улучшение деятельности администрации Арсеньевского городского округа по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Программа основывается на комплексном подходе к разработке необходимых мероприятий. По итогам выполнения Программы должны быть получены следующие основополагающие результаты:
повышение эффективности деятельности администрации Арсеньевского городского округа;
планирование бюджетных расходов и формирование бюджета по программному методу с четкими задачами, невыполнение которых приведет к сокращению финансирования;
формирование большей части расходов на основе муниципальных программ;
установление в муниципальных программах целевых индикаторов с указанием сроков их выполнения и источников финансирования;
совершенствование правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений;
реформирование сети бюджетных учреждений;
совершенствование организации управления расходов бюджета городского округа и расходов сети отраслевых подведомственных учреждений;
изменение механизма составления бюджета;
совершенствование системы муниципальных закупок;
формирование системы мониторинга качества финансового менеджмента за качеством управления бюджетным процессом;
повышение открытости и публичности деятельности администрации Арсеньевского городского округа.
2. Основные направления реализации Программы
2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа как части бюджетной системы Российской Федерации
Для повышения эффективности деятельности в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов;
формирование доходов бюджета Арсеньевского городского округа с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Арсеньевского городского округа, основанного на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга Арсеньевского городского округа;
планирование бюджетных ассигнований бюджета Арсеньевского городского округа исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Арсеньевского городского округа;
принятие новых расходных обязательств Арсеньевского городского округа при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований бюджета Арсеньевского городского округа на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств Арсеньевского городского округа с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств Арсеньевского городского округа, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств Арсеньевского городского округа (в случае необходимости).
Следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Необходимо исключить практику занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым решениям.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития региона.
Повышение энергетической эффективности также является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
На уровне Арсеньевского городского округа должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджета Арсеньевского городского округа, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджета Арсеньевского городского округа, а также создания устойчивых стимулов для администрации Арсеньевского городского округа по ее наращиванию.
Для этого предлагается:
формировать долгосрочный прогноз социально-экономического развития и долгосрочную бюджетную стратегию Арсеньевского городского округа;
разрабатывать сценарные условия социально-экономического развития городского округа, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты развития Арсеньевского городского округа;
усилить ответственность администрации Арсеньевского городского округа за достоверность оценки объемов и сроков исполнения при принятии новых расходных обязательств Арсеньевского городского округа (увеличение действующих);
совершенствовать методологию прогнозирования кассового исполнения бюджета городского округа с установлением порядка внесения изменений в показатели кассового плана.
2.2. Переход к программной структуре расходов бюджета
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления Арсеньевского городского округа должен стать программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и совокупности мер для их достижения в рамках муниципальных программ.
Сами программы будут содержать в себе определенные цели, четкие объемы услуг и субсидий.
Программы определяют цели, задачи, результаты, основные приоритетные направления и инструменты, обеспечивающие участие Арсеньевского городского округа в реализации государственной политики либо обеспечивающие реализацию в установленные сроки утвержденных мероприятий.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития Арсеньевского городского округа и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват программами всех сфер деятельности администрации Арсеньевского городского округа и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в ее распоряжении;
исполнение администрацией Арсеньевского городского округа, осуществляющей управление муниципальными программами и их подпрограммами, всех полномочий, необходимых для достижения целей муниципальных программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики Арсеньевского городского округа с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
Для реализации изложенных подходов предлагается организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач муниципальной программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Арсеньевского городского округа;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений в целом и по годам ее реализации;
сроки реализации муниципальной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и конечных результатов реализации муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
перечень включенных в состав муниципальных программ подпрограмм;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета Арсеньевского городского округа в целом и по годам реализации муниципальных программ.
Муниципальные программы должны быть увязаны друг с другом и с государственными программами Приморского края.
Одним из первых этапов подготовки к переходу к программной структуре расходов бюджета городского округа будет являться усовершенствование порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований бюджета Арсеньевского городского округа по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета Арсеньевского городского округа.
В отношении бюджета Арсеньевского городского округа Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода, начиная с 2013 года, к программно-целевому принципу его представления.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета Арсеньевского городского округа. При этом необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности администрации Арсеньевского городского округа, будет возрастать необходимость расширения всех бюджетных полномочий администрации Арсеньевского городского округа, отвечающей за реализацию соответствующих программ и подпрограмм.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств Арсеньевского городского округа, обоснований бюджетных ассигнований бюджета Арсеньевского городского округа.
2.3. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности администрации Арсеньевского городского округа (выполнения возложенных на нее функций) должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий администрации Арсеньевского городского округа, результатом которой должно стать исключение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих Арсеньевского городского округа.
Главным распорядителям средств бюджета городского округа необходимо повысить качество финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент - это управление процессами и процедурами, направленное на обеспечение эффективности (результативности, экономичности) использования бюджетных средств, на основе:
введения строгой подотчетности (ответственности) за результаты проводимых операций;
внедрения и совершенствования системы внутреннего контроля в целях обеспечения законности проведения операций, полноты и достоверности бюджетной (финансовой) отчетности, повышения эффективности деятельности органов власти.
Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающие доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования.
В качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Система индикаторов также должна включать показатели состояния нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, финансового состояния и результаты проверок контрольно-надзорных органов.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правового образования является управление муниципальной собственностью Арсеньевского городского округа, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества Арсеньевского городского округа и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
замена практики передачи имущества специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований);
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества Арсеньевского городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 постановления Губернатора Приморского края от 15 мая 2000 года N 393 "О совершенствовании системы управления государственного имущества и реализации системы государственного учета объектов недвижимости на территории Приморского края" и в целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью Арсеньевского городского округа необходимо разработать и утвердить порядок определения показателей эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью Арсеньевского городского округа.
В целях установления эффективного механизма вовлечения объектов муниципальной собственности Арсеньевского городского округа в экономические отношения, связанные с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа, казны Арсеньевского городского округа, а также имущественных прав, в том числе исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, информацию и другие объекты гражданских прав, не имеющие материальной формы, разработать и утвердить концепцию управления и распоряжения муниципальным имуществом Арсеньевского городского округа.
Для выполнения данного направления программы планируется:
разработка порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета городского округа, главными администраторами доходов бюджета городского округа и формирования их ежегодного рейтинга;
разработка порядка определения показателей эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью Арсеньевского городского округа;
разработка Концепции управления и распоряжения муниципальным имуществом Арсеньевского городского округа;
разработка порядка учета и мониторинга кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, доля участия в уставных капиталах которых превышает 25 процентов.
2.4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
В связи с вступлением в законную силу норм Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности и открытости деятельности муниципальных учреждений городского округа, а также оптимизации подведомственной сети учреждений.
Ближайшей целью по данному направлению является повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети. Для этого предстоит активное внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для администрации Арсеньевского городского округа по оптимизации подведомственной сети.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг учреждений;
внедрение в деятельность учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их с 01 января 2012 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидий на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом Арсеньевского городского округа, за исключением особо ценного движимого имущества Арсеньевского городского округа, перечень которого устанавливается администрацией Арсеньевского городского округа. Кроме того, необходимо предпринять меры, направленные на создание условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений с установлением правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета городского округа при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Проводимая работа по совершенствованию системы муниципальных услуг должна быть доступна всем пользователям и отражаться на официальном сайте администрации Арсеньевского городского округа.
Для обеспечения сбора и хранения информации о порядке предоставления муниципальных услуг (функций) администрацией Арсеньевского городского округа в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", необходимо ведение реестра муниципальных услуг Арсеньевского городского округа.
Целями ведения реестра являются:
создание информационной базы для принятия решений об объемах и структуре муниципальных услуг, финансируемых за счет средств бюджета Арсеньевского городского округа;
систематизация данных о муниципальных услугах, их учет, анализ эффективности;
создание информационной базы для прогнозирования и планирования бюджетных расходов и принятия решений о возможных направлениях оптимизации использования бюджетных средств;
создание информационной базы для реализации (внедрения новых) принципов учета затрат в разрезе муниципальных услуг и результатов их оказания, установления муниципальных заданий на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг;
создание основы для проведения регулярных опросов населения о качестве муниципальных услуг и приоритетных направлениях изменения видов услуг в соответствии с предпочтениями потребителей;
создание информационной базы для разработки стандартов качества предоставления муниципальных услуг.
Для реализации Программы по данному направлению необходимо:
скорректировать порядок введения, отмены и администрирования платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
разработать порядок предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениям;
разработать порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг;
разработать порядок мониторинга и контроля за исполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг;
разработать Методические рекомендации по определению нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений.
2.5. Развитие системы муниципального финансового контроля в Арсеньевском городском округе
Дальнейшее совершенствование форм финансового контроля при дальнейшем реформировании системы муниципального финансового контроля после внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В этих целях необходимо в рамках требований бюджетного законодательства Российской Федерации:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований бюджета Арсеньевского городского округа;
уточнить полномочия финансового органа, главных распорядителей средств бюджета городского округа, главных администраторов доходов бюджета городского округа, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа (далее - органы, осуществляющие финансовый контроль) по осуществлению ими муниципального финансового контроля.
Муниципальный финансовый контроль должен осуществляться в целях обеспечения принятия эффективных управленческих решений за счет получения достоверной информации об использовании бюджетных средств и достигнутых в процессе их использования результатах, оценки правомерности и эффективности деятельности по их формированию, распределению и использованию.
Основными задачами финансового контроля должны стать:
выявление, предупреждение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по формированию, распределению и использованию бюджетных средств, в том числе оценка достоверности объемов и качества полученных результатов, обоснованности и достоверности учета затрат на их достижение;
анализ причин возникновения нарушений в сфере бюджетных отношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности бюджетных расходов, выявление резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств;
разработка рекомендаций и мер по устранению и предупреждению возникновения в дальнейшем выявленных нарушений.
По данному направлению Программы необходимо доработать действующий порядок и формы осуществления муниципального финансового контроля с соблюдением требований бюджетного законодательства.
3. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год включены основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012-2014 годы.
План мероприятий по реализации основных направлений Программы в 2011 году утверждается администрацией Арсеньевского городского округа.
В 2011 году предлагается реализовать разработку и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов Арсеньевского городского округа.
План на 2012 год предлагается принимать в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
План
мероприятий по реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года в 2011 году
(утв. постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 30 мая 2011 г. N 347-па)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа как части бюджетной системы Российской Федерации | |||
1. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о внесении изменений в постановление администрации Арсеньевского городского округа от 08.07.2009 г. N 124-па "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Арсеньевского городского округа" |
IV квартал |
Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа |
2. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о порядке и методике оценки эффективности налоговых льгот и ставок по налогам, подлежащим зачислению в бюджет городского округа |
IV квартал |
Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа |
3. |
Разработка проекта муниципального правового акта Арсеньевского городского округа о внесении изменений в Положение "О бюджетном процессе, бюджетном устройстве в Арсеньевском городском округе", утвержденное решением Думы Арсеньевского городского округа от 12 октября 2005 г. N 315 |
IV квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
II. Переход к программной структуре расходов бюджета городского округа | |||
4. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о внесении изменений в Положение о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ в администрации Арсеньевского городского округа, утвержденного постановления администрации Арсеньевского городского округа от 17 июля 2009 г. N 140-па |
II квартал |
Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа |
III. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения | |||
5. |
Разработка и утверждение постановлением администрации Арсеньевского городского округа Порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета городского округа, главными администраторами доходов бюджета городского округа и формирования их ежегодного рейтинга |
III квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
6. |
Разработка проекта правого акта о порядке определения показателей эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью Арсеньевского городского округа |
III квартал |
Управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа |
IV. Повышение эффективности и предоставления муниципальных услуг | |||
7. |
Внесение изменений в проект правового акта администрации Арсеньевского городского округа об утверждении отраслевого перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями в целях выполнения муниципального задания |
III квартал |
Организационное управление совместно со структурными подразделениями администрации Арсеньевского городского округа |
8. |
Разработка и утверждение правовых актов об утверждении ведомственных перечней муниципальных услуг (работ) для формирования муниципального задания подведомственным муниципальным учреждениям |
III квартал |
Отраслевые структурные подразделения администрации Арсеньевского городского округа |
9. |
Разработка и утверждение правовых актов об утверждении платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями сверх утвержденного муниципального задания |
III квартал |
Управление экономики и инвестиций совместно с отраслевыми структурными подразделениями администрации Арсеньевского городского округа |
10. |
Разработка и утверждение проекта правового акта об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемые ими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания |
IV квартал |
Управление экономики и инвестиций совместно с отраслевыми структурными подразделениями администрации Арсеньевского городского округа |
11. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о порядке предоставления бюджетных инвестиций муниципальным автономным и бюджетным учреждениям |
II квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
12. |
Разработка проекта правового акта о порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений |
II квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
13. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными казенными и бюджетными учреждениями и порядке мониторинга и контроля за исполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг |
III квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа, Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа |
14. |
Разработка Методических рекомендаций по расчету фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений |
IV квартал |
Отраслевые структурные подразделения администрации Арсеньевского городского округа |
15. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа о порядке определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг бюджетными и автономными учреждениями городского округа, а также нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями или приобретенного этими учреждениями за счет средств, выделенных им из бюджета Арсеньевского городского округа, и на оплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки |
III квартал |
Управление имущественных отношений, Управление экономики и инвестиций администрации Арсеньевского городского округа |
16. |
Разработка методических рекомендаций по определению нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества |
III квартал |
Управление экономики и инвестиций, управление имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа |
17. |
Разработка и утверждение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг бюджетными и автономными учреждениями городского округа, а также нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями или приобретенного этими учреждениями за счет средств, выделенных им из бюджета Арсеньевского городского округа, и на оплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки |
III квартал |
Отраслевые структурные подразделения администрации Арсеньевского городского округа |
18. |
Разработка проекта постановления администрации Арсеньевского городского округа функций о порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг Арсеньевского городского округа |
III квартал |
Организационное управление администрации Арсеньевского городского округа |
19. |
Разработка порядка осуществления администрацией Арсеньевского городского округа и полномочий учредителя муниципальных бюджетных и казенных учреждений |
III квартал |
Управление имущественных отношений Арсеньевского городского округа |
20. |
Разработка и утверждение проекта приказа финансового управления администрации Арсеньевского городского округа о внесении изменений в приказ финансового управления от 28 декабря 2007 года N 92 "О порядке составления и ведения кассового плана исполнения бюджета Арсеньевского городского округа" в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений |
IV квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
21. |
Разработка и утверждение проекта приказа финансового управления администрации Арсеньевского городского округа о внесении изменений в приказ финансового управления от 12.10.2010 г. N 60 "О порядке проведения кассовых выплат бюджета Арсеньевского городского округа в финансовом управлении администрации Арсеньевского городского округа" в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений |
IV квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
22. |
Разработка и утверждение проекта приказа финансового управления администрации Арсеньевского городского округа о внесении изменений в приказ финансового управления администрации Арсеньевского городского округа от 26 октября 2010 г. N 63 "О порядке санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений Арсеньевского городского округа, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений |
IV квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
V. Организация реализации Программы | |||
23. |
Разработка и утверждение правовых актов об утверждении отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов |
III квартал |
Отраслевые структурные подразделения администрации Арсеньевского городского округа |
24. |
Разработка правового акта об утверждении плана мероприятий по реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года в 2012 году |
IV квартал |
Финансовое управление администрации Арсеньевского городского округа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Арсеньевского городского округа Приморского края от 30 мая 2011 г. N 347-па "О повышении эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года"
Текст постановление опубликован в газете "Деловой Восход" от июня 2011 г. N 20 (160)