Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к постановлению Администрации Приморского края
от 29 мая 2013 года N 209-па
"Приложение N 11
к государственной программе Приморского края
"Социальная поддержка населения
Приморского края на 2013-2017 годы",
утвержденной постановлением
Администрации Приморского края
от 7 декабря 2012 года N 393-па
Подпрограмма
"Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае на 2013-2017 годы"
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае на 2013-2017 годы"
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Комплексные меры по повышению качества жизни пожилых людей в Приморском крае на 2013-2017 годы" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
департамент труда и социального развития Приморского края |
Соисполнители подпрограммы |
департамент образования и науки Приморского края; департамент внутренней политики Приморского края; департамент градостроительства Приморского края |
Цели подпрограммы |
формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, реабилитация и общественная интеграция пожилых людей, содействие их активному участию в жизни общества, реализация задач государственной социальной поддержки пожилых людей |
Задачи подпрограммы |
повышение качества жизни пожилых людей на основе повышения уровня их материального обеспечения и удовлетворения потребности в доступных и качественных социальных услугах; повышение степени социальной защищенности граждан пожилого возраста; создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на основе стандартизации, внедрения инновационных технологий в сфере социального обслуживания и индивидуального подхода; создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста; обеспечение условий для доступа пожилых людей к объектам социальной инфраструктуры; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений в решении вопросов повышения качества жизни пожилых людей; профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации специалистов краевых государственных учреждений социального обслуживания |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, от общего числа граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
подпрограмма реализуется в течение 2013-2017 годов в один этап. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 0,96 млрд. рублей (в текущих ценах каждого года), в том числе: 2013 год - 0,22 млрд. рублей; 2014 год - 0,43 млрд. рублей; 2015 год - 0,04 млрд. рублей; 2016 год - 0,18 млрд. рублей; 2017 год - 0,09 млрд. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
рост доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждениях социального обслуживания, до 96 процентов; повышение качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста; внедрение современных форм ухода за пожилыми людьми с целью продления их пребывания в домашних условиях; развитие сети краевых государственных учреждений социального обслуживания пожилых людей, позволяющей оказывать необходимую адресную помощь соответственно характеру нуждаемости в ней; поддержка инициатив общественности по проведению мероприятий на благо пожилых людей, укреплению взаимодействия с общественными объединениями и благотворительными организациями. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы и прогноз ее развития
Разработка настоящей подпрограммы вызвана необходимостью выработки системного, комплексного подхода к решению проблемы повышения качества жизни пожилых людей (граждан, достигших возраста: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет).
Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать оптимальную социальную инфраструктуру, нормализовать положение пожилых людей и гарантировать им свободный доступ к общественным ценностям в области культуры, духовной жизни и отдыха, всестороннего информирования по всем аспектам их жизни.
Подпрограмма разработана с учетом направлений социально-экономического развития Приморского края, установленных Стратегией социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года.
Подпрограмма определяет дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения в современных условиях, в том числе: повышение качества и доступности социальных услуг; обеспечение поддержки инициатив общественных организаций Приморского края; обеспечение комплексного подхода к решению указанных задач; применение инновационных методов работы.
Сложившуюся систему социальной поддержки населения в Приморском крае, направления и механизмы ее совершенствования определяют особенности демографической ситуации и социально-экономического положения населения, а также характеристики бюджетной политики в отношении расходов на социальную защиту в Приморском крае.
Возрастная структура населения Приморского края близка к средней по стране: в трудоспособном возрасте находится 63 процента населения (1230,2 тыс. человек), моложе трудоспособного возраста - 15,4 процента (301,7 тыс. человек) и 21,6 процента (421,7 тыс. человек) старше трудоспособного возраста. Основные тенденции изменений возрастной структуры населения - сокращение численности и доли трудоспособного населения и увеличение численности и удельного веса пожилых граждан - обусловлены общими для всей страны демографическими процессами: входом в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1990-х годов рождения, выходом на пенсию многочисленного послевоенного поколения 1950-х годов рождения и увеличением продолжительности жизни пожилых. Эти тенденции усилены также длительным миграционным оттоком более молодого населения Приморского края.
По среднему варианту прогноза, число лиц старше трудоспособного возраста в Приморском крае к 2017 году составит 465,3 тыс. человек (24,2 процента от общей численности населения), при этом быстрее будет расти доля лиц от 65 лет и старше. Это означает, что несмотря на общее снижение численности населения Приморского края нагрузка на учреждения социального обслуживания возрастет на 10-15 процентов.
Для обеспечения потребностей пожилых граждан в уходе и постоянной помощи в Приморском крае создана сеть стационарных учреждений социального обслуживания, в состав которой входят дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в том числе с геронтопсихиатрическими отделениями, с коечной сетью 3482, в которых на 1 января 2012 года проживают и получают уход 1816 граждан пожилого возраста.
По-прежнему востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию на дому. На надомном обслуживании состоит 6304 одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста. Организация обслуживания граждан пожилого возраста в нестационарных условиях в 2011 году позволила продлить период их жизни в домашних условиях и не направлять в дома-интернаты. Из числа 7857 человек, обслуживаемых на дому в 2011 году, всего 30 человек были направлены в стационарные учреждения социального обслуживания (0,4 процента).
Выборочное обследование, проведенное Приморским центром социального обслуживания населения, показало, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
В связи с проблемой социализации пожилых людей в рамках государственной социальной политики важно помочь пожилым людям организовать свой образ жизни, чтобы доступными средствами в возможной степени компенсировать последствия старения; способствовать овладению пожилыми людьми современными способами взаимодействия, позволяющими преодолеть социальное отчуждение.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает необходимость раннего перехода в стационарные учреждения социального обслуживания, что ведет к увеличению затрат краевого бюджета. В решении вопросов организации социального обслуживания в отдаленных районах Приморского края хорошо зарекомендовали себя такие формы, как мобильные социальные бригады, семейные социальные бригады. Раннему выявлению нуждающихся в социальной помощи и постановке их на надомное обслуживание активно помогают работающие на территории Приморского края участковые социальные работники.
В целях повышения уровня материального обеспечения граждан пожилого возраста им предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, а также материальная помощь в случае трудной жизненной ситуации.
Особенностью работы в сфере социального обслуживания населения в Приморском крае является удаленность, изолированность значительной части территории, слаборазвитая транспортная инфраструктура, а также дефицит квалифицированных кадров и низкий уровень заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения.
Средняя заработная плата работников учреждений социальной защиты составляет только 44 процента от средней по экономике Приморского края. Переход с 01 октября 2011 года на новые условия оплаты труда работников учреждений социального обслуживания не принес ожидаемых результатов, так как осуществлялся без увеличения фонда оплаты труда (в отличие от перехода на новые системы оплаты труда работников федеральных учреждений). В результате оттока кадров за последние два года среднесписочная численность работников учреждений снизилась с 5627 человек до 5532 человек, что не могло не сказаться на качестве обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Построение современной и эффективной системы социальной защиты возможно только при условии решения проблемы сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в сфере социального обслуживания.
Для улучшения ситуации необходимы пересмотр действующей системы оплаты труда и поэтапное повышение реальной заработной платы работников учреждений социального обслуживания, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказанных услуг. Это значительно повысит статус социального работника и привлечет в социальную сферу квалифицированные кадры. Решению данного вопроса будет также способствовать строительство жилого комплекса социального использования на территории Владивостокского городского округа. Наличие такого комплекса позволит предоставлять квалифицированным кадрам социальное жилье.
Подпрограмма определяет дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения Приморского края в современных условиях, в том числе повышение качества и доступности социальных услуг, применение инновационных методов работы, тем самым позволяя наиболее эффективно реализовать полномочия органов исполнительной власти Приморского края по осуществлению комплексных мер по повышению качества жизни пожилых людей, решать вопросы социальной поддержки и обслуживания указанных категорий граждан, повысить эффективность предоставления услуг действующими учреждениями социального обслуживания, способствовать развитию видов и качества предоставления социальных услуг, мобилизовать усилия органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления и организаций для решения этих проблем.
Анализ состояния качества жизни пожилых людей в Приморском крае, достигнутого уровня социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста со стороны соответствующих государственных органов дает основания для следующих характеристик проблемы.
Необходимо решить ряд вопросов, связанных с созданием современной материально-технической базы и необходимостью расширения площадей краевых государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с целью наиболее полного удовлетворения потребности отдельных категорий населения края в услугах стационарного социального обслуживания. Это позволит оптимизировать затраты на содержание обслуживаемых граждан, направлять бюджетные средства на оказание наиболее востребованных услуг без увеличения общего объема бюджетных ассигнований. Укрепление материально-технической базы даст возможность также привести в соответствие с нормативами санитарно-эпидемиологических правил и нормативов условия проживания граждан в учреждениях социального обслуживания.
В целом проводимая работа существенно повлияет на улучшение качества жизни пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Положительное влияние на ситуацию по улучшению качества жизни пожилых людей окажет:
ввод в эксплуатацию и оснащение дома-интерната для ветеранов Великой Отечественной войны и труда в Уссурийском городском округе по адресу: г. Уссурийск, ул. Лесная;
создание в Приморском крае научно-методического геронтологического центра, задачей которого должно стать не только оказание специализированной, в том числе медицинской, помощи лицам преклонного возраста и долгожителям, но и проведение научной и методической работы в области социальной геронтологии;
совершенствование кадровой политики и работа по повышению статуса социального работника.
Данная подпрограмма призвана реализовать принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей, определяемые совокупностью мер, адресованных пожилым людям как особой социокультурной категории с характерными для нее чертами жизнедеятельности; создать условия для достойного образа жизни; более четко определить специфику целей и средств их реализации в наиболее значимых для пожилых людей жизненных ситуаций; разработать конкретные меры, способствующие улучшению жизненных условий пожилых людей, выявить организационные структуры и социально значимые технологии для адаптации пожилых людей к жизни в современных динамичных условиях.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, ее цели и задачи подпрограммы
Основные приоритеты развития системы социального обслуживания населения Приморского края определены с учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также основных направлений социально-экономического развития Приморского края, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года. В число приоритетов входят: модернизация сектора социального обслуживания пожилых граждан, эффективное использование бюджетных средств.
Цель подпрограммы - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, реабилитация и общественная интеграция пожилых людей, содействие их активному участию в жизни общества, реализация задач государственной социальной поддержки пожилых людей.
Задачи подпрограммы:
повышение качества жизни пожилых людей на основе повышения уровня их материального обеспечения и удовлетворения потребности в доступных и качественных социальных услугах;
повышение степени социальной защищенности граждан пожилого возраста;
создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, в том числе на платной основе, предоставляемых гражданам пожилого возраста на основе стандартизации, внедрения инновационных технологий в сфере социального обслуживания и индивидуального подхода;
создание условий для сохранения жизненной активности, реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста;
обеспечение условий для доступа пожилых людей к объектам социальной инфраструктуры;
совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по вопросам жизнеобеспечения граждан пожилого возраста;
профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации специалистов краевых государственных учреждений социального и социально-медицинского обслуживания пожилых людей.
III. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Достижение цели и решение задач, поставленных в подпрограмме, оценивается на основе следующих индикаторов реализации:
доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, от общего числа граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг.
При выборе и обосновании целевых индикаторов подпрограммы необходимо учитывать важнейшее ограничение. Оно состоит в том, что социальное обслуживание населения - одна из наиболее сложных сфер для измерения результативности и эффективности. К тому же возможности адекватной оценки эффективности системы социального обслуживания ограничены из-за современного недостаточного уровня развития информационной базы, необходимой для административного мониторинга качества услуг, степени достижения результатов и удовлетворенности получателей услуг.
Выбор показателей реализации задач подпрограммы обусловлен следующими требованиями: конкретность, измеряемость (возможность рассчитать на практике), четкое отражение задач и проводимых мероприятий, реалистичность (возможность измерить в поставленные сроки с приемлемым объемом затрат), своевременность (сбор показателей осуществляется в определенные сроки и / или на постоянной основе).
Так, индикатор "Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, в процентах от общего числа граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг", измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в услугах по уходу и социальному обслуживанию.
Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения.
К 2017 году в результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:
рост доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждениях социального обслуживания, до 96 процентов;
повышение качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста;
внедрение современных форм ухода за пожилыми людьми с целью продления их пребывания в домашних условиях;
развитие сети краевых государственных учреждений социального обслуживания пожилых людей, позволяющей оказывать необходимую адресную помощь соответственно характеру нуждаемости в ней;
поддержка инициатив общественности по проведению мероприятий на благо пожилых людей, укреплению взаимодействия с общественными объединениями и благотворительными организациями;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
увеличение доли специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей, обученных на курсах повышения квалификации и тематических семинарах, от общего числа специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей.
IV. Описание мероприятий подпрограммы
Перечень реализуемых в составе подпрограммы отдельных мероприятий, сроки и ожидаемые результаты их реализации представлены в приложении N 2 к государственной программе.
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и величин, установленных в подпрограмме целевых показателей, в рамках выделяемых средств из краевого бюджета, а также с учетом выполнения предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется посредством:
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
предоставления краевым государственным автономным и бюджетным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг по социальному обслуживанию в стационарных и нестационарных условиях в порядке, установленном соответственно постановлениями Администрации Приморского края от 22 октября 2010 года N 343-па "Об автономных учреждениях Приморского края" и от 2 июня 2011 года N 144-па "О государственных заданиях краевым государственным казенным и бюджетным учреждениям";
предоставления краевым государственным автономным и бюджетным учреждениям социального обслуживания, краевым государственным бюджетным учреждениям здравоохранения субсидий на иные цели, порядок определения объема и условий предоставления которых устанавливается Администрацией Приморского края.
VI. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования
В сфере реализации подпрограммы налоговые, тарифные и иные меры государственного регулирования не предусмотрены.
Основной мерой государственного регулирования в рамках реализации государственной программы является внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства, в том числе создание равных условий доступности к бюджетным средствам для разных поставщиков социальных услуг через механизм государственного заказа на основе социального конкурса, что обеспечит качество, конкурентоспособность, доступность и право выбора социальных услуг.
В рамках подпрограммы предусматривается развитие и внедрение инновационных форм социального обслуживания, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания, создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе.
Данные меры направлены на повышение качества жизни пожилых людей на основе повышения уровня их материального обеспечения и удовлетворения потребности в доступных и качественных социальных услугах, а также на создание условий для сохранения жизненной активности и реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста.
К основным мерам правового регулирования в рамках подпрограммы в области социального обслуживания населения в Приморском крае относятся:
Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года N 199-КЗ "О социальном обслуживании населения в Приморском крае";
Закон Приморского края от 06 июня 2005 года N 257-КЗ "О психиатрической помощи в Приморском крае".
Для реализации мероприятий подпрограммы потребуется разработка и принятие изменений в отдельные действующие законодательные и подзаконные акты Приморского края, а также разработка и принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих сферу социального обслуживания.
VII. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Краевые государственные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов оказывают следующий перечень государственных социальных услуг:
социальное обслуживание в стационарных условиях;
социальное обслуживание в нестационарных условиях.
VIII. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 0,96 млрд. рублей (в текущих ценах каждого года), в том числе по годам:
2013 год - 0,22 млрд. рублей;
2014 год - 0,43 млрд. рублей;
2015 год - 0,04 млрд. рублей;
2016 год - 0,18 млрд. рублей;
2017 год - 0,09 млрд. рублей.
IX. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2013-2017 годов в один этап.".
<< Приложение N 10 |
Приложение >> N 12 |
|
Содержание Постановление Администрации Приморского края от 29 мая 2013 г. N 209-па "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.