Решение Арбитражного суда Приморского края
от 3 октября 2012 г. N А51-15635/2012
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаровой О.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408) к Думе г. Владивостока (ИНН 253700614721, ОГРН 304253731600130), третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация г. Владивостока, ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр"
об оспаривании решения
при участии: от заявителя - главный специалист-эксперт Пономарева Т.П. (доверенность от 25.04.2012 N 03-4901), от ответчика - главный специалист Марченко А.К. (доверенность от 17.09.12), от администрации г. Владивостока - главный специалист 1 разряда правового управления Салыкова Л.В. (доверенность от 19.12.2011 N 1-3/4636), от ФГБУ - юрисконсульт Кобылкин Д.В. (доверенность от 20.07.2012 N 75-2/12)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Думы г. Владивостока от 07.06.2012 N 869 "О признании утратившим силу решения Думы города Владивостока от 30.01.2008 N 19 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность".
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, полагая, что орган местного самоуправления не вправе был отменять ранее принятое решение о передаче в федеральную собственность имущества, которое должно быть передано в федеральную собственность в силу прямого указания закона. Указал, что необходимость передачи спорных помещений в здании по ул. Уборевича, 7-а в г. Владивостоке в федеральную собственность установлена вступившим с силу решением арбитражного суда.
Дума г. Владивостока требования не признала, указав, что отмена ранее принятого решения о передаче спорных помещений в федеральную собственность вызвана необходимостью использования их для целей размещения муниципального учреждения. Ссылается на то, что законодательство предоставляет органам местного самоуправления право отменять принятые ими решения по вопросам местного значения.
Администрация г. Владивостока поддержала позицию ответчика, полагая, что помещения в здании по ул. Уборевича, 7-а правомерно были включены в реестр муниципальной собственности, соответствующее право в настоящее время зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 было отменено как нереализованное. Оспаривает довод заявителя о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность безвозмездно передать имущество в собственность субъектов РФ и в федеральную собственность, так как не допускается передача в федеральную собственность имущества, не включенного в предложения федерального органа исполнительной власти, направляемые органу местного самоуправления, и в отсутствие волеизъявления последнего. Указала на то, что ФГБУ "Россельхозцентр" размещается в спорных помещениях на основании договора аренды.
ФГБУ "Россельхозцентр" поддержал доводы заявителя, при этом указал на ошибочность довода администрации о том, что спорные помещения были внесены в реестр муниципальной собственности на основании решения Малого Владгорсовета от 25.03.1992 N 182, так как в действительности данным решением перечни объектов нежилого фонда, являющихся муниципальной собственностью, не утверждались, а спорные помещения не являлись имуществом ГТЖРЭТ Ленинского района.
В ходе рассмотрения дела Дума г. Владивостока заявляла ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, полагая, что спор не связан с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Рассмотрев ходатайство в порядке статьи 159 АПК РФ, суд его отклонил, так как в соответствии с частью 1 статьи 27, пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В частности, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (пункты 5.2, 5.13 указанного Положения).
Таким образом, оспариваемое решение затрагивает права и интересы Росимущества в лице его Территориального управления в Приморском крае, как представителя собственника федерального имущества, в сфере экономической деятельности, вследствие чего спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дела суд установил, что 09.12.1993 в реестр муниципальной собственности г. Владивостока было внесено нежилое помещение, расположенное в г. Владивостоке по ул. Уборевича, 7, что отражено в выписке из реестра от 29.08.2005.
Впоследствии право муниципального образования город Владивосток на нежилые помещения в здании (лит. А), назначение нежилое, общая площадь 70 кв. м., этаж 2, номера на поэтажном плане 7-10, адрес объекта г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно свидетельству от 02.12.2010 серия 25-АБ N 492552.
Решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность. В данный перечень вошло нежилое помещение площадью 79,8 кв. м., расположенное на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7-а.
06.12.2011 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае обратилось к главе администрации Владивостокского городского округа с письмом о том, что данные помещения с 1993 года по настоящее время используются федеральным государственным учреждением "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Приморском крае" (переименовано в ФГБУ "Россельхозцентр"), а потому в соответствии с пунктом 5 главы 2 Приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 подлежат передаче в федеральную собственность. В связи с этим заявитель предложил вернуться к вопросу об их передаче в федеральную собственность и представить в Теруправление пакет документов, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Дума г. Владивостока решением от 07.06.2012 N 869 признала утратившим силу ранее принятое решение от 30.01.2008 N 19.
Теруправление посчитало, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) муниципальный правовой акт.
В силу пункта 4 статьи 7 этого же закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отмена муниципального правового акта может быть произведена не иначе как при условии соответствия такой отмены законам и иным нормативным правовым актам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", на которое ссылается заявитель, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В разделе 2 "Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач" указанного Приложения названы предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
Материалами дела подтверждается, что нежилые помещения, расположенные на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7а, заняты Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский сельскохозяйственный центр" (ранее - Приморская краевая станция защиты растений) на основании договоров аренды от 28.01.1995 N 2/179, от 02.02.1996, от 10.01.1997 N 2/179, от 11.02.1998 N 2/179, от 28.12.2001. Площадь занимаемых Россельхозцентром помещений согласно материалам последней технической инвентаризации составляет 70,0 кв. м. (технический паспорт по состоянию на 29.06.2011).
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в государственной собственности, подлежит безвозмездной передаче в государственную собственность в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с данным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.2003 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 184-ФЗ следует читать как "от 06.10.1999"
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в государственную собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-2648/2005-24-93, которое является обязательным к исполнению как для Теруправления, так и для Думы г. Владивостока и Администрации г. Владивостока, принимавшими участие в рассмотрении указанного дела, установлено, что помещения в части площади, которую фактически занимает ФГКУ, подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность на основании пункта 8 статьи 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как относятся к имуществу, необходимому для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции.
Администрация обоснованно ссылается на то, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу. Указанные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О.
Однако в настоящем случае органом местного самоуправления было выражено соответствующее волеизъявление, оно оформлено решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19.
Суд отклоняет довод ответчика и Администрации на то обстоятельство, что названное решение не было реализовано ввиду отсутствия со стороны Теруправления каких-либо действий, направленных на принятие спорного имущества в федеральную собственность.
Так, Теруправление утверждает, что ранее ему не было известно о том, что Думой принято решение о передаче помещений по ул. Уборевича, 7-а в федеральную собственность. Об этом ему стало известно лишь из документов, полученных от Россельхозцентра в связи с обращением органа местного самоуправления в арбитражный суд с иском о выселении.
Доказательств извещения Теруправления о решении, принятом в отношении спорного имущества в 2008 году, ни ответчик, ни Администрация не представили.
Несмотря на неурегулированность вопроса о праве собственности на спорные помещения, распоряжением от 14.11.2005 N 281-р Теруправление закрепило на праве оперативного управления за ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Приморском крае" нежилые помещения, расположенные на втором этаже в здании по адресу г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, общей площадью 79,8 кв. м., как находящиеся в казне Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного объекта в федеральную собственность и волеизъявление соответствующего федерального органа исполнительной власти на принятие этого объекта.
Отмена решения Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 нарушила права и законные интересы заявителя, так как препятствует завершению юридического оформления такой передачи.
Тот факт, что в настоящее время органы местного самоуправления намерены использовать спорный объект для размещения муниципального учреждения, не имеет значения для дела, поскольку основания для его передачи в федеральную собственность прямо следуют из положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Ссылку Администрации г. Владивостока на решение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2012 по делу N А51-2787/2012 суд отклоняет, поскольку, во-первых, это решение не вступило в законную силу, а во-вторых, основанием отказа в удовлетворении иска Теруправления о признании права федеральной собственности послужил пропуск срока исковой давности. Решение от 24.07.2012 по делу N А51-3485/2012, на которое также ссылается Администрация, также не вступило в законную силу.
При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет требования Территориального управления.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным решение Думы г. Владивостока от 07.06.2012 N 869 "О признании утратившим силу решения Думы города Владивостока от 30.01.2008 N 19 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность", проверенное на соответствие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья |
Нестеренко Л.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 3 октября 2012 г. N А51-15635/2012
Текст решения официально опубликован не был