Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации Приморского края
от 14 июня 2013 года N 242-па
"I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы (в том числе основных проблем) и прогнозов ее развития
Роль транспорта в экономике Приморья
Транспорт играет важнейшую роль в экономике Приморского края. Доля транспортного комплекса Приморья в валовой добавленной стоимости региона составляет около 22%, что существенно выше долей всех остальных отраслей экономики. Аналогичный показатель для Дальневосточного федерального округа составляет 13,4%, для России в целом 10,5%<*>.
Общий объем услуг транспорта по крупным и средним организациям Приморского края в 2011 году составил 106119,1 млн. рублей. Грузооборот транспорта общего пользования в 2011 году в Приморье составил 70038,2 млн. тонно-километров<*>.
Пассажирские перевозки
Железнодорожный транспорт
Железнодорожным сообщением охвачено 105 населённых пунктов. Общая длина железнодорожных дорог в крае составляет 1628 км. Железнодорожным транспортом перевозится порядка 10-15 млн. чел. в год. Из них около 30% перевозится поездами дальнего следования, около 70% - пригородными поездами. Дальние пассажирские перевозки осуществляются ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). Пригородные пассажирские перевозки с 01 апреля 2009 года в качестве перевозчика осуществляет ОАО "Экспресс Приморья" - совместная компания, созданная ОАО "РЖД" и Администрацией Приморского края. Эта компания осуществляет свою перевозочную деятельность на основе договоров, заключённых с ОАО "РЖД".
С начала деятельности ОАО "Экспресс Приморья" в качестве самостоятельного перевозчика в 2009 году чистые активы впервые приняли отрицательное значение и по состоянию на 01 января 2012 года составили - 1,2 млрд. рублей. Накопленная кредиторская задолженность составила - 1,5 млрд. рублей.
Воздушный транспорт
Аэропорт Владивосток в 2011 году обслужил 1457 тыс. пассажиров, из них 78% на внутренних линиях, 22% на международных линиях. На местных авиационных линиях перевозится ежегодно около 10 тыс. пассажиров. В январе - июне 2012 году воздушным транспортом перевезено 539 тыс. чел. пассажиров.
Перевозчики для выполнения внутрикраевых воздушных перевозок привлекаются на конкурсной основе, что дает возможность желающим выйти на этот сегмент рынка перевозок. Администрация Приморского края продолжает поддерживать социально значимые внутрикраевые пассажирские авиаперевозки, которые связывают краевой центр с отдалёнными муниципальными районами: Тернейским и Кавалеровским. Благодаря субсидиям из краевого бюджета осуществляются пассажирские авиаперевозки на регулярной основе по маршруту: Владивосток - Кавалерово - Пластун и по трём маршрутам в Тернейском муниципальном районе.
Доходная часть бюджета края за 2010 год составила 78 млрд. руб. (около половины бюджетных поступлений от товародвижения), доля транспортной деятельности в бюджете - 9% (без учёта вторичных оборотов, генерируемых работой транспорта). Вклад транспорта во внутреннем региональном продукте Приморского края (совместно с предприятиями связи) составляет около 22%, что означает, что роль транспорта в первую очередь заключается в обслуживании экономики и в генерировании мультипликативных эффектов и т.д., а не в непосредственном пополнении бюджета. Общая картина по 2011 году отличается незначительно.
Потенциал развития пассажирских перевозок в Приморском крае
Объёмы пассажирских перевозок, как правило, развиваются под воздействием следующих рыночных факторов:
изменение реальных доходов населения, повышение деловой активности и развитие миграционных процессов, изменение уровня безработицы, что в конечном итоге влияет на подвижность населения;
изменение демографической ситуации;
развитие дорожной сети;
развитие туристической деятельности;
изменение спроса на новые виды перевозочных услуг (включая международный транзит), развитие сервиса и привлекательности общественного транспорта;
рост количества личного автотранспорта, рост стоимости топлива;
развитие конкуренции между различными видами пассажирского транспорта, а также ценовая конкуренция между личным и общественным транспортом и т.д.
Перспективы роста в сфере пассажирских перевозок будут связаны не только с социально-экономическим развитием края, но и с развитием дорог и всех видов транспорта, что позволит интегрировать край в международный туристический бизнес и транспортную сеть. В таких условиях прогнозы развития объёмов пассажирских перевозок края не могут иметь высокую надёжность.
Основные проблемы транспортного комплекса
Пригородные железнодорожные перевозки
Пригородные пассажирские перевозки в Приморье с 01 апреля 2009 года в качестве перевозчика осуществляет ОАО "Экспресс Приморья" - совместная компания, созданная ОАО "РЖД" и Администрацией Приморского края. Эта компания осуществляет свою перевозочную деятельность на основе договоров, заключённых с ОАО "РЖД".
Объёмы перевозок падают. Так в 2009 году в Приморье было перевезено 11079,40 тыс. пассажиров, а в 2012 году - 9450,37 тыс. пассажиров (план). Общий пассажирооборот ж/д транспорта в Приморском крае в последние годы снизился с 1668,0 млн. пасс-км (2009 год) до 1258,71 млн. пасс-км (2011 год). Данный вид деятельности подлежит государственному регулированию и имеет весьма затратную расходную составляющую перевозочного процесса.
Следует отметить, что пригородные электропоезда решают важную социальную задачу и исключить этот вид транспорта, заменив его автобусным сообщением, не представляется возможным по следующим причинам:
резко увеличится нагрузка на автодороги, особенно в часы "пик";
ухудшится экологическая ситуация в городах;
альтернативный вид транспорта содействует решению транспортных проблем в сложных погодных условиях и в период ЧС.
Электропоезда относятся к перспективным видам транспорта, который следует развивать - это показывает опыт многих европейских и азиатских стран.
Основная цель, которая должна быть поставлена в настоящее время при организации пригородного сообщения на электропоездах - это снижение убытков при повышении качества перевозок и обслуживания.
Развитие авиационного транспорта
Развитие местных авиаперевозок
В 2011 году перевозчики для выполнения внутрикраевых воздушных перевозок привлекались на конкурсной основе, что дало возможность желающим выйти на этот сегмент рынка перевозок. Администрация Приморского края продолжает поддерживать социально значимые внутрикраевые пассажирские авиаперевозки, которые связывают краевой центр с отдалёнными муниципальными районами: Тернейским и Кавалеровским. Благодаря дотациям из краевого бюджета осуществляются пассажирские авиаперевозки на регулярной основе по маршруту: Владивосток - Кавалерово - Пластун и по трём маршрутам в Тернейском муниципальном районе.
По оценкам краевого государственного унитарного авиационного предприятия КГУАП "Пластун-Авиа", текущее состояние местных авиаперевозок состоит в следующем: количество перевезённых пассажиров в 2011 году по сравнению с 1990 годом снизилось в разы, с 169335 до 9037 пассажиров. В декабре 2012 года, с учётом износа, ОАО "Владивосток Авиа" прекращает эксплуатацию воздушных судов Як-40. Советом директоров ОАО "Владивосток Авиа" также принято решение о выводе вертолётов Ми-8 из парка авиакомпании.
Сохранение местных авиаперевозок является важной задачей гармоничного развития транспортной системы Приморского края и отдалённых районов края. Несмотря на значительную дотационность, авиатранспорт не требует таких капиталовложений как, например, автодороги. Наличие в Приморском крае авиации создаёт новые возможности для развития туризма, позволяет эффективно решать задачи в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечивать неотложную медицинскую помощь в отдалённых районах.
Характеристика текущего состояния дорожной отрасли Приморского края, основные проблемы и прогноз её развития
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения страны, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации.
Характеристика сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них приведена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Автомобильные дороги общего пользования, в том числе по техническим категориям дорог |
|||||
всего |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Протяжённость а/дорог общего пользования, км |
|
|
|
|
|
|
всего, в том числе: |
6677 |
7 |
203 |
1304 |
3485 |
1678 |
Показатели |
Автомобильные дороги общего пользования, в том числе по техническим категориям дорог |
|||||
всего |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
с покрытием переходного типа щебёночные, гравийные |
3276 |
0 |
0 |
91 |
1879 |
1306 |
грунтовые |
105 |
0 |
0 |
0 |
0 |
105 |
Мосты всего, в том числе: |
1 576 шт. 60623 п. м |
|
|
|
|
|
деревянные |
27 шт. 385 п. м |
|
|
|
|
|
Водопропускные трубы |
6152 шт. 111629 п. м |
|
|
|
|
|
Данная проблема, характерная для всех субъектов Российской Федерации, в Приморском крае усиливается последствиями существовавших на протяжении более 80 лет условий экономической изоляции. В области автомобильных дорог это привело к занижению роли автотранспортной инфраструктуры. Дорожные конструкции не рассчитывались на обслуживание потоков тяжёлых грузовых автомобилей и автопоездов. Конструкции проезжей части дорог, мосты были рассчитаны на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6 тонн на ось и не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.
Основная доля автомобильных дорог регионального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, только 10% их общей протяжённости имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных транспортных средств. Свыше половины (57,2%) протяжённости автомобильных дорог регионального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжёлых автомобилей и автопоездов.
Автомобильные дороги регионального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населённых пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту количества дорожно-транспортных происшествий.
Низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами северных территорий Приморского края не позволяет в полной мере осваивать ресурсы этих районов.
Приморский край в 2-3 раза отстаёт от субъектов западной части Российской Федерации по протяжённости и плотности дорожной сети. Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах, по сравнению с увеличением протяжённости и пропускной способности автомобильных дорог, приводит к росту уровня аварийности. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
Важным событием для дорожной отрасли стало создание в 2012 году дорожного фонда Приморского края, который, аккумулируя целевые средства, направляемые на содержание и развитие дорог, позволит обеспечить дорожное хозяйство надёжным источником финансирования.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность создания муниципальных дорожных фондов.
Концентрация средств бюджетов муниципальных образований Приморского края в дорожных фондах позволит существенно ускорить решение проблем ликвидации территориальной разобщённости районов, улучшения состояния автомобильных дорог, повышения качества обслуживания пользователей.
В части автомобильных дорог регионального значения создание, совершенствование и обеспечение функционирования дорожного хозяйства, в том числе в части автомобильных дорог регионального значения, обеспечивается департаментом дорожного хозяйства Приморского края, определённым ответственным соисполнителем настоящей государственной программы.
Значительная часть задач, стоящих перед дорожным хозяйством, предусмотренных данной государственной программой, будет решаться в рамках комплекса системных мероприятий, а также федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 1365), федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года" (утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года N 466-р).
Информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад" в Приморском крае.
Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, в том числе информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад", является комплексной задачей, направленной на создание системы политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиту жизненно важных интересов граждан от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения уровня промышленной и общественно-социальной безопасности Приморского края необходимо осуществить развитие инфраструктурных составляющих с использованием результатов космической деятельности, в том числе технологий ГЛОНАСС, информационных технологий, а также пространственных данных, обеспечивающих решение задач управления посредством мониторинга и анализа ситуаций, требующих оперативного принятия решений, и консолидировать организационные, технологические и экономические ресурсы региона в рамках единой региональной навигационно-геоинформационной политики.
Наиболее действенным инструментом внедрения таких технологий является программно-целевой метод планирования и управления, создающий необходимые условия для широкомасштабного использования результатов космической деятельности.
Безопасность дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важнейших социально-экономических и демографических задач, стоящих перед Приморским краем. Общеизвестно, что аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Для того чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста парка автомобилей, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения как целенаправленной деятельности, направленной, прежде всего, на предупреждение причин возникновения ДТП, а также снижение тяжести их последствий.
Одним из действенных инструментов государственного управления в данной области является программно-целевой метод, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсные возможности на приоритетных направлениях обеспечения безопасности дорожного движения.
В 2007-2012 годах в Приморском крае осуществлялась реализация краевой целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2007-2012 годы" (утверждена Законом Приморского края от 07 ноября 2012 N 107-КЗ), в рамках которой принимались организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на:
совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов;
техническое оснащение подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечении безопасности дорожного движения;
пропаганду культуры поведения и организации эффективной системы взаимодействия участников дорожного движения;
развитие системы оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.
В результате реализации программы удалось улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в Приморском крае. Так только за I этап реализации программы (2007-2010 годы):
количество зарегистрированных ДТП снизилось на 23,2 процента (с 4847 в 2007 году до 3722 в 2010 году);
количество погибших в ДТП - на 21,5 процента (с 552 в 2007 году до 433 в 2010 году);
количество раненых в ДТП - на 24,3 процента (с 6355 в 2007 году до 4809 в 2010 году).
Однако в последующих 2011-2012 годах на дорогах края зафиксирован рост ДТП, что привело к снижению достигнутых в 2010 году показателей. Таким образом, итоговые показатели от реализации программы составили:
количество зарегистрированных ДТП снизилось на 10,0% (с 4847 в 2007 году до 4364 в 2012 году);
количество погибших в ДТП на 10,1% (с 522 до 496);
количество погибших в ДТП сократилось на 10,5% (с 6355 до 5694).
Высокий уровень аварийности и намечающиеся тенденции к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
диспропорция между постоянным увеличением количества автомобилей и неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов. В настоящее время более 50% ДТП регистрируется в городах и населённых пунктах. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате ДТП, опережают темпы увеличения количества ДТП.
В 2012 году в Приморском крае наибольшее количество нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации связано с несоблюдением водителями скоростного режима - 37,0 процента от общего количества подобных ДТП. Рост числа таких ДТП в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 32,1 процента, погибших - 8,6 процента и раненых - 30,6 процента соответственно.
Кроме того, в 2012 году на 4,8 процента возросло количество ДТП, произошедших из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами и достигло максимального значения за последние три года. Количество погибших и раненых при этом пешеходов возросло на 11,3 процента и 6,0 процента соответственно.
Ещё одной из причин роста количества ДТП и тяжести их последствий является неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети. Высокий удельный вес происшествий (20,7 процента), произошедших при наличии различных недостатков в содержании улично-дорожной сети, отмечается в Приморском крае на протяжении последних трёх лет. В 2012 году каждое пятое происшествие произошло по данной причине. При этом количество ДТП, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, возросло по сравнению с 2011 годом на 15,7 процента, количество погибших и раненых от их последствий участников ДТП - на 26,1 процента и 14,8 процента соответственно.
При оформлении 64,2 процентов ДТП данного вида сотрудниками ГИБДД фиксировались недостатки, связанные с отсутствием или плохой видимостью разметки. В каждом шестом случае имели место недостатки, связанные с покрытием проезжей части. Наибольшей тяжестью отмечены ДТП, произошедшие при отсутствии дорожных знаков или освещения проезжей части.
Одной из причин роста числа погибших участников ДТП является низкий уровень качества оказания медицинской помощи пострадавшим участникам ДТП, в том числе первичной. В 2012 году, уже после оказания такой помощи, скончался каждый четвёртый участник ДТП.
Кроме того, одной из причин высокой смертности на дорогах является также пренебрежение участниками дорожного движения правил, связанных с применением ремней безопасности, мотошлемов и детских удерживающих устройств. Эти причины являются одними из основных, влияющих на высокую тяжесть последствий ДТП.
Особое значение этого фактора обусловлено и тем, что в Приморском крае наиболее распространённый вид ДТП - столкновения транспортных средств (38,4%). В 2012 г. количество таких ДТП возросло на 19,7%, погибших и раненых при этом участников - на 24,6% и 19,9% соответственно.
Приведённые цифры свидетельствуют о недостаточном государственном и общественном воздействии на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
<*> - Данные Росстата, итоги 2010 года.
<*> - Данные департамента экономики Приморского края.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи государственной программы
Основные документы по социально-экономическому развитию России и ее восточных регионов. В России утверждены основные стратегические документы в области социально-экономического развития страны, в области развития ее восточных регионов, в области развития транспорта и его отдельных видов. Основные ориентиры развития: модернизация, внедрение инновационных подходов, диверсификация экономики от сырьевой к высокотехнологичной, развитие восточных регионов страны и т.д.
Так, Указом Президента Российской Федерации "О долгосрочной государственной экономической политике" от 07 мая 2012 года N 596 Правительству Российской Федерации поручено утвердить до 31 декабря 2012 года государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Этим же документом в области модернизации и инновационного развития экономики предписано представить в установленном порядке предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, предусмотрев обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий.
Целью "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р) является обеспечение в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Среди приоритетов в области транспорта указаны:
завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;
транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;
внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг и т.п.
Развитие восточных регионов страны осуществляется по "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2009 года N 2094-р). По данному документу "стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона", и решить ряд задач, указанных в данной Стратегии. Среди них приведены задачи развития транспорта. Новая версия Стратегии стала основой для уточнения федеральной целевой программы (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" (в настоящее время актуализируется со сроком действия до 2018 года).
Основные документы Министерства транспорта Российской Федерации опираются на следующие утверждения:
состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение;
транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей;
исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния.
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей.
В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта согласно новым социально-экономическим условиям, Минтрансом России разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р). Новая транспортная стратегия страны ориентирована на новые цели и задачи. Среди основных сформулированы следующие направления и ориентиры развития транспортной системы:
формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Это означает, что должны быть устранены территориальные и структурные диспропорции в развитии транспорта, в том числе в азиатской части страны. Зонами опережающего развития транспорта обозначены Юг России, Сибирь, Дальний Восток и другие регионы, пока не реализовавшие свой потенциал;
обеспечение качества, доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг на уровне потребностей инновационного развития экономики. Для эффективной работы транспорта недостаточно физической инфраструктуры. Нужны современные технологии, организация, управление, взаимодействие и т.д.
обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Это означает повышение значимости транспорта в решении социальных задач государства;
интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Транспортное пространство страны - это не только проблема в развитии экономики, но и огромный ресурс, который пока не реализован должным образом. Наличие транзита является естественным критерием сравнительной эффективности транспортной системы. Транзитные перевозки являются важным элементом интеграции российской транспорта в международную транспортную систему. Поэтому транзитные перевозки в России должны и будут развиваться;
повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Это современный уровень безопасности грузов и перевозок, защита от терроризма, экологическая безопасность и т.д.;
развитие информационных и телекоммуникационных технологий в сфере транспорта путем оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, и других.
Среди прочих важных, согласованных с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, можно выделить такие документы, как:
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года N 877-р);
ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)".
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается пять основных целей:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (утверждена Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ). Стратегической целью развития Приморского края до 2025 года являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев. Реализация Стратегии и успешное достижение цели требуют решения пяти стратегических задач:
Первая. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики;
Вторая. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
Третья. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы АТР;
Четвертая. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР;
Пятая. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья".
В стратегии отмечено, что развитие мировой торговли и транспортной инфраструктуры генерируют для Приморского края следующие возможности:
возможность формирования современного транспортно-логистического комплекса и интеграции в транспортно-логистический комплекс АТР;
возможность развития транзитных функций (развитие транзита через территорию Российской Федерации);
возможность реализации проектов в сфере торговли.
Таким образом, в соответствии с указанными директивными документами к приоритетам в развитии транспортного комплекса Приморского края относится:
развитие транспортного комплекса для обеспечения потребностей экономики и населения Приморского края в перевозках грузов (товаров) и людей;
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры (в составе транспортного комплекса, системы), обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек во всех сферах экономики края;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (применительно к территории Приморского края);
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Приоритетные направления развития дорожной отрасли определены Транспортной стратегией Российской Федерацией до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, а также Схемой территориального планирования Приморского края, разработанной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30 ноября 2009 года N 323-па.
Государственная политика Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства на долгосрочный период определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), в которой установлено, что для достижения цели создания условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения необходимо обеспечить:
увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидацию разрывов и узких мест, в том числе путем строительства и реконструкции федеральных и региональных автомобильных дорог, комплексного развития транспортных узлов;
повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потенциала, в том числе путем развития автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, строительства на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях обходов крупных городов и территорий сопредельных стран, внеклассных мостов, подъездов к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска и терминалам;
транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых, в том числе путем строительства новых автомобильных дорог с целью расширения возможностей для транспортировки грузов из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации, осуществления реализации проектов, являющихся ключевыми в освоении соответствующих регионов России;
формирование и распространение новых транспортных технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, в том числе путем обеспечения современным информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций;
комплексную безопасность и устойчивость функционирования транспортной системы, в том числе путем повышения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.
Кроме того, приоритеты государственной политики отражены в действующих Федеральных целевых программах "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" (в настоящее время актуализируется со сроком действия до 2018 года), "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Развитие экономики Приморского края должно сопровождаться опережающим развитием транспортной отрасли. Данное развитие должно быть направлено на удовлетворение внутренних потребностей экономики, а также на решение новых задач по созданию коммуникативной площадки России в Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе. Например, подпрограмма "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе" федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" направлена на осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального, туристического и научно-образовательного центра региона.
Данный приоритет определяет формирование на юге Приморья коммуникативной площадки, формирование которой невозможно без развития транспортных связей с международным окружением и внутри края. Под коммуникативной площадкой понимается территория эффективного взаимодействия с окружающими странами в сферах развития транспортных связей, торговли, туризма, снижения барьеров в инвестиционной деятельности и иных формах международного сотрудничества и интеграции.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 275 тысяч человек. На дорогах за последние 9 лет погибло 9852 ребёнка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребёнка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571407 человек.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение её ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351), обозначено снижение смертности населения, прежде всего, высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе, в результате дорожно-транспортных происшествий.
Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации, согласно плану мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р), должна стать программа "Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы".
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р). Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как подпрограмма направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной Стратегии - повышение безопасности дорожного движения.
Расчёт прогнозных показателей аварийности показывает, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления в области обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году может достигнуть 32,5 тысяч человек.
Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью, и дальнейшего снижения её показателей до уровня развитых стран мира необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами, в связи с чем требует дальнейшего развития обеспечения реализации комплексных мер по повышению безопасности дорожного движения.
Целями настоящей государственной программы являются:
развитие транспортного комплекса для обеспечения потребностей экономики и населения Приморского края в перевозках грузов (товаров) и людей;
развитие и обслуживание дорожной сети для обеспечения потребностей экономики и населения Приморского края в перевозках грузов (товаров) и людей, в том числе для снижения транспортных издержек пользователей автомобильных дорог и повышения комплексной безопасности в сфере дорожного хозяйства;
повышение транспортной доступности территорий Приморского края и его связности с другими регионами Российской Федерации;
обеспечение эффективной транспортной интеграции с международным окружением, создание условий для динамичного социально-экономического развития Приморского края, в том числе за счёт роста конкурентоспособности и повышения качества работы транспортной системы включая развитие транзитных грузовых и пассажирских перевозок и сервиса.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение транспортной доступности районов Приморского края, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике Приморского края;
обеспечение комплексной безопасности, экологичности и устойчивости транспортной системы Приморского края;
увеличение протяжённости автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям;
поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения на уровне, соответствующем категории дороги, путём выполнения нормативных мероприятий по содержанию и ремонту дорог;
формирование современной системы автодорог в рамках международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2";
повышение надёжности и безопасности движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения на территории Приморского края;
формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;
развитие автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения на территории Приморского края в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг за счёт использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPC путём:
обеспечения постоянного функционирования регионального навигационно-информационного центра по Приморскому краю, включающего единую платформу навигационных приложений, систему обеспечения информационной безопасности, подсистему информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними системами и подсистемами;
создание локальных отраслевых и ведомственных подсистем мониторинга и управления транспортом;
оснащение навигационно-связным оборудованием автотранспортных средств в рамках информационно-навигационного обеспечения автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад";
развитие системы профилактического видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации;
повышение правового сознания и пропаганда культуры поведения участников дорожного движения;
развитие системы оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на снижение уровня аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах регионального и муниципального значения.
III. Целевые индикаторы и показатели государственной программы
Целевые индикаторы и показатели государственной программы соответствуют ее приоритетам, целям и задачам.
Для оценки эффективности реализации государственной программы используются следующие целевые индикаторы и показатели:
количество пассажиров, перевезенных в пригородном железнодорожном сообщении в Приморском крае;
количество пассажиров, перевезенных в местном авиационном сообщении в Приморском крае;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения;
прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения;
доля дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительных дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения;
доля транспортных средств предприятий всех форм собственности, осуществляющих перевозку пассажиров, включая детей, на территории Приморского края, оснащенных навигационно-связным оборудованием, в том числе ГЛОНАСС, и передающих телематические данные в региональную информационно-навигационную систему Приморского края;
доля транспортных средств предприятий всех форм собственности, осуществляющих перевозку специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Приморского края, оснащенных навигационно-связным оборудованием, в том числе ГЛОНАСС, и передающих телематические данные в региональную информационно-навигационную систему Приморского края;
доля транспортных средств предприятий, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Приморского края, оснащенных навигационно-связным оборудованием, в том числе ГЛОНАСС, и передающих телематические данные в региональную информационно-навигационную систему Приморского края;
доля подразделений скорой, неотложной медицинской помощи Приморского края, оснащенных навигационно-связным оборудованием, в том числе ГЛОНАСС, и передающих телематические данные в региональную информационно-навигационную систему Приморского края;
ввод региональной информационно-навигационной системы Приморского края в постоянную эксплуатацию и использование ее при информационно-навигационном обеспечении автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад" на территории Приморского края;
доля органов государственной власти, государственных учреждений и администраций муниципальных образований, подключённых к региональному навигационно-информационному центру по Приморскому краю;
сокращение времени прибытия служб экстренного реагирования на территории Приморского края, оборудованных системой ГЛОНАСС;
снижение затрат транспортного комплекса Приморского края;
снижение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
снижение транспортного риска (количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств);
снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения);
снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 пострадавших);
сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности.
Состав и значение целевых показателей индикаторов в рамках подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае на 2013-2017 годы" государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы" определены в соответствии с "Концепцией федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 года N 1995-р) и исходя из основных критериев (характеристик - показателей аварийности), по которым предполагается проводить оценку эффективности реализации мероприятий подпрограммы по повышению безопасности дорожного движения.
Сведения о показателях и индикаторах государственной программы представлены в приложении N 5 к государственной программе.
IV. Обобщенная характеристика реализуемых в составе государственной программы подпрограмм и отдельных мероприятий
В рамках государственной программы реализуются подпрограммы "Развитие транспортного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы" государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы" (приложение N 1 к государственной программе), "Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013-2017 годы" государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы" (приложение N 2 к государственной программе), "Информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Восток-Запад" в Приморском крае на 2013-2014 годы" государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы" (приложение N 3 к государственной программе), "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2013 год" государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы" (приложение N 4 к государственной программе).
Конкретное описание мероприятий подпрограмм содержится в разделе 4 "Описание мероприятий" соответствующей подпрограммы.
Перечень и краткое описание реализуемых в составе государственной программы подпрограмм (с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей и соисполнителей государственной программы, ожидаемых непосредственных результатов их реализации и последствий нереализации, показателей государственной программы) приведён в приложении N 6 к государственной программе.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Приморского края от 14 июня 2013 г. N 242-па "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.