Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М,
судей - Панеш Ж.К, Шишева Б.А,
при секретаре судебного заседания Добриной Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования "Город Майкоп", Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23.11.2017, которым постановлено:
административное исковое заявление М.В.П. к Министерству строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, министру строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Картамышеву Валерию Николаевичу и администрации МО "г. Майкоп" о признании незаконным решения об отказе в выдаче жилищного сертификата, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации МО "г. Майкоп" от 05.07.2017 и признании незаконным распоряжения главы администрации МО "г. Майкоп" N-р от 10.08.2017, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение рабочей группы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 19.06.2017 по отказу в выдаче М.В.П. государственного жилищного сертификата.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации МО "г. Майкоп" от 05.07.2017 об исключении М.В.П. из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденным переселенцем.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации МО "г. Майкоп" N-р от 10.08.2017 о внесении изменений в учетное дело М.В.П. в части его исключения из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", как относящегося к категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
В части административных исковых требований М.В.П. к Министру строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Картамышеву Валерию Николаевичу, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М, объяснения административного истца М.В.П. и его представителя Сайфутдинова Ф.В, просивших решение суда оставить без изменения, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности Голубенко М.Д, полагавшего необходимым решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований М.В.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.В.П. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, министру строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Картамышеву В.Н. и администрации МО "г. Майкоп" о признании незаконным решения об отказе в выдаче жилищного сертификата, признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 05.07.2017 и признании незаконным распоряжения главы администрации.
В обосновании указал, что вместе со своей семьей - матерью М.В.П. и сестрой М.М.В.П. переехали из "адрес", Республики Казахстан в 1997 году в город Майкоп. В 1998 году они получили гражданство Российской Федерации. 17.11.2000 М.В.П. была поставлена в ОФМС России по Республике Адыгея на учет, как вынужденный переселенец. Он и сестра также были признаны вынужденными переселенцами, но ввиду того, что на момент получения статуса не достигли совершеннолетия, удостоверения не получили, а были включены в удостоверение их матери. 18.11.2002 их семья была поставлена на учет в Администрации МО "г. Майкоп" в качестве граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
30.01.2006 М.В.П. умерла. 15.02.2006 на основании решения ОДМ ОФМС России по РА он был признан вынужденным переселенцем и ему было выдано удостоверение вынужденного переселенца. В жилищное учетное дело были внесены изменения. Его включили в очередь с сохранением первоначальной даты постановки на учет 18.11.2002.
19.06.2017 решением рабочей группы по организации работы по реализации в Республике Адыгея подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ему было отказано в выдаче сертификата. На заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 05.07.2017 на основании письма Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея было принято решение о его исключении, как нуждающегося в жилом помещении, из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденным переселенцем. 10.08.2017 распоряжением Главы МО "г. Майкоп" в его учетное дело были внесены изменения в части исключения из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Просил признать незаконным решение рабочей группы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея об отказе в выдаче сертификата, признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 05.07.2017 об исключении М.В.П. из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, признать незаконным Распоряжение Главы Администрации муниципального образования "Город Майкоп" N-р от 10.08.2017 о внесении изменений в учетное дело М.В.П.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе первый заместитель Министра Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Хатков Р.Г. просит обжалуемое решение в части признания незаконным решения рабочей группы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 19.06.2017 по отказу в выдаче М.В.П. государственного жилищного сертификата отменить.
Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ указывает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Разделение семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на несколько семей, с сохранением за каждой семьей даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как единой семьи, противоречит нормам действующего законодательства. Совместно проживающие с участником подпрограммы другие лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы (пункт 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153). После того, как члены семьи вынужденных переселенцев прекращают совместное проживание и перестают быть членами их семей, имея статус вынужденного переселенца, чтобы получить статус нуждающегося в жилом помещении и отдельное право на получение государственного жилищного сертификата, они должны пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ, которым не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней даты, чем дата подачи им документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вынужденные переселенцы не наделены правом "наследовать" очередь членам семьи в случае смерти. Таким образом, разделение семьи вынужденного переселенца (появление отдельных субъектов очереди граждан, претендующих на обеспечение жильем) допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления о признании нуждающимся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Голубенко М.Д. просит решение в части признания незаконными решения комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от 05.07.2017 об исключении М.В.П. из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, и распоряжения Главы Администрации муниципального образования "Город Майкоп" N-р от 10.08.2017 "О внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части исключения М.В.П. из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" как относящегося к категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления М.В.П. к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" отказать.
Свои требования мотивирует тем, что оспариваемые акты являются производными от решения рабочей группы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 19.06.2017 об отказе в выдаче М.В.П. жилищного сертификата, и при признании его незаконным вышеуказанные акты Администрации муниципального образования "Город Майкоп" утрачивают свою силу. Кроме того, обращает внимание на то, что признание судом незаконными актов Администрации муниципального образования "Город Майкоп" не повлечет восстановление прав М.В.П. на получение государственного жилищного сертификата, поскольку орган местного самоуправления полномочиями по принятию решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата не наделен.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены или изменения решения.
Как следует из материалов дела, М.В.П. вместе со своей семьей - матерью М.В.П. и сестрой М.М.В.П. переехали из "адрес", Республики Казахстан, в 1997 году в город Майкоп.
Из материалов учетного дела М.В.П. усматривается, что 17.11.2000 М.В.П. и ее дети, как члены семьи, были поставлены в ОФМС России по Республике Адыгея на учет, как вынужденные переселенцы.
30.01.2006 М.В.П. умерла.
М.В.П. получил удостоверение вынужденного переселенца на основании решения ОПМ ОФМС России по РА от 15.02.2006 и был поставлен на жилищный учет в Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
На основании заявлений административного истца и его сестры М.М.В.П. решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Город Майкоп" разделена очередь. М.М.В.П. и М.В.П. поставлены на учет раздельно, что подтверждается выпиской из протокола N от 20.12.2006.
Материалами дела подтверждается, что М.В.П. продолжал стоять в очереди на получение жилья, ежегодно продлевая статус вынужденного переселенца. Кроме того, согласно учетному делу М.В.П. ежегодно подавал заявление о предоставлении субсидии и проходил переучет в комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
19.06.2017 решением рабочей группы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по организации работы по реализации в Республике Адыгея подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" М.В.П. было отказано в выдаче сертификата.
В обоснование отказа рабочая комиссия указала, что разделение семьи переселенца (появление отдельных субъектов очереди граждан, претендующих на обеспечение жильем) допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления о признании нуждающимся в жилом помещении.
На основании принятого решения в Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея было направлено письмо о принятом решении и необходимости рассмотрения правомерности включения в списки участников подпрограммы на 2017 год М.В.П. по категории "граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами". На заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 05.07.2017 было принято решение об исключении М.В.П. из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
10.08.2017 распоряжением Главы муниципального образования "Город Майкоп" были внесены изменения в учетное дело административного истца, состоящего на учете в Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в части его исключения из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", как относящегося к категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" были утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее Правила), согласно которым установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Начало действия редакции - 13.04.2006.
М.В.П. получил статус вынужденного переселенца в 2002 году, как член семьи вынужденного переселенца, а 15.02.2006, как лицо, имеющее статус вынужденного переселенца на основании отдельного решения, с получением отдельного удостоверения. В феврале 2006 года он был включен в очередь, как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья в соответствии с действующим на то время Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации".
Таким образом, материалами дела установлено, что с 2006 года М.В.П. состоит в очереди, как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья, в соответствии с действовавшим Постановлением Правительства РФ N 845 от 08.11.2000 года.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Распространение действия норм указанных Правил на правоотношения, возникшие до их введения в действие, недопустимо.
М.В.П. является вынужденным переселенцем и принят на учет в качестве вынужденного переселенца, то есть утверждение административного ответчика о том, что М.В.П. имеет право на получение жилищного сертификата, только как член семьи вынужденного переселенца противоречит фактическим обстоятельствам.
Вынужденными переселенцами признаются все граждане, члены семьи, вне зависимости от того достигли они возраста 18 лет, прибыли единолично либо в составе семьи.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что М.В.П, получив 17.11.2002 статус вынужденного переселенца, получил и право на реализацию жилищных прав, предоставленных законом.
Довод апелляционной жалобы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о том, что Жилищным кодексом РФ не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней датой, чем дата подачи им документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, поскольку Жилищный кодекс РФ не определяет установление очередности, которая устанавливается другими нормативными актами.
Ежегодная перерегистрация М.В.П. как лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья и как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством", свидетельствует о том, что на соответствующем учете после смерти матери истец состоит. При этом является незначимым то обстоятельство, что письменное заявление о его постановке на учет отсутствует. Постановка на учет соответствует его волеизъявлению и в течение всего периода нахождения в очереди на получение льготы ни заявителем, ни административным органом не была оспорена.
С 2006 года М.В.П. состоит в очереди как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья на основании решения жилищной комиссии как вынужденный переселенец, с составом семьи один человек, следовательно, имеет право на включение в подпрограмму уже не как член семьи, а как вновь созданная семья составом семьи - 1 человек.
При этом, на 01.01.2017 года М.В.П. состоял в сводном списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по Республике Адыгея за 2017 год, который утвержден министром строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.
При таких обстоятельствах, отказ рабочей группы от 19.06.2017 года на основании обстоятельства, которое ранее, ни администраций МО "Город Майкоп", ни Министерством строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея", не признавалось, как обстоятельство для снятия из очередности, в предоставлении льготы, является незаконным.
Довод жалобы административного ответчика - администрации муниципального образования "Город Майкоп" о том, что признание судом незаконными актов администрации муниципального образования не повлечет восстановление прав истца на получение государственного жилищного сертификата, не может свидетельствовать о законности действий органов муниципального образования.
Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308,309,311КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23.11.2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - Мейстер В.М,
судьи: Панеш Ж.К, Шишев Б.А.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.