Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации городского округа Большой Камень Приморского края от 28 декабря 2016 г. N 1941 в приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 6
к муниципальной программе "Экономическое развитие
городского округа Большой Камень" на 2014-2019 годы,
утвержденной постановлением администрации городского
округа ЗАТО Большой Камень от 10.10.2013 N 1701
Подпрограмма N 2
"Развитие конкуренции на товарных рынках городского округа Большой Камень" (аналитическая) муниципальной программы "Экономическое развитие городского округа Большой Камень" на 2014-2019 годы
10 марта 2015 г., 7 сентября 2016 г.
Паспорт
подпрограммы N 2 "Развитие конкуренции на товарных рынках городского округа Большой Камень" (аналитическая)
Наименование подпрограммы муниципальной подпрограммы |
"Развитие конкуренции на товарных рынках городского округа Большой Камень" (далее - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление экономики администрации городского округа Большой Камень |
Соисполнители подпрограммы |
Отраслевые (функциональные) органы администрации городского округа Большой Камень: управление архитектуры и градостроительства; управление жизнеобеспечения; управление имущественных отношений; управление образования |
Участники подпрограммы |
Нет |
Цели подпрограммы |
Создание условий для активизации деятельности существующих хозяйствующих субъектов и для появления на товарных рынках городского округа новых хозяйствующих субъектов |
Задачи подпрограммы |
Сокращение числа и упрощение административных процедур муниципальной сферы ведения при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов; Повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа, включая публикацию административных процедур и результатов деятельности; Повышение эффективности процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности для создания механизмов предотвращения избыточного регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности на муниципальном уровне; Разработка и реализация дорожных карт для снижения инфраструктурных ограничений предпринимательской деятельности; Содействие развитию конкурентной среды в приоритетных направлениях. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014-2018 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Бюджетных ассигнований из бюджета городского округа не предусмотрено |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
К концу реализации Подпрограммы: доля проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в отношении которых проведена оценка регулирующего воздействия в общем объеме проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа, достигнет 100%; доля информации о деятельности органов власти городского округа, размещаемой в открытом доступе в сети "Интернет", в общем объеме обязательной для размещения информации составит 100%; доля информации о деятельности на приоритетных товарных рынках городского округа, размещенной на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа в сети "Интернет" из общего объема информации, необходимой к публикации составит 100%. |
I. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы
1.1. Введение
Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 14 августа 2013 года N 1299 "Об утверждении Перечня муниципальных целевых программ городского округа Большой Камень". Разработка Подпрограммы осуществлялась в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования, реализации муниципальных программ городского округа Большой Камень, проведения оценки эффективности их реализации и критериев такой оценки, утвержденным постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 11 июля 2013 года N 1099. Методологической основой Подпрограммы является Порядок принятия решений о разработке, муниципальных программ городского округа Большой Камень, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденный постановлением администрации городского округа от 18 марта 2016 года N 396 (далее - Порядок).
Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и уровень жизни граждан, является государственная конкурентная политика, в том числе, на муниципальном уровне, которая представляет собой комплекс последовательных мер, реализуемых с целью обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности экономики и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Конкурентная среда на рынках товаров и услуг определяется уровнем роста рынка и его насыщенностью, платежеспособностью потребителей, доступностью инфраструктуры, доступностью информации о ценах, товарах, услугах, наличием барьеров входа на рынки и других факторов.
Подпрограмма станет основой для реализации конкурентной политики в городском округе, определит основные направления и мероприятия по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Подпрограмма ориентирована на обеспечение в городском округе единства экономического пространства, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Реализация мероприятий в приоритетных отраслях позволит решить поставленные в Подпрограмме задачи развития конкурентной среды и обеспечения добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.
1.2. Характеристика конкурентной среды и факторы, препятствующие развитию конкуренции
Конкурентная среда на товарных рынках городского округа зависит от действия параметров спроса и предложения, определенных характеристик рынка (технологическая возможность, взаимозаменяемости товаров, специфические характеристики товаров, особенности предпочтения потребителей, наличие стратегических и нестратегических барьеров входа в рынок, жесткость антимонопольного законодательства и другие).
Для обеспечения высокого уровня конкуренции городской округ обладает достаточным потенциалом и комплексом конкретных преимуществ, основными среди которых являются:
привлекательные рекреационные ресурсы;
благоприятные условия для развития промышленного комплекса;
компактная городская среда;
системная планировка центральной части города.
Городской округ относится к индустриальной территории с ярко выраженным монохозяйственным типом экономики. Однако в настоящее время динамика ее структуры демонстрирует наличие определённых полифункциональных изменений.
По состоянию на 1 января 2013 года в Статистическом регистре (далее - Статрегистр) хозяйствующих субъектов по городскому округу учтено 804 предприятия и организации всех видов экономической деятельности и 1105 индивидуальных предпринимателя.
Фактически хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, гораздо меньше, чем зарегистрированных. Это связано с тем, что ряд предприятий создаются на непродолжительный срок и прекращают свое существование без процедуры снятия с учета. Так в 2012 году удельный вес действующих организаций в числе зарегистрированных не превысил 35%.
Количество и структура оборота хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности, представлена в таблице 1:
Таблица 1
Структура
оборота хозяйствующих субъектов городского округа Большой Камень по видам экономической деятельности*
Виды |
Количество хозяйствующих субъектов на 01.01.2013, в % к итогу** |
Оборот за 2012 г., в % к итогу |
1 |
2 |
3 |
Всего, в том числе: |
100 |
100 |
сельское и лесное хозяйство, охота |
1,5 |
1,7 |
рыболовство, рыбоводство |
2,9 |
4,0 |
добыча полезных ископаемых |
0,7 |
- |
обрабатывающие производства |
7,6 |
35,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа, воды |
1,7 |
9,0 |
строительство |
10,8 |
6,2 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта и бытовых изделий |
22,4 |
32,4 |
гостиницы и рестораны |
2,5 |
2,0 |
транспорт и связь |
16,4 |
1,5 |
финансовая деятельность |
1,7 |
6,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
15,5 |
0,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
4,0 |
0,4 |
образование |
3,9 |
0,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,2 |
0,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
7,2 |
0,4 |
(*) - по данным Приморскстата
(**) - зарегистрированных в Статрегистре
В 2012 году в структуре оборота на долю промышленности пришлось 40,5 процентов, в структуре отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 85 процентов.
Среди всех видов индустриальной деятельности наиболее развитыми остаются обрабатывающие производства (35 процентов в объеме оборота в целом по городскому округу), в том числе: производство пищевых продуктов (3,4 процента в объеме обрабатывающей промышленности), производство транспортных средств и оборудования (80,3 процента в объёме обрабатывающей продукции).
Однако, несмотря на наблюдающиеся процессы диверсификации, элементы монопрофильности экономики сохраняются, что создает
определенные трудности в формировании конкурентной среды.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2013 года в реестре хозяйствующих субъектов городского округа, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, числилось 5 субъектов. К ним относятся следующие крупные и средние организации: АО "ДВЗ "Звезда", АО "РК "Новый Мир", ООО "Большекаменский хлебокомбинат", АО "Теплоэнергетическая компания", ООО "Водоканал". Все эти организации функционируют в сфере промышленного производства.
Остальные субъекты промышленной сферы специализируются в различных видах экономической деятельности, и выпускают продукцию внутреннего спроса, не конкурирующую между собой по номенклатуре.
Руководствуясь стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р, учитывая потребности и возможности городского округа в части развития конкурентной среды, для целей Подпрограммы выбраны следующие приоритетные сферы:
розничная торговля;
строительство;
информационно-коммуникационные технологии и связь;
пассажирские городские перевозки;
жилищно-коммунальные услуги;
образовательные услуги.
1.3. Анализ состояния развития рынков в приоритетных сферах
1. Розничная торговля
Розничная торговля является динамично развивающейся отраслью экономики городского округа с широким ассортиментом реализуемой продукции. По состоянию на 1 января 2013 года торговлю на территории городского округа представляют 244 предприятий розничной торговли, 9 оптовых складов, 65 предприятий мелкорозничной торговой сети и один универсальный розничный рынок. Все предприятия являются частными.
На начало 2013 года обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тысячу жителей составила 693,3 кв. м, что в 1,9 раза превысило норматив, установленный для городской местности. По величине данного показателя городской округ является лидером в Приморском крае. Обеспеченность населения рынками на 1 тысячу жителей составляет 38,6 кв. м при нормативе 18 кв. м.
Мелкорозничная стационарная сеть упорядочена и размещена на арендованных у администрации городского округа земельных участках с учетом "проблемных" зон территории городского округа. По этой причине на территории городского округа нет микрорайонов и населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная розничная торговая сеть.
Несмотря на то, что на долю участников данной сферы в общем количестве хозяйствующих субъектов приходится более 20%, а оборот их в общем обороте базовых отраслей экономики достиг 30%, существенной ценовой конкуренции в розничной торговле и связанной с ней дифференциации стоимости товаров не наблюдается.
Расчетные показатели рыночной концентрации сферы розничной торговли показывают, что для городского округа характерны различные уровни концентрации (степень концентрации (CR3) = 52,4%; индекс рыночной концентрации (HHI) = 3141). При этом максимальная доля услуг розничного рынка приходится на сектор индивидуальных предпринимателей.
В качестве основных барьеров для развития розничного рынка можно отметить длительный механизм процедуры оформления земельных участков под строительство торговых объектов, получения соответствующей технической документации, технических условий и согласований на обеспечение инвестиционных проектов.
Основными направлениями развития конкуренции в этой сфере хозяйствования должны стать:
повышение качества предоставляемых услуг, в том числе культуры обслуживания и применение прогрессивных форм обслуживания;
развитие выставочно-ярмарочной рыночной деятельности;
информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
2. Строительство
Отрицательным фактором в развитии городского округа является потеря существовавшего ранее мощного строительного комплекса. Функционирующие подрядные организации относятся к категории "малых", маломощны и не могут использовать свои конкурентные преимущества на рынке строительной продукции Приморского края и осуществляют деятельность, в основном, в городском округе, выполняя несложные ремонтные работы.
Кроме того, на подрядном рынке городского округа ведут деятельность привлеченные организации других территорий, имеющих преимущества по оснащенности, наличию квалифицированных кадров и опыту ведения крупномасштабных работ.
По состоянию на 1 января 2013 года в Статистическом регистре городского округа в секторе "строительство" учтено 87 организаций, имеющих статус юридического лица. Однако фактически действующих организаций, которые составляют конкурентную среду на рынке строительных услуг - 25 единиц, из них: общестроительных - 23 и проектных организаций - 2.
На развитие данного рынка в городском округе прямое или
косвенное негативное воздействие оказывает наличие следующих проблем:
низкий уровень ряда среднедушевых показателей. Наблюдается несоответствие уровня покупательной способности населения и ценовой политики рынка жилья, что снижает уровень инвестиционной активности населения и сдерживает активное участие жителей в ипотечном жилищном кредитовании*(5);
невозможность использования механизмов льготного кредитования для проведения предпроектных и проектных работ;
отсутствие в полном объеме документов градостроительного зонирования и слабая проработка инвестиционных проектов (длительный процесс принятия решений инвестора по финансированию проектов).
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что условия выхода на строительный рынок для подрядных строительных организаций определяются требованиями, предъявляемыми саморегулируемыми организациями (далее - СРО). Действующим законодательством установлены минимальные необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Барьерами выхода новых подрядных строительных организаций на строительный рынок являются:
одинаковая для всех участников рынка величина взноса в компенсационный фонд СРО независимо от размера организации; отсутствие имущества, необходимого для выполнения соответствующего вида работ;
отсутствие необходимого числа работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и соответствующий стаж работы;
недостаток квалифицированных кадров для выполнения новых видов работ, связанных с внедрением инновационных технологий в строительстве;
необходимость в крупных финансовых вложениях и ограниченный доступ к кредитным ресурсам для начала предпринимательской деятельности и восполнения оборотных средств.
Решение ряда проблем на муниципальном уровне может быть достигнуто с помощью следующих мер:
ускорением подготовки и принятия документов градостроительного зонирования;
обеспечением земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, прежде всего в целях жилищного строительства;
сокращением сроков согласительных и разрешительных документов на строительство;
созданием условий для повышения инвестиционной привлекательности городского округа;
обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к участию в конкурсах на право застройки земельных участков (в рамках существующего законодательства).
*(5) Так средняя стоимость одного квадратного метра жилья, при его продаже в 2012 году сложилась в сумме не ниже 46 тыс. рублей. Для развития ипотеки необходимо, чтобы подушевой доход населения был не ниже этой суммы. Расчетный подушевой доход населения городского округа в 2012 году составил лишь 40% от вышеназванной суммы
3. Информационно-коммуникационные технологии и связь
Для данного сектора экономики свойственны следующие тенденции развития: высокие по сравнению с другими отраслями темпы роста, активное внедрение новых технологий. Эти тенденции развития наряду с наличием в городском округе платежеспособного спроса на высокотехнологичные услуги связи повышают инвестиционную привлекательность отрасли.
В настоящее время средняя плотность телефонизации населения городского округа сложилась: 17,9 стационарных телефонных аппарата на 100 жителей (63,2% к среднекраевому уровню) и имеет тенденцию к снижению.
Развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило предпочтение потребителей в выборе других видов электрической связи, в том числе, мобильной. Помимо компании ПАО "Ростелеком" рынок данного вида услуг представлен операторами сотовой связи компаний ПАО "МТС", ПАО "Мегафон", ПАО "ВымпелКом". Но оператором связи, занимающим доминирующее положение в сети связи общего пользования в городском округе, остается ПАО "Ростелеком", а на его Приморский филиал приходится до 90 процентов абонентов фиксированной связи и пользователей сети "Интернет". Следует отметить, что сеть электрической связи городского округа активно развивается и модернизируется на основе использования современных цифровых технологий передачи информации и волоконно-оптических линий. Услуги в этом сегменте оказывают компания ПАО "Ростелеком" и ООО "Подряд".
Учитывая насыщенность рынка, для операторов сотовой связи на первое место выходят задачи по улучшению качества, предложению клиентам высокотехнологичных и дополнительных услуг.
Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере связи и информационных технологий, являются:
длительный срок получения разрешений на использование радиочастот в тех сегментах рынка, в которых соединение осуществляется при помощи беспроводного доступа, а также стоимость процедур согласования;
сложность доступа к имеющимся магистральным коммуникациям, которая обусловлена структурой построения сетей и сооружений связи.
Важнейшим фактором развития конкуренции в этом секторе является открытость и доступность информации о тарифах, наличие технической возможности перехода от одного оператора связи к другому, привлекательность услуги по качеству и цене.
Действенной мерой в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи муниципального уровня станет обеспечение равного доступа и условий работы поставщикам услуг электросвязи всех форм собственности к ресурсам городского округа.
В сфере почтовой связи все услуги предоставляет структурное подразделение Федеральной почтовой связи Приморского края - филиал ФГУП "Почта России", который является монополистом на данном рынке.
4. Пассажирские городские перевозки
По состоянию на 1 января 2013 года в городском округе функционируют 19 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги пассажирских перевозок. Один из них - среднее предприятие ООО "БАТП". Остальные представляют сектор малого бизнеса.
Пассажирские городские перевозки выполняются коммерческими предприятиями, реализующими соответствующий муниципальный заказ. Маршрутная сеть включает в себя 4 круглогодичных и 7 сезонных маршрутов.
Междугородные перевозки обеспечивает ООО "БАТП". Услуги такси населению предоставлены 9 индивидуальными предпринимателями и 8 малыми предприятиями.
Динамика показателя, характеризующего развитие сектора пассажирских городских перевозок, демонстрирует тенденцию к спаду*(6), что объясняется наличием собственных автомобилей у значительной части населения городского округа.
Кроме того, существует ряд проблем, сдерживающих развитие конкуренции на данном рынке услуг, решение которых зависит не только от деятельности администрации городского округа, но и органов власти Приморского края, а именно:
отсутствие эффективной системы оценки затрат транспортных организаций, поэтому действующие тарифы на пассажирские перевозки, установление которых относится к полномочиям органов власти Приморского края, не покрывают расходы перевозчиков;
специфика пассажирских перевозок в городском округе такова, что не обеспечивается постоянная наполняемость автобусов, что приводит к убыточности автобусных перевозок в пределах границ городского округа;
отсутствие у перевозчиков финансовых возможностей для обновления автобусного парка и ограниченные возможности использования на эти цели средств бюджета городского округа;
наличие не соответствующих нормативным требованиям дорог;
отсутствие ограничений по доступу на рынок пассажирских перевозок недобросовестных перевозчиков, не соблюдающих требования безопасности и качества предоставляемых услуг.
Развитие отрасли возможно только при наличии региональных институциональных изменений, связанных с реализацией тарифной политики, учитывающей реальные затраты организаций транспортного комплекса, осуществляющего пассажирские перевозки, а также развитии и совершенствовании законодательства в области регулирования пассажирских регулярных перевозок.
Действенной мерой по улучшению конкурентной среды в сфере пассажирских городских перевозок муниципального уровня станет обеспечение равного доступа и условий работы перевозчикам всех форм собственности к ресурсам городского округа.
*(6) Динамика перевозки пассажиров автобусами общего пользования, тыс. чел.: 2004 г. - 2604; 2005 г. - 1372; 2006 г. - 1247; 2007 г. - 1295; 2008 г. - 949; 2009 г. - 939; 2010 г. - 875; 2011 г. - 753,1, 2012 г. - 259,1
5. Жилищно-коммунальные услуги
Жилищно-коммунальный комплекс городского округа представляют 12 предприятий. Все предприятия - частной формы собственности.
Основными проблемами в работе жилищно-коммунального комплекса являются высокая затратность отрасли, связанная с изношенностью основных фондов, высокой стоимостью потребляемых ресурсов и транспортных расходов.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами (далее - МКД):
По состоянию на 1 января 2013 года общая площадь обслуживаемого жилищного фонда составила 659,1 тыс. кв. м, в том числе муниципального - 62,1 тыс. кв. м. Проживает в нем 36,4 тыс. человек (89,4% от общей численности постоянного населения).
На начало 2013 года доля МКД, в которых собственники реализуют способ управления, достигла 97,7%. На долю МКД, в которых реализована форма управления посредством выбора управляющих компаний, пришлось 46 процентов. Число управляющих компаний составило 8 единиц. Это - ООО "Виктория-Л", ООО "Гранд-Сервис", ООО "Компания Алгоритм", ООО "Компания Алгоритм-Л", ООО "Жилищная компания", ООО "Жилищная компания-1", ООО "Жилищная компания-2".
Количество товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) - 17 единиц (12 процентов). Непосредственное управление МКД осуществляет 39% собственников.
Анализ расчетных показателей рыночной концентрации показывает, что для данного сектора услуг характерна высокая степень концентрации рынка в пользу управляющих компаний*(7).
Анализ расчетных показателей рыночной концентрации в разрезе управляющих компаний показывает, что в этой части рынок умеренно концентрирован. Наиболее крупными поставщиками услуг являются ООО "Виктория-Л" и ООО "Жилищная компания-2"*(8).
Законодательство в области жилищного самоуправления позволяет практически любому лицу получить доступ к управлению МКД. Однако реализация данного законодательства имеет ряд проблем:
несоразмерность юридической ответственности*(9);
отсутствие страхования рисков, ликвидного имущества и компенсационных фондов;
ограниченная правовая ответственность ТСЖ.
Барьерами входа на данный рынок являются:
высокий уровень износа жилого фонда;
недостаточный уровень юридической грамотности собственников помещений в МКД, осведомленности органов управления ТСЖ и домовых комитетов в вопросах качества услуг, их стоимости, возможности выбора компании, оказывающей услуги, перезаключения контракта;
трудности выстраивания договорных отношений между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.
Основной мерой развития конкуренции в сфере управления МКД является:
внедрение единых квалификационных требований к управляющим организациям для снижения административных ограничений и барьеров входа в данный рынок новых хозяйствующих субъектов.
*(7) Степень концентрации (CR3) = 80,5%; индекс рыночной концентрации (HHI) = 6821
*(8) Степень концентрации (CR3) = 69,2%; индекс рыночной концентрации (HHI) = 1966
*(9) Уставной капитал обычной управляющей организации составляет 10 тыс. рублей. По экспертным оценкам средние риски составляют 30% от стоимости объектов (от 5 млн. рублей до 1,5 млрд. рублей).
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5.2. Рынок коммунальных услуг
Коммунальное хозяйство городского округа представлено двумя предприятиями частной формы собственности, осуществляющими хозяйственную деятельность на условиях аренды муниципального имущества: АО "Теплоэнергетическая компания" и ООО "Водоканал".
В силу технологических особенностей отрасли эти предприятия являются локальными монополиями, что объективно ограничивает возможности развития конкуренции на рынке данных услуг.
Устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы, значительные капитальные затраты для вхождения на рынок новых участников и длительный срок окупаемости инвестиций осложняют процессы формирования конкурентной среды в сфере коммунальной инфраструктуры.
Отрасль санитарной очистки и утилизации отходов представлена тремя предприятиями частной формы собственности, осуществляющими хозяйственную деятельность на условиях аренды муниципального имущества: ООО "Коммунальщик", ООО "Коммунальщик-2" и ООО "Коммунальщик-3". Рынок оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) является рынком с неразвитой конкуренцией. Одним из основных барьеров входа хозяйствующих субъектов на товарный рынок услуг по сбору и вывозу ТБО является необходимость вложения значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости.
Действующая система тарифного регулирования, предусмотренная федеральным законодательством, и несовершенство договорных отношений в коммунальном комплексе формируют достаточно высокие инвестиционные риски и не способствуют привлечению средств внебюджетных источников в данный сектор экономики.
Основными барьерами входа на рынок коммунальных услуг округа являются:
необходимость значительных первоначальных капитальных вложений при сроке окупаемости проектов от 5 до 15 лет и, как следствие, продолжительный возврат вложенных инвестором средств, что является специфической особенностью отрасли;
предусмотренные федеральным законодательством ограничения по росту тарифов организаций коммунального комплекса и платежей граждан за коммунальные услуги, не всегда позволяющие гарантировать инвестору возврат вложенных средств и определить перспективы вложения инвестиций;
отсутствие расчетов оценочной стоимости имущества предприятий коммунальной отрасли;
высокий уровень износа основных производственных фондов и инженерных сетей и сетевых сооружений;
отсутствие аналогичных предприятий, в том числе в сфере обращения отходов. С учетом этого степень риска для банковской структуры настолько велика, что исключается возможность получения заёмных средств.
В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной коммунальной инфраструктурой. Наиболее актуальным является использование в отрасли концессионных соглашений, обеспечивающих приток частных инвестиций.
Одной из задач в сфере коммунальных услуг станет: обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой, стимулирование развития рынка энергосервисных услуг, управляющих компаний, ТСЖ, обеспечение привлечения частного капитала и малых предприятий в сферу коммунальных услуг.
Кроме того направлением развития конкурентной среды на рынке тепловой энергии является внедрение альтернативных способов теплоснабжений помещений.
6. Рынок образовательных услуг
В городском округе представлено несколько уровней образования:
высшее (заочное), среднее и начальное профессиональное, общеобразовательное, дополнительное и дошкольное образование.
Услуги в сфере среднего профессионального образования оказывает филиал Дальневосточного федерального университета. Услуги среднего и начального профессионального образования оказывает Дальневосточный судостроительный колледж.
В системе общего образования действуют 10 муниципальных школ, 12 учреждений дошкольного образования, 3 учреждения дополнительного образования детей (МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" МБУ ДО "Центр детского творчества", МБУ ДО "Детская школа искусств").
Сеть общеобразовательных учреждений в значительной степени дифференцирована, включает все виды и типы учреждений, реализующих общеобразовательные программы - это 8 общеобразовательных школ и 2 вечерних школы.
Суммарная мощность дневных учреждений составляет 6728 мест. Суммарная мощность вечерних учреждений составляет 200 мест. Существующая суммарная мощность учреждений общего образования превышает норматив в 1,6 раза. Развитие конкуренции в этом секторе в рамках настоящей программы не рассматривается.
В сфере дошкольного образования в настоящее время функционирует 13 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (далее - ДОУ), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных в типовых зданиях ДОУ. Проектная мощность ДОУ составляет 2150 детей. Показатель минимальной обеспеченности дошкольными учреждениями составляет 52,9 мест на 1000 человек населения*(10) (62,3% от норматива Приморского края).
Основную общеобразовательную программу дошкольного образования осваивали к концу 2012 года 2163 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Планируется строительство детского сада на 280 мест.
В то же время для развития конкуренции в сфере дошкольного образования необходимо создать условия для повышения доступности качественного образования за счет частных детских садов. Однако отсутствие равных конкурентных условий для частного сектора в этой сфере обусловлено наличием следующих барьеров:
наличием расходов, связанных с арендой зданий, уплатой налогов на имущество, на землю;
сложностями, связанными с лицензированием деятельности;
высокой затратностью и длительной окупаемостью процесса создания ДОУ*(11), которое является причиной низкой инвестиционной активностью частного бизнеса; ограниченный платежеспособный спрос населения;
отсутствие бюджетной поддержки частных ДОУ.
Решению данной проблемы в значительной степени может способствовать развитие конкуренции в этой сфере образования посредством реализации вариативных форм дошкольного образования: открытые группы кратковременного пребывания детей различной направленности, создание групп семейного воспитания.
В качестве меры для развития конкуренции на рынке дошкольного образования предполагается участие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в образовательной сфере, в государственной программе Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2020 годы, целях получения субсидий на возмещение части затрат, связанных с созданием дошкольных образовательных центров, центров по присмотру и уходу за детьми, что позволит расширить круг услуг в этой сфере.
В дальнейшем это приведет к активизации предпринимательской активности и увеличению количества дошкольных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В целом муниципальная политика в сфере образования будет направлена на развитие образовательных учреждений всех форм собственности в соответствии с утвержденными стандартами и на обеспечение доступа к информации о развитии системы образования и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Факторы, препятствующие развитию конкуренции в городском округе по всем вышеназванным приоритетным направлениям:
Общий наиболее существенный фактор, препятствующий развитию конкуренции - это сложный и долгий механизм оформления земельных участков под строительство новых предприятий и развитие бизнеса.
Мерой, снижающей степень негативного влияния данного фактора на развитие конкуренции, станет реализация соответствующих муниципальных услуг согласно принятым регламентам, а также предоставление услуг по принципу "одного окна", в том числе предоставляемых в многофункциональном центре.
Инфраструктурные ограничения в том числе:
1) транспортная инфраструктура:
Параметры транспортной инфраструктуры имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.
Основными ограничениями в развитии транспортной инфраструктуры городского округа являются:
низкий уровень транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети;
отсутствие необходимых средств для развития городского дорожного хозяйства.
Действенной мерой по сокращению ограничений в этой сфере станет реализация муниципальной подпрограммы "Дороги городского округа Большой Камень на период 2014-2018 годы" муниципальной программы "Благоустройство городского округа Большой Камень" на 2014-2019 годы.
2) инженерная и коммунальная инфраструктуры:
Инфраструктурные ограничения в данных сферах характеризуются следующими особенностями:
несоответствие темпов развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит теплоэнергетических мощностей;
длительные процедуры подключения к инженерным сетям ограничивают возможности по развитию бизнеса и являются препятствием для развития конкуренции.
Состояние энергетических и коммунальных сетей в городском округе в целом оценивается как удовлетворительное, но отмечается отсутствие резерва мощности для присоединения новых потребителей, что является основной причиной длительности сроков технологического присоединения и, соответственно, серьезным фактором ограничения развития конкуренции и предпринимательской деятельности.
Для устранения этих ограничений требуется выполнение комплекса мероприятий, направленных на развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе через механизм регулирования и согласования инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
Резервами для снижения временных и материальных затрат на подключение к сетям инженерной инфраструктуры являются:
разработка действенного механизма согласования планов строительства новых объектов инженерной инфраструктуры с планами развития объектов потребления;
обеспечение потребителей информационными материалами о деятельности ресурсоснабжающих организаций, в том числе с учётом необходимости опубликования данных о наличии свободных для подключения мощностей, сведений о ходе исполнения инвестиционных программ (в соответствии со стандартами раскрытия информации);
разработка и реализация муниципальных программ развития жилищно-коммунального комплекса.
3) информационная инфраструктура:
информационная инфраструктура - это система организационных и программно-технических структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия.
В городском округе существуют следующие ограничения:
недостаточный уровень применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с администрацией городского округа.
Действенной мерой для решения этой проблемы станет реализация муниципальной программы городского округа Большой Камень "Развитие информационного сообщества в городском округе Большой Камень" на 2013-2017 годы, а также, предоставление услуг по принципу "одного окна", в многофункциональном центре предоставления муниципальных услуг.
Подпрограмма разработана в целях создания условий для развития конкуренции в городском округе, определяет задачи и направления ее развития. В рамках реализации Подпрограммы предусмотрены меры по устранению препятствий для развития бизнеса.
Приоритеты Подпрограммы адекватны наиболее важным проблемам ведения бизнеса в городском округе.
*(10) Расчётный показатель минимальной обеспеченности ДОУ в Приморском края - не менее 85 мест на 100 жителей. Установлен Региональными нормативами градостроительного проектирования, утверждённых Постановлением АПК от 21 мая 2010 года N 185-па)
*(11) Окупаемость нового ДОУ более 20 лет
II. Цели и задачи Подпрограммы, приоритетные направления в сфере реализации Подпрограммы
Конкурентная политика органов местного самоуправления направлена на создание условий для обеспечения потребности граждан в товарах и услугах экономически эффективным способом.
Цель Подпрограммы - создание условий для активизации деятельности существующих хозяйствующих субъектов и для появления на товарных рынках городского округа новых хозяйствующих субъектов.
Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
сокращение числа и упрощение административных процедур муниципальной сферы ведения при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов;
повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа, включая публикацию основных административных процедур и результатов деятельности;
повышение эффективности процедур экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности для создания механизмов предотвращения избыточного регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности на муниципальном уровне;
разработка и реализация дорожных карт для снижения инфраструктурных ограничений предпринимательской деятельности;
содействие развитию конкурентной среды в приоритетных направлениях.
III. Показатели (индикаторы) Подпрограммы
Плановые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации мероприятий подпрограммы, приведены в приложении N 1 к Программе.
Целевые индикаторы подпрограммы достигаются за счет повышения качества услуг для бизнеса и населения, а также партнерства с бизнесом.
Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы соответствуют ее приоритетам, целям и задачам.
Показатели (индикаторы) Подпрограммы в целом предназначены для оценки наиболее существенных результатов ее реализации. К общим показателям отнесены:
доля проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в отношении которых проведена экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа в общем объеме проектов нормативных правовых актов городского округа;
доля информации о деятельности органов власти городского округа, публикуемой в открытом доступе в сети "Интернет", в общем объеме обязательной для размещения информации;
доля информации о деятельности на приоритетных товарных рынках городского округа, опубликованной на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа в сети "Интернет" из общего объема информации, необходимой к публикации.
Перечень Показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя, изменения приоритетов, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на развитие этой сферы в городском округе.
IV. Перечень мероприятий, реализуемых в составе Подпрограммы
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении N 2 к Программе.
Улучшение конкурентного климата в городском округе планируется реализовать по следующим направлениям:
упрощение административных процедур муниципального уровня при организации и ведении бизнеса за счет предоставления муниципальных услуг в электронном виде, обеспечение функционирования муниципального многофункционального центра, информирование населения через средства массовой информации, а также через сеть "Интернет", о регламентации предоставления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций, а также эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с общественными организациями, публикация административных процедур и результатов деятельности органов местного самоуправления для повышения информационной прозрачности их деятельности;
разработка и реализация дорожной карты по содействию развитию на приоритетных рынках в городском округе;
повышение качества регуляторной среды для бизнеса за счет экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
проведение мониторинга конкурентной среды на рынках городского округа с целью определения эффективности проводимых мер по развитию конкуренции, участие в семинарах с органами исполнительной власти Приморского края и субъектами предпринимательства по вопросам применения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд;
оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории городского округа.
V. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы основан на обеспечении достижения запланированных результатов за счет эффективного взаимодействия администрации городского округа с органами исполнительной власти Приморского края, хозяйствующими субъектами, общественными организациями.
Мерами регулирования в рамках Подпрограммы являются проведение экспертизы и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, развитие механизмов эффективного диалога между бизнесом и администрацией городского округа по вопросам качества бизнес-климата и привлекательности предпринимательской среды.
Текущее управление и контроль за ходом выполнения Подпрограммы осуществляются на основе мониторинга реализации плана-графика реализации мероприятий Подпрограммы, уточнения и корректировки целевых показателей Подпрограммы. План-график реализации Подпрограммы включается в состав плана реализации Программы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы на основании информации, предоставляемой соисполнителями Подпрограммы, готовит отчеты о ходе реализации Подпрограммы в соответствии с Порядком.
Подпрограмма реализуется в 2014 - 2018 годы.
VI. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Подпрограмма сформирована в формате аналитической и не предусматривает финансирования из средств бюджета городского округа.
VII. Управление и контроль реализации Подпрограммы
Управление и контроль реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом 7 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.