Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г.
судей Сачкова А.Н, Скляр А.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе истца Пауковой Т. В. на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Пауковой Т. В. к КГКУ "Региональное жилищное управление" о признании права на предоставление жилого помещения, признании отказа незаконным, возложить обязанность включить в список
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Паукова Т.В. (до вступления в брак Красилова) обратилась в суд с исковым заявлением к КГКУ "Региональное жилищное управление" указывая, что она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Красилова М.А. умерла, сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери, постановлением администрации ЗАТО "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ она передана под опеку Стребковой Л.В..
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О закреплении за несовершеннолетними Красиловой Т. и Красиловой Анной права на жилплощадь" за ней и ее сестрой было закреплено право на проживание в квартире по адресу: "адрес".
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГ *** "О закреплении за несовершеннолетними Красиловой Т. и Красиловой Анной права на жилплощадь" закрепленное право на проживание в вышеуказанной квартире отменено в связи с уничтожением этого жилого помещения пожаром.
ДД.ММ.ГГ ей ответчиком отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями.
Полагая отказ в постановке на учет незаконным, просит возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Решением Железнодорожного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Пауковой Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства изложенные в иске, приводя содержание законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, а также судебную практику указала, что право на обеспечение жилым помещением сохраняется за детьми оставшимися без попечения родителей не только до достижения 23 лет, но и до фактического обеспечения жилым помещением. Полагает, что отмена закрепления жилья была отменена лишь в 2011 году, когда её было уже 26 лет, она была лишена возможности реализовать свои права. У неё имеются уважительные причины, поскольку её опекуны не предпринимали мер по защите её жилищных прав.
В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 указанного Закона (в редакции Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ), по заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, данными нормами закона установлено, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста и носит заявительный характер. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения и не было поставлено в установленном порядке на такой учет, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.4 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до ДД.ММ.ГГ) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот, и детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Таким образом, из приведенных выше норм права, следует, что обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являлся факт отсутствия закрепленного за ними жилого помещения.
Однако с ДД.ММ.ГГ вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 названного закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
С ДД.ММ.ГГ условие об отсутствии закрепленного жилого помещения за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в связи с определенными обстоятельствами, было исключено из законодательства.
При этом, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Паукова (до вступления в брак Красилова) Т. В, ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации ЗАТО "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** над Красиловой Т.В. была учреждена опека в связи со смертью матери Красиловой М.А, сведения об отце записаны со слов матери. Опекуном назначена Стребкова Л.В.
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** за Красиловой Т.В. и её сестрой было закреплено право на проживание в "адрес" в "адрес".
Данное постановление администрации, было отменено ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации "адрес" ***, поскольку указанное жилое помещение утрачено в результате пожара (справка администрации Петрушихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГ ***).
Приказом КГКУ "РЖУ" от ДД.ММ.ГГ ***/ПР/130 Пауковой Т.В. было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с целью получения жилого помещения по причине того, что на момент обращения её возраст превышает 23 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что закрепленное жилое помещение в "адрес" было утрачено в связи с пожаром в 2001 году. На июнь 2004 года Паукова Т.В. являлась совершеннолетней, ей было 20 лет. Доказательств обращения с заявлением о включении с список и предоставлении жилого помещения в уполномоченные органы по предоставлению жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом суду не предоставлено.
Из пояснений представителя ответчика КГКУ "РЖУ" Паукова Т.В. до достижения 29 лет с заявлениями не обращалась.
В нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что Паутова Т.В. с момента достижения 18-ти лет и до достижения возраста 23 лет (т.е. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.) предпринимала попытки вселиться в закрепленное за ней жилое помещение, а в случае отсутствия такой возможности встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено.
По смыслу положенний Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права.
Согласно правовой позиции, отраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГ), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-летнего возраста истец не обращалась, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состояла.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец до двадцатитрёхлетнего возраста не обращался в уполномоченные органы с целью постановки его на учет для обеспечения жильем, объективно препятствующие встать на учет, истцом не представлено и об их наличии не указано.
При таких обстоятельствах, правильно применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Москвина Д.В.
Ссылка в жалобе на апелляционные определения судебных коллегий по гражданским делам "адрес"вого суда, и иных областных судов Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку судебный прецедент не является источником российского права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Пауковой Т. В. на решение Железнодорожного районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.