Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Игнатьевой О.С.
судей
Гавриловой Н.В.
Барминой Е.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2018 года апелляционную жалобу Михальченко Светланы Анатольевны на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 года по гражданскому делу N 2-1586/2017 по иску Михальченко Светланы Анатольевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой О.С, объяснения истца, представителя истца - Краснополина Э.Л, действующего по доверенности, представителя ответчика - Седовой С.В, действующей по доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Михальченко С.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга и, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать ответчика включить в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период её работы с 01.09.2000 г. по 31.10.2005 г. в должности "... " в детском санатории "Искорка" (л.д. 174), обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей.
Требования мотивированы тем, что характер и условия ее труда в спорный период времени дают ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком необоснованно не включен спорный период работы истицы в специальный стаж со ссылкой на то, что не усматривается лечебный профиль санатория, на индивидуальном лицевом счете санатория отсутствуют сведения о специальном стаже, поскольку, как указывает истец, лечебный профиль санатория не менялся на протяжении её работы в нем с 1985 г. вплоть до увольнения истца, при этом период её работы в этом же учреждении до 01.09.1999 г. был учтён ответчиком для исчисления специального стажа.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.09.2017 г. в удовлетворении исковых требований Михальченко С.А. отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью указанного решения суда, истец Михальченко С.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение при его принятии норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что 18.07.2016 г. Михальченко С.А, "дата" года рождения, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 629153/16 от 21.09.2016 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу пенсионным органом отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. При этом пенсионным органом в подсчет специального стажа не включен период работы истца с 02.09.1999 г. по 31.10.2005 г. (06 лет 02 месяца 00 дней) в должности лаборанта клинической лаборатории в СПб МУЗ "Детский санаторий "Искорка", так как не усматривается лечебный профиль санатория и на индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения о специальном стаже.
Разрешая заявленные требования и отказывая истице в их удовлетворении, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2003 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" о порядке применения списков работ, производств, должностей, специальностей и учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 21 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, пришел к выводу, что решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии законно и обоснованно, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу доказательств, достоверно подтверждающих определенный лечебный профиль санатория, в котором работала истица не представлено, также на индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения о специальном стаже истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ранее аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Согласно подп. "н" п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.
Таким образом, согласно действовавшему до 01.11.1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01.11.1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу, в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, а именно после 01.11.1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из трудовой книжки истца усматривается, что после 01.11.1999 г. истец работала в качестве медицинской сестры лаборанта клинической лаборатории СПб МУЗ "Детский санаторий "Искорка".
В соответствии со справкой от 10.10.1993 г. N 177 СПб МУЗ "Детский санаторий "Искорка" являлся лечебно-профилактическим учреждением для реабилитационного лечения детей с бронхолегочными заболеваниями (л. д. 25).
В соответствии со справкой администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 19.07.2016 г, детский санаторий являлся лечебно-профилактическим учреждением для реабилитационного лечения детей с бронхолегочными заболеваниями.
Данные документы, как правильно их оценил суд первой инстанции, не подтверждают профиля данного лечебного учреждения как санатория для лечения туберкулеза всех форм.
Иных доказательств об условиях и характере работы истца, дающих ей право на назначение досрочной страховой пенсии в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что туберкулез является одной из форм бронхолегочных заболеваний, выводы суда не опровергает, поскольку не подтверждает специальный профиль санатория в соответствии с перечнем профилей организаций, работа в которых дает право на включение работы в специальный стаж.
Таким образом, профиль санатория, в котором истица осуществляла трудовую деятельность в спорный период, не соответствует указанному в Списке.
Доводы жалобы о том, работа истицы была сопряжена с риском, поскольку в её обязанности входило проведение дезинфекции, работа с дезинфицирующими средствами, взятие анализов, отклоняются судебной коллегией ввиду того, что при неподтвержденности специального профиля учреждения конкретные трудовые обязанности и условиях их выполнения не имеют правового значения.
Ссылки истицы на то, что к судье имели место внепроцессуальные обращения со стороны представителя ответчика, отклоняются судебной коллегией. Действия судьи не могут являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Заявление представителя истицы об отводе судьи по тем основаниям, что представитель ответчика обращалась к судье вне судебного заседания разрешено судьей в соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем вынесено определение (л.д. 115).
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, не могут повлиять на содержание решения, правильность выводов суда, по существу выражают несогласие с оценкой доказательств по делу, в получении которых судом было оказано истцу содействие, исследованных судом и оцененных с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для их переоценки не имеется.
руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Михальченко Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.