Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к муниципальной программе "Развитие образования
города Владивостока" на 2014-2018 годы, утвержденной
постановлением администрации города Владивостока
от 20 сентября 2013 г. N 2713
Подпрограмма
"Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы
Паспорт подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока |
Соисполнители подпрограммы |
управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока |
Сведения о программах, принятых (принимаемых) в соответствии с требованиями федерального законодательства, краевого законодательства в сфере реализации муниципальной подпрограммы |
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы"; - постановление администрации Приморского края от 07.12.2012 N 395-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы" |
Цель подпрограммы |
реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе |
Задачи подпрограммы |
- обеспечение доступности дошкольного образования в городе Владивостоке; - обеспечение качества и эффективности дошкольного образования в городе Владивостоке |
Целевой индикатор, показатели подпрограммы |
Целевой индикатор, характеризующий достижение цели подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы: - увеличение степени удовлетворённости населения города Владивостока качеством предоставляемых образовательных услуг от 69,6% в 2013 году до 80% в 2018 году; Показатели, характеризующие решение задач подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы: - увеличение доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих услугу по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и (или) услугу по присмотру и уходу за ребёнком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока, в общей численности детей города Владивостока в возрасте 1-6 лет с 62% в 2013 году до 68% в 2018 году; - уменьшение доли детей в возрасте 0-6 лет, состоящих на учёте для направления в образовательные учреждения города Владивостока, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), в общей численности детей города Владивостока в возрасте 0-6 лет с 38% в 2013 году до 32% в 2018 году; - увеличение доли муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Владивостока, оказывающих дополнительные образовательные и оздоровительные услуги, с 64% в 2013 году до 90% в 2018 году |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы реализуется с 2014 по 2018 годы в один этап |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
общий объем бюджетных ассигнований - 8 968 471,94 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1 953 076,12 тыс. рублей 2015 год - 1 745 160,15 тыс. рублей 2016 год - 1 756 745,22 тыс. рублей 2017 год - 1 756 745,23 тыс. рублей 2018 год - 1 756 745,23 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; - создание в 75% муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока условий, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Развитие дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы, в том числе основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
Главной целью политики администрации города Владивостока в сфере дошкольного образования является реализация государственных гарантий равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного и доступного дошкольного образования, обеспечивающего полноценное физическое и психическое развитие, как основы успешного обучения в школе.
В городе Владивостоке в 2012 году численность детей от 0 до 7 лет составила 38 383 человека.
На территории Владивостокского городского округа функционируют 110 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 23 учреждения других организационно-правовых форм (по состоянию на 01.07.2013), реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Количество воспитанников в них составляет более 21 065 детей, в том числе в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее - МДОУ) - 18 318 детей.
Официально подтверждены сведения о 31 индивидуальном предпринимателе, организовавшем предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 6 лет для 740 детей.
Показатель охвата детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольным образованием в городе Владивостоке - 66%.
Видовое разнообразие МДОУ города Владивостока представлено 57 (52%) детскими садами общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития, 38 (35%) центрами развития ребёнка, 7 (6%) детскими садами комбинированного вида, 3 (3%) детскими садами присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением лечебно-оздоровительных, профилактических, санитарно-гигиенических мероприятий и процедур, 5 (4%) детскими садами, реализующими действующий стандарт дошкольного образования.
Важнейшим приоритетом в сфере дошкольного образования для администрации города Владивостока является реализация комплекса мер по обеспечению доступности дошкольного образования. Основное направление деятельности по достижению данной цели - расширение сети дошкольных образовательных учреждений с целью ликвидации дефицита мест, возникшего вследствие закрытия, перепрофилирования и передачи сторонним организациям ведомственных детских садов в 90-ые годы прошлого столетия, а также вследствие увеличения рождаемости и притока населения, связанного с активным развитием города Владивостока в последние 4 года и повышением его привлекательности для постоянного проживания.
За период с 2008 года в данном направлении администрацией города Владивостока выполнены следующие мероприятия:
- проведена внутренняя ревизия, по результатам которой в МДОУ специализированные кабинеты и студии перепрофилированы в помещения для групп общеразвивающей направленности;
- введены в эксплуатацию три детских сада в новом жилом микрорайоне "Снеговая падь" в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2009-2013 годы, утверждённой постановлением главы города Владивостока от 22.04.2009 N 381 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2009 - 2013 годы";
- ведётся строительство новых дошкольных образовательных учреждений города Владивостока, реконструкция и капитальный ремонт возвращённых зданий бывших детских садов в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке на 2011-2016 годы", утверждённой постановлением администрации города Владивостока от 30.09.2010 N 1176 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке на 2011-2016 годы";
- приняты в муниципальную собственность Владивостокского городского округа 5 дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации и 1 дошкольное образовательное учреждение Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
- созданы группы кратковременного пребывания детей от МДОУ на базе муниципальных общеобразовательных учреждений.
Таким образом, за период с 2008 года в муниципальных детских садах создано более 5 тысяч мест, что позволило удовлетворить потребность населения в услугах дошкольного образования для детей возрастной группы от 4 до 7 лет и создать равные стартовые условия для дошкольников при поступлении в школу.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере оказания услуг дошкольного образования, а также услуг по присмотру и уходу за детьми, стала ещё одним направлением деятельности администрации города Владивостока по расширению сети дошкольных учреждений.
В 2010-2011 гг. администрацией города для граждан, желающих заняться индивидуальным предпринимательством в данной сфере, были подготовлены и проведены три обучающих бизнес-семинара.
На семинарах выступили специалисты органов администрации города Владивостока: управления экономики и развития предпринимательства, правового управления, Управления муниципальной собственности г. Владивостока, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования, а также специалисты Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю и успешно осуществляющие свою деятельность индивидуальные предприниматели.
Последний двухдневный семинар-тренинг был проведён приглашённым администрацией города Владивостока директором Дальневосточного научного центра местного самоуправления, кандидатом физико-математических наук, доктором педагогических наук Поличка Н.П. Все участники семинара были обеспечены (на бесплатной основе) печатными информационно-методическими пособиями:
- "Предпринимательство в сфере дошкольного образования: потребность и перспективы развития в контексте демографических тенденций ближайшего десятилетия";
- "Основные этапы организации предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования";
- "Правовые основы индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования";
- "Экономические основы и налогообложение для индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования";
- "Взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами".
В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2013-2015 годы", утверждённой постановлением администрации города Владивостока от 28.09.2012 N 3456 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2013-2015 годы", предусмотрена финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, с регистрацией юридического лица, с технологическим присоединением и подключением к системам коммунальной инфраструктуры (электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение) и других затрат.
Решением Думы города Владивостока от 27.02.2003 N 173 "Об утверждении величин коэффициентов, корректирующих расчёт арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования город Владивосток" предусмотрены льготы при оплате за аренду муниципальных помещений Владивостокского городского округа субъектам малого предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" на территории Владивостокского городского округа установлена налоговая ставка в размере 0,6 процента в отношении земельных участков, занятых (в том числе) частными детскими дошкольными учреждениями, не финансируемыми из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С целью оперативного решения возникающих в процессе деятельности проблем и оказания административной поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства приглашаются на заседания рабочей группы по вопросам расширения сети дошкольных учреждений, в состав которой входят специалисты органов администрации города Владивостока.
В 2012 году в помещениях, предоставленных предпринимателям в аренду администрацией города Владивостока (ул. Радио, 21, ул. Синягина, 30), были открыты два частных детских сада (175 мест).
Одним из показателей качества образования является размер финансирования расходов на образование.
Объём финансирования на обеспечение функционирования и развития МДОУ из средств бюджета Владивостокского городского округа за последние годы увеличился:
Год |
Объём финансирования (тыс. руб.) |
2010 |
1011420,48 |
2011 |
1254192,87 |
2012 |
1458844,50 |
В целях поддержки МДОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, с 2009 года в системе муниципального дошкольного образования города Владивостока проводятся конкурсы, по результатам которых учреждения-победители получают грант в размере 500 тысяч рублей на реализацию программы развития детского сада.
Финансирование, выделяемое на содержание одного ребёнка в МДОУ, также увеличивается:
Год |
Объём финансирования (рублей) |
2010 |
5 012 |
2011 |
6 819 |
2012 |
7 964 |
Средняя стоимость питания одного ребёнка в день составила:
Год |
Стоимость питания 1 ребёнка в день (рублей) |
2010 |
64,41 |
2011 |
69,94 |
2012 |
73,03 |
Помимо финансирования из средств бюджета Владивостокского городского округа содержание детей в МДОУ частично финансируется родителями. В городе Владивостоке доля платы родителей за содержание ребёнка в детском саду составила:
Год |
Доля родительских выплат (%) |
2010 |
13% |
2011 |
11% |
2012 |
11% |
Необходимо отметить, что отдельным категориям семей администрацией города Владивостока оказывается поддержка в виде снижения родительской платы до 50%, 70% или 100%. Количество детей, родителям которых предоставлена 100% льгота по оплате за содержание ребёнка в МДОУ, - 243 чел, 70% - 7 чел., 50% - 1572 чел.
Численность детей, родителям которых предоставляется компенсация родительской платы за присмотр и уход за ребёнком в МДОУ, составляет 20% - 9 296 чел., 50% - 5 132 чел., 70% - 799 чел.
Ещё одним показателем качества образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию.
Инновационным компонентом организации взаимодействия МДОУ и семьи выступает внедрение нетрадиционных подходов к совместной работе с родителями, вовлечение в образовательное пространство широкой родительской аудитории. Наиболее успешно задача создания единого воспитательно-образовательного пространства "семья-образовательное учреждение", основанного на понимании необходимости взаимодополняемости обоих воспитательных институтов, решается в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока N 27, 39, 78, 15, 165, 146, 29, 20, 30, 159.
Как показывают результаты социологического опроса родителей по проблеме "Удовлетворенность системой дошкольного образования", проведённого общеобразовательным порталом "Империя школ", подавляющее большинство родителей удовлетворено работой детского сада. Наблюдается положительное изменение отношения родителей к дошкольному образованию.
В целом родители положительно оценивают условия осуществления воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, которое посещает их ребёнок. По их мнению, детский сад - важная, необходимая ступень в системе
образования.
Данные постоянного опроса общеобразовательного портала "Империя школ" показывают, что качеством образовательного процесса в детском саду удовлетворены 80,6% родителей, не удовлетворены - 16,5%, воздержались - 18%. На вопрос "Удовлетворены ли Вы качеством присмотра и ухода за детьми в детском саду?" 72,6% ответили удовлетворительно, 21,1% - не удовлетворены, 6,4% - воздержались.
На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из приоритетов деятельности МДОУ является физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Во всех МДОУ представлен широкий спектр образовательных услуг по данному направлению в соответствии с разработанными планами-программами лечебно-оздоровительных мероприятий, реализация которых направлена на снижение показателя заболеваемости детей.
Анализ заболеваемости за I квартал 2013 года показал снижение данного показателя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1 день:
N п/п |
Район |
Пропуски по болезни за I квартал 2012 года |
Пропуски по болезни за I квартал 2013 года |
1. |
Первореченский |
5 дней |
5 дней |
2. |
Первомайский |
3 дней |
3 дня |
3. |
Ленинский |
10 дней |
9 дней |
4. |
Фрунзенский |
7 дней |
7 дней |
5. |
Советский, в том числе: |
7 дней |
7 дней |
|
пос. Трудовое |
4 дня |
3 дня |
|
Итого по г. Владивостоку |
6 дней |
5 дней |
Показатель функционирования МДОУ за I квартал 2013 года составил 42 дня из 56 рабочих дней, что также выше данного показателя за I квартал 2012 года на 1 день:
N п/п |
Район |
Показатель функционирования за 2012 год |
Показатель функционирования за 2013 год |
1. |
Первомайский |
44 дня |
45 дней |
2. |
Первореченский |
41 день |
42 дня |
3. |
Фрунзенский |
41 день |
43 дня |
4. |
Ленинский |
41 день |
41 день |
5. |
Советский, в том числе: |
40 дней |
41 день |
|
пос. Трудовое |
42 дня |
41 день |
|
Итого по г. Владивостоку |
41 день |
42 дня |
В 2010 году в Управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока была создана единая электронная база данных о детях, нуждающихся в получении мест в МДОУ (электронная очередь), что позволило упорядочить сведения о количестве детей в очереди, исключить регистрацию ребёнка в нескольких районах города одновременно, сделать очередь "прозрачной".
В настоящее время завершается работа по организации предоставления муниципальной услуги "Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" в электронной форме.
Таким образом, за последние три года прослеживается положительная динамика изменений в сфере дошкольного образования города Владивостока: в обеспечении доступности дошкольного образования, повышении качества дошкольных образовательных услуг и создании равных стартовых условий к началу обучения детей в школе.
Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, не удовлетворяющих общество, сдерживающих развитие дошкольного образования в городе Владивостоке и требующих целевого решения:
1) Обеспечение доступности дошкольного образования.
Несмотря на реализацию комплекса мер по расширению сети дошкольных учреждений и решение проблемы по обеспечению местами в детских садах детей в возрасте от 4 до 7 лет, очередность на получение мест в МДОУ сохраняется для возрастной категории детей от 2 до 3 лет:
Год рождения |
Количество детей, зарегистрированных в электронной очереди (на 01.05.2013) |
Количество выданных путёвок-направлений в период массового комплектования МДОУ на 2013-2014 учебный год |
Итого в очереди на 01.07.2013 |
2010 |
4 979 |
2 514 |
2 465 |
2011 |
6 515 |
1 079 |
5 436 |
Итого |
11 494 |
3 593 |
7 901 |
Для решения задачи увеличения количества мест в МДОУ для детей от 2 до 3 лет и обеспечения к 2016 году местами в МДОУ 100% детей в возрасте с 3 лет продолжатся мероприятия по строительству новых дошкольных учреждений, капитальному ремонту и реконструкции возвращенных зданий детских садов, развитию вариативных форм дошкольного образования, развитию негосударственного сектора дошкольного образования и использованию потенциала государственно-частного партнёрства.
2) Обеспечение качества дошкольного образования.
2.1. Создание условий в МДОУ города Владивостока, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует выполнения значительного объема мероприятий по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить максимальную возможность для реализации образовательного потенциала пространства МДОУ (групп, участков) и материалов, оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В ежегодной информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю "О состоянии здоровья и условиях воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока" подчёркивается, что состояние здоровья детей в значительной мере формируется под воздействием условий воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В целом, материально-техническая база МДОУ находится в удовлетворительном состоянии благодаря ежегодному росту размера финансирования на данные цели из средств бюджета Владивостокского городского округа, в том числе в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Об этом свидетельствует также тот факт, что все МДОУ имеют положительные санитарно-эпидемиологические заключения и лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Тем не менее, около 90% МДОУ нуждаются в проведении отдельных видов ремонтных работ и модернизации оборудования.
Анализ обращений граждан, поступивших в администрацию города Владивостока в 2012 году, по вопросам дошкольного образования показал, что более 10% обращений родителей детей, посещающих муниципальные детские сады, касаются вопросов проведения ремонтных работ и пополнения материальной базы МДОУ.
Исходя из вышеизложенного определены первоочередные мероприятия по укреплению материально-технической базы в целях совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ:
- ремонт систем жизнеобеспечения;
- приобретение детской мебели в соответствии с росто-возрастными особенностями детей;
- ремонт, реконструкция систем искусственного освещения;
- приобретение технологического оборудования и инвентаря;
- приобретение (установка) оборудования, инвентаря, игрового материала
для оснащения игровых и спортивных зон в помещениях и на территории МДОУ.
2.2. Расширение спектра дополнительных образовательных и оздоровительных услуг в МДОУ.
Проведенный анализ по вопросу оказания дополнительных образовательных услуг показал, что 70% МДОУ оказывают дополнительные бесплатные образовательные услуги, 30,9% МДОУ - бесплатные оздоровительные услуги:
Район города Владивостока |
Количество МДОУ |
Количество МДОУ, имеющих право оказывать дополнительные платные образовательные и оздоровительные услуги |
Количество МДОУ, оказывающих дополнительные образовательные и оздоровительные услуги |
||||
согласно Уставу |
согласно лицензии |
Бесплатные |
Платные |
||||
образовательные |
оздоровительные |
образовательные |
оздоровительные |
||||
Ленинский |
25 |
25 |
20 |
18 |
8 |
4 |
1 |
Первомайский |
24 |
24 |
19 |
24 |
8 |
12 |
4 |
Первореченский |
23 |
23 |
14 |
1 |
5 |
4 |
1 |
Советский |
22 |
22 |
18 |
18 |
8 |
12 |
4 |
Фрунзенский |
16 |
16 |
12 |
16 |
5 |
0 |
0 |
Всего |
110 |
110 (100%) |
83 (75,5%) |
77 (70%) |
34 (30,9%) |
32 (29,1%) |
10 (9,1) |
Дополнительное образование характеризуется высокой эффективностью.
Из 75,5% МДОУ, имеющих (согласно Уставу и лицензии) право на осуществление дополнительных платных образовательных услуг, реализуют данное право всего 29,1% МДОУ, оказывая детям образовательные услуги, и 9,1% МДОУ, оказывая оздоровительные услуги.
2.3 Совершенствование здоровьесберегающей деятельности.
Несмотря на большую работу по оздоровлению детей, которая проводится в МДОУ, проблема формирования здоровьесберегающей среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальной для системы дошкольного образования города Владивостока. Не в полной мере в МДОУ уделяется внимание воспитанию у ребёнка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю гармоничное физическое развитие имеют 92% воспитанников МДОУ, 7,4% - дисгармоничное развитие.
Удельный вес детей, относящихся к 1-ой группе здоровья и не имеющих отклонений в состоянии здоровья, уменьшился с 10% до 9,2%, ко 2-ой группе здоровья - с 79% до 78,8%, относящихся к 3 и 4 группе увеличился с 11% до 12,1% от общего числа дошкольников.
В структуре хронической заболеваемости детей ведущие ранговые места занимали болезни костно-мышечной системы (169,9%), нервной системы и органов чувств 9115,6%), органов дыхания (53,4%). Наибольший удельный вес в группе болезней костно-мышечной системы занимали нарушения осанки. Нарушение осанки диагностировалось у каждого 68 ребёнка из 1000 детей. Значительный удельный вес среди болезней нервной системы и органов чувств занимали нарушения зрения - 43% на 1000 детей. За период с 2006 года отмечается рост болезней органов пищеварения с 14,7% до 18,5%.
С целью повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности необходимо дальнейшее совершенствование содержания и форм оздоровительной работы в МДОУ.
В рамках работы по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности должное внимание необходимо уделить организации питания детей в МДОУ.
3) Создание материально-технических и методических условий для реализации инклюзивного образования.
Проблема доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья требует отдельного рассмотрения.
В 2013 году в МДОУ города Владивостока услуги дошкольного образования получает 71 ребёнок-инвалид.
В МДОУ N 145 функционирует группа кратковременного пребывания для детей с тяжёлыми нарушениями в развитии (12 чел). Кроме того, в данном учреждении успешно осуществляется интеграция детей-инвалидов по слуху в общество здоровых детей.
Отсутствие научно обоснованной системы, обеспечивающей одновременно качественное специальное образование и планомерную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, является серьезным препятствием для развития инклюзивного образования в МДОУ города Владивостока.
Таким образом, обозначенный ряд проблем требует комплексного решения. Для его решения может быть применено использование планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д. Однако применение этого метода в условиях рыночной экономики может привести к тому, что образование будет развиваться в основном экстенсивно, появится риск неэффективного использования финансовых ресурсов.
Другим вариантом решения проблем развития системы дошкольного образования в городе Владивостоке является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод предполагает разработку важнейших социально-экономических целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов, намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижению определённой цели.
Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы (далее - подпрограмма) разработана на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение цели и решение задач, стоящих перед муниципальной системой дошкольного образования города Владивостока.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
- возможное сокращение объемов бюджетных средств на реализацию мероприятий подпрограммы, что может повлечь внесение изменений в подпрограмму, пересмотр целевых индикаторов и показателей подпрограммы, отказ от реализации отдельных мероприятий подпрограммы;
- рост неудовлетворенности населения качеством дошкольного образования в городе Владивостоке в связи с невыполнением основных результатов подпрограммы, недостоверной информацией о целях, механизмах и результатах подпрограммы, задачах и назначении программных мероприятий.
Финансово-экономические риски связаны прежде всего с риском сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования подпрограммы в процессе её реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать подпрограмму, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
Решение о сокращении бюджета подпрограммы, независимо от времени его принятия, может привести к падению эффективности расходов действующей подпрограммы.
Для минимизации влияния вышеперечисленных рисков на достижение цели и задач подпрограммы планируется принятие следующих мер:
- введение мониторинга реализации мероприятий подпрограммы;
- открытость и подотчётность процесса реализации мероприятий подпрограммы;
- экспертно-аналитическое и информационное сопровождение реализации мероприятий подпрограммы.
В рамках мониторинга достижение цели и решение задач подпрограммы отслеживается с использованием целевых индикаторов и показателей.
Элементами мониторинга являются:
- социологические исследования общественного мнения участников воспитательно-образовательного процесса в МДОУ - родителей (законных представителей) воспитанников, руководителей и педагогов;
- исследования качества дошкольного образования;
- интернет-опросы.
Открытость и подотчётность управления подпрограммой будет осуществляться на основе принципов открытости, государственно-общественного характера управления. На официальном сайте администрации города Владивостока будет предоставляться полная и достоверная информация о реализации и оценке эффективности подпрограммы, в том числе будут размещаться ежегодные публичные отчеты исполнителей для общественности.
Будет организовано обсуждение хода и реализации мероприятий подпрограммы в педагогических коллективах МДОУ, на заседаниях Попечительских советов и родительских комитетов МДОУ.
Экспертно-аналитическое сопровождение подпрограммы (исследования, экспертизы, аудит) позволит обеспечить обоснованность реализуемых мероприятий, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах их реализации.
В ходе реализации подпрограммы будет проводиться информационная работа с населением, направленная на создание благоприятной общественной атмосферы по отношению к планируемым и предпринимаемым действиям по реализации подпрограммы. Планируется использование широкого спектра каналов и форм коммуникации с общественностью, учитывающего особенности и возможности различных целевых групп, в том числе возможности интернет-пространства и СМИ.
Подпрограмма развития системы дошкольного образования сформирована с учётом основных тенденций и потребностей развития дошкольного образования в городе Владивостоке, что позволит осуществить программно-целевой подход в управлении данной сферой, обеспечить её динамичность и перспективу выхода на новое качество образования.
2. Приоритеты муниципальной политики города Владивостока в сфере реализации подпрограммы, цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма определяет приоритетные направления развития системы дошкольного образования для решения задач социально ориентированного развития города Владивостока средствами образования.
Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2009 N 2094-р;
- Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утверждённая Законом Приморского края от 20.10.2008 N 324-КЗ;
- Стратегия и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года, утвержденные решением Думы города Владивостока от 08.07.2011 N 728.
Приоритетом муниципальной политики города Владивостока на данном этапе развития образования является обеспечение доступности и повышение качества результатов дошкольного образования, что нашло отражение в Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утверждённых решением Думы города Владивостока от 08.07.2011 N 728.
Цель подпрограммы - реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение доступности дошкольного образования в городе Владивостоке;
- обеспечение качества и эффективности дошкольного образования в городе Владивостоке.
3. Целевые индикаторы, показатели подпрограммы
Сведения о целевом индикаторе, показателях подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам и этапам её реализации представлены в приложении N 1 к муниципальной программе "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы (далее - муниципальная программа).
Целевым индикатором, характеризующим достижение цели подпрограммы, является увеличение степени удовлетворённости населения города Владивостока качеством предоставляемых образовательных услуг от 69,6% в 2013 году до 80% в 2018 году.
Показатели, характеризующие решение задач подпрограммы:
- увеличение доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих услугу по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и (или) услугу по присмотру и уходу за ребёнком в МДОУ города Владивостока, в общей численности детей города Владивостока в возрасте 1-6 лет с 62% в 2013 году до 68% в 2018 году;
- уменьшение доли детей в возрасте 0-6 лет, состоящих на учёте для направления в образовательные учреждения города Владивостока, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), в общей численности детей города Владивостока в возрасте 0-6 лет с 38% в 2013 году до 32% в 2018 году;
- увеличение доли МДОУ города Владивостока, оказывающих дополнительные образовательные и оздоровительные услуги, с 64% в 2013 году до 90% в 2018 году.
4. Описание мероприятий
Выбор мероприятий подпрограммы обусловлен целью и задачами подпрограммы. Подпрограмма включает следующие мероприятия:
- предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока;
- развитие вариативных форм и моделей дошкольного образования в городе Владивостоке (организация групп кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет по предоставлению бесплатной услуги дошкольного образования, создание на базе МДОУ консультационных пунктов для родителей, имеющих детей раннего возраста);
- присмотр и уход за ребёнком в МДОУ города Владивостока, реализующих образовательную программу дошкольного образования (в том числе содержание имущества);
- проведение конкурса среди МДОУ города Владивостока, внедряющих инновационные образовательные программы;
- создание условий в МДОУ города Владивостока для внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования, в том числе:
- модернизация системы муниципального дошкольного образования в городе Владивостоке;
- создание материально-технических и методических условий для реализации инклюзивного образования;
- разработка и внедрение муниципальной системы оценки качества дошкольного образования в городе Владивостоке;
- выполнение аварийно-восстановительных работ и осуществление капитального ремонта, текущего ремонта в МДОУ города Владивостока;
- строительство объектов муниципальной собственности Владивостокского городского округа (далее - МС ВГО) для размещения МДОУ (в том числе "под ключ") (приложение N 1);
- капитальный ремонт объектов МС ВГО для размещения МДОУ (приложение N 2);
- реконструкция объектов МС ВГО для размещения МДОУ (приложение N 3);
- оснащение МДОУ, вновь построенных, отреконструированных и отремонтированных, технологическим оборудованием, мебелью производственного и хозяйственного назначения, инвентарём и теневыми навесами (в том числе и с условием установки);
- временное содержание имущества дошкольных образовательных учреждений города Владивостока (в том числе услуги охраны, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения);
- проектно-изыскательские работы (в том числе инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, экспертиза проектно-изыскательской документации, создание геодезической разбивочной основы и вынос границ земельных участков в натуре), лабораторные исследования, техническая инвентаризация объектов, получение технических условий, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, изготовление паспортов энергоэффективности.
Перечень мероприятий по подпрограмме, наименование ответственного исполнителя, соисполнителя подпрограммы, сроки и ожидаемые результаты их реализации, последствия нереализации подпрограммы, связь с показателями муниципальной программы представлены в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы направлен на достижение запланированных результатов и величин целевого индикатора и показателей, установленных в подпрограмме, координацию действий ответственного исполнителя и соисполнителя подпрограммы, обеспечение контроля исполнения подпрограммных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению подпрограммы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий подпрограммы.
Подпрограммой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образовательным учреждениям города Владивостока в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением администрации города Владивостока от 30.01.2012 N 310 "Об утверждении Порядка определения объёма и условий предоставления из бюджета Владивостокского городского округа субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели".
Мероприятия подпрограммы реализуются посредством предоставления субсидий МДОУ города Владивостока на выполнение муниципального задания на оказание ими муниципальных услуг и путём осуществления закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Управление подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем - Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока, соисполнителем: управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Внесение изменений в подпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы города Владивостока, в том числе с учётом результатов оценки эффективности реализации подпрограммы.
6. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
В соответствии с Порядком взимания платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях города Владивостока, утверждённым решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 114 "Об утверждении Порядка взимания платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях города Владивостока", предусматривается предоставление льгот на содержание детей в МДОУ города Владивостока.
Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы приведена в приложении N 3 к муниципальной программе.
Реализация мероприятий подпрограммы не требует дополнительного применения мер правового регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы представлены в приложении N 4 к муниципальной программе.
7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями по подпрограмме
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг по этапам реализации подпрограммы МДОУ города Владивостока в рамках реализации подпрограммы представлен в приложении N 5 к муниципальной программе.
8. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа, а также по годам реализации подпрограммы
Информация по ресурсному обеспечению реализации подпрограммы за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета, по годам реализации подпрограммы представлена в приложении N 7 к муниципальной программе.
Расходы на реализацию подпрограммы предусматриваются за счёт средств краевого бюджета и бюджета Владивостокского городского округа.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 8 968 471,94 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1 953 076,12 тыс. рублей;
2015 год - 1 745 160,15 тыс. рублей;
2016 год - 1 756 745,22 тыс. рублей;
2017 год - 1 756 745,22 тыс. рублей;
2018 год - 1 756 745,22 тыс. рублей.
Прогнозная оценка средств, привлекаемых на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 8 968 471,94 тыс. рублей, в том числе:
- из бюджета Владивостокского городского округа:
2014 год - 1 179 449,06 тыс. рублей;
2015 год - 971 533,09 тыс. рублей;
2016 год - 983 118,16 тыс. рублей;
2017 год - 983 118,17 тыс. рублей;
2018 год - 983 118,17 тыс. рублей;
- из краевого бюджета:
2014 год - 773 627,06 тыс. рублей;
2015 год - 773 627,06 тыс. рублей;
2016 год - 773 627,06 тыс. рублей;
2017 год - 773 627,06 тыс. рублей;
2018 год - 773 627,06 тыс. рублей.
Привлечение на реализацию целей подпрограммы средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников не предусмотрено (приложение N 7 к муниципальной программе).
Оценка степени влияния выделения дополнительных объёмов ресурсов на целевые индикаторы, показатели, на сроки и ожидаемые непосредственные результаты подпрограммы приведена в приложениях N 8, 9 к муниципальной программе.
Мероприятия подпрограммы и объёмы её финансирования уточняются ежегодно при формировании проекта бюджета Владивостокского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счёт средств муниципального бюджета представлено в приложении N 6 к муниципальной программе.
9. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2014-2018 годов в один этап.
Начальник Управления по работе |
Л.В. Карпачева |
Начальник Управления по работе |
Л.В. Карпачева |
Начальник Управления по работе |
Л.В. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.