Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Топорковой С.А., судей Федоровой Г.А., Холмогорова И.К., при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2017 года по делу по иску Голембиовской Н.Б. к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о взыскании компенсации, которым
постановлено:
Признать действия Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) незаконными.
Взыскать с Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу Голембиовской Н.Б, _______ года рождения, уроженки.., проживающей по адресу:.., денежные средства в размере 38 500 рублей, государственную пошлину в размере 1 355 рублей, представительские расходы в размере 7 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К, пояснения представителя ответчика Кривошапкиной А.А, судебная коллегия
установила:
Голембиовская Н.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она является матерью ребенка-инвалида К, _______ года рождения. 25 июля 2017 года она приобрела для дочери в г.... кресло-коляску прогулочную для детей инвалидов, в том числе для... ********, стоимостью 38 500 рублей, что подтверждает товарным чеком. В сентябре 2017 года истец обратилась в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску, но получила письменный отказ. Просит признать действия ответчика по отказу в выплате компенсации незаконными и необоснованными, взыскать денежные средства в размере 38 500 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1 355 рублей, представительские расходы в размере 15 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель ответчика Мироновская М.Е. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В силу п. 3 Порядка выплаты компенсации компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Голембиовская Н.Б. является матерью ребенка-инвалида К, _______ года рождения.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании карты N... к акту освидетельствования N... от 28 октября 2015 года на имя К, категория ребенок - инвалид установлена до 14 декабря 2027 года.
Из программы в перечне "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)" указано: кресло-коляска с ручным приводом для больных... комнатная, в том числе для детей инвалидов.
25 июля 2017 года Голембиовская Н.Б. приобрела для дочери К. у ИП Г. кресло-коляску прогулочную для детей инвалидов, в том числе для... " ********", стоимость кресла-коляски составила 38 500 рублей, что подтверждает товарным чеком N...
15 сентября 2017 года истец обратилась в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску в размере 38 500 рублей.
Письмом ГУ РО ФСС РФ по РС (Я) от 04 октября 2017 года N... заявителю разъяснено, что в соответствии со ст. 2 ФЗ- 54 от 22 мая 2003 года "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" к товарному чеку от 25 июля 2017 года необходимо дополнительно предоставить кассовый чек.
Голембиовской Н.Б. представила ответчику справку ИП Г. о том, что 25 июля 2017 года в ортопедическом салоне " ********" по адресу:.., для К. была продана " ********" кресло-коляска прогулочная для детей инвалидов стоимостью 38 500 рублей. Оплата произведена в полном объеме наличными средствами. Приобщены: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации Г. серии *** N... от 01 октября 1996 года, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя Г. с 01 апреля 2003 года, а также разъяснение ИП Г. о том, что она является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (форма N ЕНВД- 2) N... от 30 января 2013 года. Дата постановки на учет 01 апреля 2003 года по основаниям, предусмотренным НК РФ в соответствии с п.2 ст. 346.28 НК РФ. На основании ст.2 ФЗ от 22 мая 2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ" до 01 июля 2018 года плательщики вмененного налога (организации и индивидуальные предприниматели), а также ИП, работающие на патентной системе налогооблажения, имеют право принимать оплату наличными деньгами без использования кассового аппарата. Если покупатель или клиент потребует для подтверждения факта оплаты документ, то взамен кассового чека надо выдать товарный чек или квитанцию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец приобрела для К. у ИП Г. кресло-коляску прогулочную для детей инвалидов " ********" стоимостью 38 500 рублей, что подтверждается товарным чеком N.., поэтому исковые требования Голембиовской Н.Б. подлежат удовлетворению.
При этом суд правильно указал, что предъявленный истцом товарный чек подтверждает как передачу товара, так и факт внесения покупателем наличных денежных средств в кассу организации (индивидуального предпринимателя),
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: С.А. Топоркова
Судьи: Г.А. Федорова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.