Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Г. Гайнуллина и С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания Л.Н. Абдрахмановой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционным жалобам представителя МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" и представителя З.А. Файзрахмановой - А.А.Чернова на решение Советского районного суда города Казани от 11 декабря 2017 года. Этим решением постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, выраженное в письме от 24 октября 2017 года, об отказе в предоставлении Зарине Ахатовне Файзрахмановой земельного участка как лицу, имеющему в составе семьи инвалида.
Обязать Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани повторно рассмотреть заявление Зарины Ахатовны Файзрахмановой как лица, имеющего в составе семьи инвалида, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов, в отсутствие механизма реализации права на первоочередное получение земельного участка, а также в отсутствие органа, уполномоченного на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка.
Зарине Ахатовне Файзрахмановой в иске к ИК МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани в части признания права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" в собственность за плату без проведения торгов отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб представителя МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" и представителя З.А. Файзрахмановой - А.А.Чернова об отмене решения суда, заслушав представителя З.А. Файзрахмановой - А.А.Чернова поддержавшего апелляционную жалобу З.А. Файзрахмановой и возражавшего против удовлетворения жалобы представителя МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани", судебная коллегия
установила:
З.А. Файзрахманова обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" в собственность за плату без проведения торгов.
В обоснование требований указывается, что решением Советского районного суда города Казани от 08 июня 2017 года удовлетворен ее иск об обязании Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани рассмотреть ее заявление о предоставлении земельного участка как лицу, имеющему в составе семьи инвалида, для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов.
В целях исполнения указанного решения она - З.А. Файзрахманова обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: г. Казань, пос. Константиновка, ул. Изумрудная, для индивидуального жилищного строительства, за плату без проведения торгов как семье, имеющей в составе инвалида.
Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани письмом от 24 октября 2017 года N 6521/кзио-исх/ОГ отказал истице в предоставлении указанного земельного участка.
Как усматривается из содержания этого письма, основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана. Также сообщено, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности.
З.А. Файзрахманова считает данный отказ необоснованным и незаконным. Так, ранее вопрос о предоставлении земельного участка уже решался в судебном порядке, однако фактически в новом решении ответчик ссылается на обстоятельства, препятствующие принятию решения о предоставлении земельного участка, которым была дана оценка судом. В свою очередь, основания для предоставления истице земельного участка имеются. Она - З.А. Файзрахманова относится к категории семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, её семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно распоряжению Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани от 27 марта 2012 года N 338р. С учетом этого в данном случае подлежат применению нормы материального права, предусматривающие право таких семей на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На этом основании З.А. Файзрахманова просит суд признать незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани от 24 октября 2017 года N 6521/кзио-исх/ОГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... по ул. Изумрудная в поселке Константиновка г. Казани для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей в своем составе инвалида; признать право З.А. Файзрахмановой на внеочередное получение земельного участка с кадастровым номером... по ул. Изумрудная пос. Константиновка для индивидуального жилищного строительства в связи с инвалидностью ребенка; обязать ответчиков предоставить З.А. Файзрахмановой земельный участок без проведения торгов за плату с кадастровым номером... по ул. Изумрудная пос. Константиновка г. Казани для индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчиков в заседании суда первой инстанции иск не признал.
Суд первой инстанции, частично удовлетворив требования, принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя З.А. Файзрахмановой ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении исковых требований на внеочередное предоставление в собственность без проведения торгов за плату земельного участка с кадастровым номером... и об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
При этом указывается, что тот факт, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на разрешение поставленного вопроса, не мог послужить основанием для отказа в иске.
Суд своим решением в части отказа и обоснованием отказа повторно не удовлетворил требования истца, что свидетельствует о том, что исковое заявление З.А. Файзрахмановой не рассмотрено по существу.
Суду следовало учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в указанных выше обстоятельствах производится путем подачи заявления и заключения договора купли-продажи.
В апелляционной жалобе представителя МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани" также ставится вопрос об отмене решения суда в части признания незаконным решения КЗИО об отказе, принятии в этой части решения об удовлетворении заявленных КЗИО требований.
При этом указывается, что суд при рассмотрении дела не учел, что на территории муниципального образования г.Казани не определен как порядок предоставления земельных участков указанной категории граждан, так и орган местного самоуправления ответственный за включение граждан в списки и ведение данной очередности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца З.А. Файзрахмановой - А.А. Чернов поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения жалобы представителя МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани",
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов-система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относится закрепленное частью 14 статьи 17 указанного Федерального закона право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила). В силу пункта 1 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 17 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено, что сын истицы ФИО1,... года рождения, является ребенком-инвалидом, группа инвалидности не установлена, что подтверждается справкой серии...
Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани от 27 марта 2012 года N 338р истица и члены ее семьи в составе четырех человек приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
З.А. Файзрахманова в целях реализации права на первоочередное получение земельного участка обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... по ул. Изумрудная в поселке Константиновка г. Казани для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 04 октября 2016 года N 5298/кзио-исх/ОГ Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани отказал истице в предоставлении названного земельного участка. Из содержания данного письма следует, что основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления послужило то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани 08 июня 2017 года удовлетворен частично иск З.А. Файзрахмановой к Исполнительному комитету МО г. Казани, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов. Согласно этому решению на Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани возложена обязанность повторно рассмотреть заявление З.А. Файзрахмановой как лица, имеющего в составе семьи инвалида, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства за плату без проведения торгов.
Несмотря на вступившее в законную силу решение суда, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в письме от 24 октября 2017 года N 6521/кзио-исх/ОГ Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, вновь отказал в предоставлении земельного участка. Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, вновь, как и в письме от 04 октября 2016 года, сослался на то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана. Ответчик также указал, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд первой инстанции по следующим основаниям признал иск подлежащем удовлетворению частично.
Согласно части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как обоснованно признал суд первой инстанции, то обстоятельство, что в Республике Татарстан нормативно-правовая база, регулирующая процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в настоящее время не разработана, уже исследовалось судом ранее; обоснование решения ответчика со ссылкой на данное обстоятельство признано неправильным. Следовательно, при повторном рассмотрении заявления З.А. Файзрахмановой ответчик не вправе был ссылаться на отсутствие в Республике Татарстан нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Кроме того, является неправильным и обоснование решения ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка, и ведение данной очередности, поскольку возможность приобретения прав на земельный участок предусматривается федеральным законодательством.
Таким образом, заявление З.А. Файзрахмановой по существу не рассмотрено и с учетом этого обстоятельства районный суд обоснованно признал незаконным решение Комитета земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани, выраженное в письме от 24 октября 2017 года, об отказе в предоставлении Зарине Ахатовне Файзрахмановой земельного участка как лицу, имеющему в составе семьи инвалида.
Кроме того, районный суд при принятии данного решения принял во внимание и следующее.
В соответствии с принципом разделения властей, закреплённым в статье 10 Конституции РФ, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
Положениями статьи 39.16 Земельного кодекса РФ регламентируются основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения в соответствии с установленным законом порядком также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Так, подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено необходимость указания в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - цели использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из содержания приведенных норм права следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об использовании их в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка. При этом суд не вправе своим решением ограничит полномочия органа местного самоуправления в вопросах, которые закон относит к компетенции органов местного самоуправления.
Однако с учётом установленных обстоятельств и принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, районный суд обоснованно возложил на Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани обязанность повторно рассмотреть заявление З.А. Файзрахмановой о предоставлении земельного участка с учетом того обстоятельства, что принятие решения о предоставлении земельного участка должно быть осуществлено органом местного самоуправления и в отсутствие механизма, определяющего процедуру предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, с учетом того обстоятельства, что такой земельный участок подлежит предоставлению без проведения аукциона, а также в отсутствие органа, уполномоченного на включение граждан-инвалидов в список лиц, претендующих на первоочередное получение земельного участка.
Вместе с тем, З.А. Файзрахманова обратилась с заявлением о предоставлении ей без проведения торгов конкретного земельного участка, имеющего кадастровый номер.., и указав его местоположение. Однако действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность предоставить заявителю конкретно испрашиваемый земельный участок. Гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено. Исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленных в статьях 10 и 12 Конституции РФ, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
В связи с изложенным в иске в части признания права на предоставление земельного участка с кадастровым номером... в собственность за плату без проведения торгов, обязания предоставить земельный участок с кадастровым номером... в собственность за плату без проведения торгов районный суд отказал правильно.
Суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял основанное на законе решение.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией проверены. Эти утверждения не могут служить основанием для отмены решения, поскольку уже рассматривались судом первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, что отражено в решении районного суда.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение, которое подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" и представителя З.А. Файзрахмановой - А.А. Чернова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.