Решение Приморского краевого суда Приморского края
от 16 сентября 2011 г. N 3-102/11
(Извлечение)
Судья Украинская Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хацулёва В.Н. о признании недействующим в части Закона Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере",
установила:
Законом Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", опубликованным в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" N 172 от 23 декабря 2010 г. и в "Приморской газете" N 107 (498) от 22 декабря 2010 г., статья 6 (1) Закона Приморского края от 11 июня 2002 г. N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" изложена в новой редакции:
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Приморского края и осуществляющие оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам на тепловую энергию, превышающим установленную Администрацией Приморского края предельную величину тарифа на тепловую энергию (далее - предельная величина тарифа на тепловую энергию), имеют право на социальную выплату на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению (далее - социальная выплата).
Предельная величина тарифа на тепловую энергию устанавливается в целях предоставления гражданам социальной выплаты, а также определения ее размера.
Социальная выплата предоставляется с учетом поэтапного перехода граждан к оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам на тепловую энергию.
Поэтапный переход к оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам осуществляется посредством повышения предельной величины тарифа на тепловую энергию для отдельных категорий граждан с учетом уровня их доходов.
Повышение предельной величины тарифа на тепловую энергию осуществляется не чаще одного раза в полгода.
Порядок предоставления гражданам социальных выплат устанавливается Администрацией Приморского края.
Хацулёв В.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня его принятия положения абзаца 8 статьи 1 Закона Приморского края "О внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" о том, что повышение предельной величины тарифа на тепловую энергию осуществляется не чаще одного раза в полгода.
Фактически заявитель оспаривает часть 5 статьи 6 (1) Закона Приморского края от 11 июня 2002 г. N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" в редакции Закона от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ.
В обоснование заявления Хацулёв В.Н. указал, что данная норма противоречит статье 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которой срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Кроме того, обжалуемое положение, по мнению заявителя, нарушает его права, предусмотренные ст. 424 ГК РФ.
В судебном заседании Хацулёв В.Н. заявление поддержал. Кроме того, пояснил, что оспариваемое положение Закона Приморского края N 714-КЗ противоречит статье 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которой также установлен срок действия тарифов не менее одного финансового года. По мнению заявителя, с точки зрения русского языка понятия "предельная величина тарифа" и "предельный уровень тарифов" являются идентичными, поэтому срок действия предельной величины тарифа не может быть менее одного финансового года.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Иванович С.И. с заявлением Хацулёва В.Н. не согласился, пояснив, что Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" утратил силу. В настоящее время правоотношения в области установления тарифов в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", частью 2 статьи 10 которого определено, что срок действия установленных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год. Однако понятие тарифов, регулируемых Федеральным законом "О теплоснабжении", не подлежит применению к правоотношениям, регулируемым Законом Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере". Предельная величина тарифа на тепловую энергию, введенная оспариваемым Законом Приморского края, установлена в целях предоставления гражданам социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению и не относится к тарифам, регулируемым Федеральным законом "О теплоснабжении". Поэтому положения федерального законодательства о том, что срок действия установленных тарифов на тепловую энергию не может быть менее чем один финансовый год, на оспариваемую норму Закона Приморского края не распространяются.
Выслушав доводы сторон, прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления Хацулёву В.Н. отказать, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявления не находит.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" с 29 июля 2010 г. не применялся к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике, а с 1 января 2011 г. утратил силу полностью (федеральные законы от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ и от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ), в связи с чем суд не может проверить оспариваемый правовой акт на соответствие данному Закону.
С 1 января 2011 г. вступила в силу статья 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с частью 2 которой срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение к системе теплоснабжения.
Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (часть 2 статьи 8).
Таким образом, по смыслу закона, положение части 2 статьи 10 Закона "О теплоснабжении" о сроке действия не менее чем один финансовый год распространяется только на те виды цен (тарифов), которые перечислены в части 1 статьи 8 этого Закона.
Сфера действия Федерального закона "О теплоснабжении" определена его статьей 1. В соответствии с данной нормой указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Вопросы социальной защиты населения в сфере потребления тепловой энергии данным Федеральным законом не регулируются.
Законом Приморского края от 11 июня 2002 г. N 241-КЗ установлены права граждан в жилищно-коммунальной сфере. Статьей 6 (1), введенной Законом Приморского края от 19 марта 2010 г. N 574-КЗ, в редакции Закона Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ, предусмотрено право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и осуществляющих оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам на тепловую энергию, превышающим установленную Администрацией Приморского края предельную величину тарифа на тепловую энергию (далее - предельная величина тарифа на тепловую энергию), на социальную выплату на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению (далее - социальная выплата).
Этой же статьей определено, что в целях предоставления гражданам социальной выплаты, а также определения её размера устанавливается предельная величина тарифа на тепловую энергию (часть 2 статьи 6(1)).
Частью 5 статьи 6(1) в редакции Закона Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ предусмотрено, что повышение предельной величины тарифа на тепловую энергию осуществляется не чаще одного раза в полгода.
Поскольку частью 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" не предусмотрен такой вид цен (тарифов) как предельная величина тарифа на тепловую энергию, установленная в целях предоставления гражданам социальной выплаты, то часть 2 статьи 10 этого Закона о сроках действия вида цен (тарифов) не распространяется на данную величину.
Довод представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что понятие "предельная величина тарифа на тепловую энергию" в том смысле, в котором оно употребляется в Законе Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", не относится к тарифам, регулируемым Федеральным законом "О теплоснабжении", является обоснованным.
Федеральный закон "О теплоснабжении" направлен на регулирование экономических отношений в сфере теплоснабжения, в то время как Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" регулирует вопросы социальной защиты граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, названные законы относятся к разным предметам ведения.
Экономически обоснованные тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" устанавливаются на территории Приморского края департаментом по тарифам Приморского края. Так, постановлением департамента по тарифам от 24 декабря 2010 г. N 62/1 (в редакции постановления от 30 марта 2011 г. N 18/4) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (филиалы "Приморские тепловые сети", "Приморская генерация"), в частности, на горячую воду 1301 руб./Гкал. В постановлении указан срок действия тарифов - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. Постановлением этого же департамента от 22 декабря 2010 г. N 59/1 установлены и введены в действие с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. тарифы на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго", в том числе на горячую воду 2556,0 руб./Гкал. Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 29 декабря 2010 г. N 65/16 установлены и введены в действие с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Возрождение" Дальнереченский городской округ, включая тариф на горячую воду 2388,2 руб./Гкал.
Установлены тарифы и для других производителей и поставщиков тепловой энергии в Приморском крае. Срок действия таких тарифов не менее чем один финансовый год.
Что же касается предельной величины тарифа на тепловую энергию, предусмотренной Законом Приморского края от 11 июня 2002 г. N 241-КЗ в редакции оспариваемого Закона, то она устанавливается Администрацией Приморского края. Так, постановлением Администрации Приморского края от 26 апреля 2010 г. N 159-па предельная величина тарифа на тепловую энергию установлена 1304,6 рублей за 1 Гкал (без НДС) для льготных категорий населения и 1435,06 рублей за 1 Гкал (без НДС) для иных граждан. В таком же размере установлена предельная величина тарифа на тепловую энергию постановлениями Администрации Приморского края от 8 ноября 2010 г. N 358-па и от 29 марта 2011 г. N 77-па.
Социальная выплата на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, предоставляется в порядке, установленном постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. N 140-па, и представляет собой разницу между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и предельной величиной тарифа на тепловую энергию, устанавливаемой Администрацией Приморского края, с учетом нормативной площади жилого помещения и размера мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Финансирование указанной социальной выплаты производится из бюджета Приморского края, что подтверждается Законом Приморского края от 20 декабря 2010 г. N 711-КЗ "О краевом бюджете на 2011 год".
Таким образом, предельная величина тарифа на тепловую энергию, предусмотренная статьей 6 (1) Закона "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", не относится к экономически обоснованным тарифам на тепловую энергию, регулируемым Федеральным законом "О теплоснабжении", а является параметром, установленным региональным законодателем для реализации права граждан на получение социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению и определения её размера. Поскольку федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, подобная социальная выплата не предусмотрена, региональный законодатель, устанавливая такую социальную выплату, вправе самостоятельно произвести правовое регулирование порядка и условий её предоставления, в том числе в части срока действия предельной величины тарифа на тепловую энергию.
Доводы заявителя о нарушении его прав, установленных статьей 424 Гражданского кодекса РФ, суд не может признать состоятельными, поскольку Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", вопросы установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и срока их действия не регулирует.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Часть 5 статьи 6 (1) Закона Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" в редакции Закона Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ федеральному законодательству не противоречит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Хацулёву В.Н. в удовлетворении заявления о признании недействующим в части Закона Приморского края от 21 декабря 2010 г. N 714-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.И. Украинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда Приморского края от 16 сентября 2011 г. N 3-102/11
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)