Решение Приморского краевого суда
от 25 марта 2011 г. по делу N 3-29/11
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Дегтерёвой И.Н.,
при секретаре Ковалёвой В.Н.,
с участием прокурора Комаровой О.Н.,
представителя заявителя Буковой Н.А. по доверенности Турчиной Л.Г., представителя Законодательного Собрания Приморского края Иванович С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буковой Н.А. о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 1-6 части 2 статьи 13 Закона Приморского края от 18 января 2006 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Законов Приморского края от 8 декабря 2006 г. N 9-КЗ, от 5 февраля 2008 г. N 186-КЗ,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Закона N 206-КЗ следует читать как "от 29 декабря 2004 г."
установил:
В суд обратилась Букова Н.А. с настоящим заявлением, указывая, что её муж С.Т. работал начальником караула Государственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он погиб 10 марта 2008 г. при тушении пожара на о. Русском.
Статья 9 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и п. 12 ст. 32 Федерального закона РФ от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривают в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, выплату члену семьи погибшего единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Этим законом финансовое обеспечение деятельности данного подразделения отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 5 марта 2009 г. удовлетворено её заявление о взыскании единовременного пособия. Однако определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда решение отменено на том основании, что Закон Приморского края от 18 января 2006 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", принятый во исполнение вышеуказанного Федерального закона, не предусматривает выплату пособия работникам, а только сотрудникам. Тем самым ущемлены права членов семьи работников противопожарной службы, погибших при исполнении служебных обязанностей.
На обращение в Законодательное Собрание Приморского края и Губернатору Приморского края о внесении дополнений в Закон Приморского края были получены ответы, что вопрос прорабатывается и будет внесен на рассмотрение Законодательного Собрания в 2011 г.
Поэтому она просит признать со дня принятия решения пункты 1-6 части 2 ст. 13 Закона Приморского края от 18 января 2006 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" несоответствующими федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель Буковой Н.А. по доверенности Турчина Л.Г. заявление поддержала по указанным основаниям. Она заявила ходатайство о взыскании расходов на представителя в размере 10000 руб.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Иванович С.И. с заявлением не согласился и пояснил, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники), военнослужащих федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
В соответствии с преамбулой оспариваемый Закон Приморского края устанавливает правовые гарантии социальной поддержки, в том числе личного состава противопожарной службы Приморского края.
Статьей 13 Закона Приморского края определены меры социальной поддержки личного состава противопожарной службы Приморского края.
Используемое по тексту статьи 13 Закона Приморского края понятие "сотрудники" определено как обобщающее понятие ко всем лицам, составляющим личный состав противопожарной службы, и используется для целей оспариваемого Закона Приморского края.
В противном случае рассматриваемое понятие не охватывало бы весь личный состав противопожарной службы, не стыковалось бы с наименованием статьи 13 и с преамбулой оспариваемого Закона Приморского края.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать иные, не предусмотренные указанным Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Из статьи 9 указанного Федерального закона следует, что указанные в ней меры социальной поддержки распространяются только на сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, в то время как предусмотренные статьей 13 оспариваемого Закона Приморского края меры социальной поддержки представляют собой самостоятельные меры социальной поддержки личного состава противопожарной службы Приморского края.
Оспариваемый Закон Приморского края не только не противоречит Федеральному закону "О пожарной безопасности", но и улучшает социальное положение личного состава противопожарной службы Приморского края путем введения дополнительных гарантий, не предусмотренных Федеральным законом.
Выслушав представителя заявителя, представителя Законодательного Собрания Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "б", "ж", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 г.) "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники):
военнослужащих федеральной противопожарной службы;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее работники).
Таким образом, личный состав Государственной противопожарной службы подразделяется на военнослужащих, сотрудников и работников. При этом сотрудники от работников отличаются тем, что первые могут иметь специальные или воинские звания, а вторые - не могут.
Статья 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусматривает гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
В силу ч. 9 ст. 8 названного закона Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления, имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Статьей 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" установлены меры социальной поддержки личного состава противопожарной службы Приморского края.
На основании части 2 указанной статьи сотрудникам противопожарной службы Приморского края предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) в случае гибели сотрудников противопожарной службы Приморского края при осуществлении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели;
2) на сотрудников противопожарной службы Приморского края, охраняющих от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций;
3) сотрудники противопожарной службы Приморского края подлежат обязательному государственному страхованию;
4) в случае гибели (смерти) сотрудников противопожарной службы Приморского края, наступившей при исполнении служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы Приморского края, выплачивается единовременное пособие в размере 120 денежных содержаний, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;
5) убытки, причиненные сотрудникам противопожарной службы Приморского края, находящимся при исполнении служебных обязанностей, возмещаются за счет средств краевого бюджета;
6) при досрочном увольнении сотрудников противопожарной службы Приморского края со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 денежных содержаний, установленных на день выплаты пособия.
Из изложенного следует, что оспариваемая норма принята Законодательным Собранием Приморского края в пределах своих полномочий. Закон опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" от 29 декабря 2004 г. N 83, "Утро России" N 2012 (3245), 31 декабря 2004 г.
Букова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций о взыскании страховых выплат. В обоснование иска она указала, что 10 марта 2008 г. при тушении пожара на о. Русский в г. Владивостоке погиб её муж С.Т., являвшийся начальником караула Государственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 13 Закона Приморского края N 206-КЗ от 29 декабря 2004 г. она имеет право на получение единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, что составляет 484920 руб. Ответчик отказался выплатить данное пособие в добровольном порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 5 марта 2009 г. иск удовлетворен: с Государственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пользу Буковой Н.А. взыскано единовременное пособие в размере 484920 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 апреля 2009 г. решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду предложено обсудить, к какой категории личного состава государственной противопожарной службе - работники или сотрудники относится должность начальника караула, которую занимал С.Т. до гибели, и в зависимости от этого рассмотреть спор.
Определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 10 июля 2009 г. исковое заявление Буковой Н.А. оставлено без рассмотрения в связи с повторной неявкой заявителя в судебное заседание.
Букова Н.А. оспаривает положения части 2 статьи 13 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", установившей меры социальной поддержки для сотрудников противопожарной службы Приморского края, считая, что не включение в оспариваемые нормы работников противопожарной службы Приморского края, нарушает её право на получение единовременного пособия в связи с гибелью мужа. Она считает, что оспариваемые нормы Закона Приморского края противоречат статье 9 Федерального закона "О пожарной безопасности" и п. 12 ст. 32 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Однако с данным утверждением нельзя согласиться.
В соответствии с частью второй статьи 9 Федерального закона "О пожарной безопасности" единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, выплачивается членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы. Противопожарная служба Приморского края не входит в состав федеральной противопожарной службы, а имеет статус противопожарной службы субъекта Российской Федерации. Часть 2 статьи 9 Федерального закона "О пожарной безопасности" не распространяется на личный состав противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 4 части 2 статьи 13 Закона Приморского края N 206-КЗ выплата единовременного пособия в размере 120 денежных содержаний членам семьи погибшего (умершего) сотрудника противопожарной части Приморского края является дополнительной гарантией социальной защиты личного состава противопожарной службы Приморского края, не предусмотренной федеральным законодательством.
Нельзя согласиться и с мнением заявителя, что оспариваемые нормы противоречат ст. 32 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", т.к. заявителем не представлены доказательства, что С.Т. являлся спасателем и на членов его семьи распространяются положения указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 14 Закона Приморского края от 13 июля 1998 г. N 14-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 29.12.2004 N 213-КЗ) "О пожарной безопасности в Приморском крае" противопожарная служба Приморского края входит в Государственную противопожарную службу. Противопожарная служба Приморского края создается Губернатором Приморского края в соответствии с настоящим Законом.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 сентября 2005 г. N 195-па "О противопожарной службе Приморского края" создана противопожарная служба Приморского края и утверждено Положение о противопожарной службе Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 18 января 2006 г. N 12-па утвержден Перечень оперативных должностей противопожарной службы Приморского края, куда входит и должность начальника караула пожарной части.
По смыслу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) лица, работающие на должностях, предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют статус работников государственной противопожарной службы.
В судебном заседании установлено, что в Противопожарной службе Приморского края с 1 января 2009 г. не предусмотрены штатные должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава, т.е. сотрудниками государственной противопожарной службы.
Из преамбулы и названия статьи 13 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" усматривается, что настоящий Закон устанавливает правовые гарантии социальной поддержки личного состава противопожарной службы Приморского края.
Сравнительный анализ норм федерального законодательства и статьи 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ позволяет сделать вывод, что в статье 13 Закона N 206-КЗ понятие "сотрудник" имеет иное смысловое значение, чем это предусмотрено в Федеральном законе N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", т.к. согласно ст. 7 названного Федерального закона только в федеральной противопожарной службе могут состоять на соответствующих штатных должностях сотрудники, т.е. лица рядового и начальствующего состава.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края пояснил в судебном заседании, что в статье 13 Закона Приморского края понятие "сотрудник" по своему содержанию определено как обобщающее в отношении всех лиц, составляющих личный состав противопожарной службы Приморского края, и используется исключительно для целей оспариваемой статьи. Указанная статья не допускает иного толкования понятия "сотрудник" при его правоприменении.
В связи с этим суд приходит к выводу, что установленные в части 2 ст. 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" меры социальной поддержки распространяются на весь личный состав противопожарной службы Приморского края.
В соответствии с частью 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" не может быть признан недействующим нормативный правовой акт, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению. В связи с этим не подлежит удовлетворению и ходатайство о взыскании расходов на представителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Буковой Н.А. о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 1-6 части 2 статьи 13 Закона Приморского края от 18 января 2006 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" в редакции Законов Приморского края от 8 декабря 2006 г. N 9-КЗ, от 5 февраля 2008 г. N 186-КЗ, а также взыскании расходов на представителя, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.
Председательствующий |
И.Н. Дегтерёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 марта 2011 г. по делу N 3-29/11
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)