Решение Приморского краевого суда
от 5 апреля 2011 г. по делу N 3-31/11
Приморский краевой суд в составе судьи Украинской Т.И.,
при секретаре Грицышиной Н.В.,
с участием прокурора Комаровой О.Н.,
представителя Губернатора Приморского края Борисовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афонина Алексея Петровича о признании противоречащими закону пунктов 7.3 и 7.4 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг,
установил:
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края. Нормативный правовой акт опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края", N 18 от 25 июля 2008 г. и в газете "Приморская газета", N 53 (222) от 25 июля 2008 г.
Пунктом 7.3 Порядка определен порядок назначения денежной выплаты на приобретение топлива гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки. Пунктом 7.4 Порядка определен порядок назначения денежной выплаты на доставку топлива.
Афонин А.П. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону пунктов 7.3 и 7.4 названного Порядка, указывая, что является ветераном труда и имеет право на социальную поддержку в виде оплаты 50 процентов коммунальных услуг: как проживающий в доме, не имеющем центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. По смыслу закона эта мера социальной поддержки является единой, однако пунктами 7.3 и 7.4 Порядка она разделена на составляющие: приобретение дров и транспортные услуги по доставке дров. Выплаты за приобретение дров производятся отделом социальной защиты населения единовременно и авансом, а за транспортные услуги - после привоза дров на дом по предъявлении документов, подтверждающих оплату транспортной услуги. Заявитель проживает в лесной местности, где лесозаготовители не разделяют услуги по продаже дров и их транспортировке. Оплата производится после доставки дров одной суммой, без разделения на стоимость дров и их доставку. В связи с этим за получением 50% стоимости транспортных услуг заявителю пришлось обращаться в суд, поскольку орган соцзащиты отказал в их выплате при отсутствии отдельной квитанции за доставку дров.
Заявитель просит признать пункты 7.3 и 7.4 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг, которые устанавливают раздельную плату за приобретение дров и их доставку, противоречащими Закону Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", а именно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона, и федеральному законодательству. Просит также обязать Губернатора Приморского края производить единовременно выплату за приобретение и доставку дров, изменив нормативную правовую базу.
Афонин А.П. просил рассмотреть дело без его присутствия.
Представитель Губернатора Приморского края Борисова Ю.В. с заявлением Афонина А.П. не согласилась, пояснив, что постановление от 16 июля 2008 г. N 63-пг издано Губернатором Приморского края в соответствии с его компетенцией и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденный постановлением Губернатора от 16 июля 2008 г. N 63-пг, принят во исполнение Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ и полностью ему соответствует. Кроме того, Порядок соответствует и федеральному законодательству, в частности, Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", согласно которому отопление, в том числе продажа твердого топлива при наличии печного отопления, и доставка топлива (разгрузка, погрузка) являются разными услугами, имеющими разную систему ценообразования. В соответствии с пунктом 48 Постановления N 307 размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством РФ тарифам исходя из количества (объема или веса) твердого топлива. Размер платы за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя (продавца). Доставка дров оплачивается уполномоченным органом при предоставлении платежных документов за транспортные услуги, к числу которых относятся бланки строгой отчетности и кассовый чек, с оформленной должным образом копией товарного чека для идентификации вида предоставленной услуги.
Участвующий в деле прокурор Комарова О.Н. заявление Афонина А.П. просила оставить без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявления Афонина А.П. не находит.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 этого же Закона меры социальной поддержки ветеранов труда отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названными федеральными законами в Приморском крае принят Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края".
Частью 3 статьи 4 Закона Приморского края N 206-КЗ установлено, что форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда устанавливаются Губернатором Приморского края.
Таким образом, постановление от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" принято Губернатором Приморского края в пределах своей компетенции.
Частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" определены меры социальной поддержки ветеранов труда. Пунктом 4 этой части предусмотрена оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению в соответствии с законодательством Российской Федерации, по ценам, установленным Администрацией Приморского края, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Понятие коммунальной услуги "отопление" определено пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, в соответствии с абзацем 7 которого отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда установлен постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края".
Пунктом 1 постановления установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме денежной выплаты. Пунктом 2 утвержден Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка при расчете суммы денежной выплаты учитываются:
- нормы топлива, установленные для продажи населению органами местного самоуправления, и цены, установленные Администрацией Приморского края;
- расходы на доставку топлива.
В силу пункта 7.3 Порядка денежная выплата на приобретение топлива назначается гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки, единовременно из расчета действующих норм и цен на топливо, установленных согласно действующему законодательству.
Денежная выплата на доставку топлива назначается гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки, единовременно один раз в течение отопительного сезона при предъявлении документов, подтверждающих расходы, понесенные на доставку топлива (пункт 7.4 Порядка).
Утверждение заявителя о противоречии пунктов 7.3 и 7.4 Порядка статье 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" суд признает не основанным на законе. Из содержания приведенного выше пункта 4 части 1 статьи 4 Закона Приморского края N 206-КЗ следует, что мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальной услуги отопления для ветеранов труда, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, состоит из двух отдельных составляющих - топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива. Соответственно, Порядком (пунктами 7.3 и 7.4) установлены денежные выплаты как на приобретение топлива, так и на его доставку. При этом определение размера денежных выплат на приобретение топлива и на доставку топлива производится по-разному: на приобретение топлива - из расчета действующих норм и цен на топливо, установленных согласно действующему законодательству, на доставку топлива - по фактическим затратам, подтвержденным расходными документами.
Разный принцип определения размеров выплаты на топливо и выплаты на доставку топлива соответствует и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, согласно пункту 48 которых размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из количества (объема или веса) твердого топлива. Размер платы за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя (продавца).
Поскольку предусмотренная Законом Приморского края N 206-КЗ мера социальной поддержки в виде 50 процентов оплаты коммунальной услуги "отопление" для ветеранов труда, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, состоит из двух самостоятельных услуг: приобретение твердого топлива и транспортной услуги по доставке этого топлива, то она не может предоставляться в виде единой выплаты, как на том настаивает заявитель.
До вступления в силу с 1 января 2005 г. новой редакции Федерального закона "О ветеранах" льгота ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальной услуги отопление также состояла из двух составляющих: топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (подпункт 7 пункта 2 статьи 22).
Таким образом, действующее в настоящее время в Приморском крае законодательство положение ветеранов труда, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, не ухудшило.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соответствии пунктов 7.3 и 7.4 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг, как Закону Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", так и федеральному законодательству.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 196-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Афонину Алексею Петровичу в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону пунктов 7.3 и 7.4 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденных постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Приморский краевой суд.
Судья |
Т.И. Украинская |
Копия верна:
Судья |
Т.И. Украинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 5 апреля 2011 г. по делу N 3-31/11
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)