Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к государственной программе "Развитие образования
Приморского края" на 2013-2017 годы, утвержденной
постановлением Администрации Приморского края
от 07 декабря 2012 года N 395-па
Подпрограмма
"Развитие профессионального образования" государственной программы "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие профессионального образования" государственной программы "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы (далее - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
департамент образования и науки Приморского края |
Цели подпрограммы |
усиление вклада профессионального образования в социально-экономическое развитие Приморского края, обеспечение доступности качественного востребованного профессионального образования |
Задачи подпрограммы |
модернизация системы профессионального образования, реорганизация краевых государственных профессиональных образовательных учреждений; создание образовательной среды через сетевое взаимодействие краевых государственных профессиональных образовательных учреждений и организаций - работодателей; создание системы оценки качества профессиональных образовательных программ, профессиональных навыков выпускников краевых государственных профессиональных образовательных учреждений; формирование конкурентоспособного образования и повышение престижа профессий рабочих. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
количество инновационных комплексов и ресурсных центров, интегрирующих содержание профессиональных образовательных программ с учетом особенностей социально-экономического развития Приморского края и запросов работодателей для подготовки кадров востребованных квалификаций; доля профессиональных образовательных программ в соответствии с современными технологическими процессами, в разработке содержания которых приняли участие потенциальные работодатели; доля краевых государственных профессиональных образовательных учреждений с обновленной материально-технической и лабораторной базой для совершенствования принципов организации учебного процесса, обеспечивающих доступность качественного образования для всех слоев населения; доля лиц, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в краевых государственных профессиональных образовательных учреждений от общей численности безработного населения Приморского края, зарегистрированного в органах службы занятости; доля профессиональных образовательных учреждений, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Программы, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется с 2013 по 2017 годы, в один этап |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем бюджетных ассигнований краевого бюджета на реализацию Подпрограммы составит 8084814,59 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1613247,15 тыс. рублей; 2014 год - 1605848,00 тыс. рублей; 2015 год - 1605848,00 тыс. рублей; 2016 год - 1605848,00 тыс. рублей; 2017 год - 1654023,44 тыс. рублей. Прогнозная оценка средств, привлекаемых на реализацию целей государственной программы, составляет: средств федерального бюджета - 43302,70 тыс. рублей, из них: субсидии из федерального бюджета - 39266,7 тыс. рублей; иные межбюджетные трансферты - 4036,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
реализация мероприятий Подпрограммы позволит в Приморском крае к концу 2017 года обеспечить реализацию программ профессионального образования для всех возрастных категорий трудоспособного населения Приморского края; организовать взаимодействие организаций-работодателей с краевыми государственными профессиональными образовательными учреждениями; сформировать в краевых государственных профессиональных образовательных учреждениях, перечень профессиональных образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию до 45%; обеспечить высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным образовательным программам, соответствующим потребностям в квалифицированных кадрах предприятий и организаций приоритетных отраслей экономики Приморского края. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы и прогноз ее развития
Необходимость принятия подпрограммы обусловлена переходом системы профессионального образования на новый качественный уровень подготовки кадров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ, а также привлечением и закреплением населения в Приморском крае, посредством обеспечения доступности образования.
В настоящее время в Приморском крае система профессиональных образовательных учреждений представлена: 38 государственными профессиональными образовательными учреждениями (37 краевого и 1 федерального подчинения), 6 частными образовательными учреждениями среднего профессионального образования и 20 структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования (далее - вуз); 7 федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, 2 частными образовательными организациями высшего образования.
В 2011 году в Приморском крае осуществлялась подготовка по 458 специальностям (профессиям), что демонстрирует устойчивое развитие предоставления образовательных услуг по сравнению с уровнем 2000 года в 1,4 раза, с уровнем 2005 года - в 1,2 раза. Распределение специальностей по укрупненным группам (отраслям наук) показывает, что за период 2000-2011 годов в Приморском крае сохраняется устойчивая привлекательность для абитуриентов следующих направлений:
"Экономика и управление" (2000 год - 14,0% выпускников, 2005 год - 15%, 2010 год - 17%, 2011 год и на период до 2013 год - 27-28% от общей численности выпускников в Приморском крае);
"Сфера обслуживания" (2000 год - 16,0% выпускников, 2005 год - 15%, 2010 год - 8%, 2011 год и на период до 2013 год - 7% от общей численности выпускников в Приморском крае. Нисходящий тренд, в данном случае, обусловлен сокращением студентов в краевых государственных профессиональных образовательных учреждениях;
"Транспортные средства" (2000 год - 19,0% выпускников, 2005 год - 16%, 2010 год - 10%, 2011 год и на период до 2013 год - 11% от общей численности выпускников в Приморском крае).
Показатели трудоустройства выпускников по данным группам являются наиболее высокими и составили за период 2008-2010 г. в среднем 80-85%.
За период 2000-2011 годов наблюдается устойчивый спрос в Приморском крае на специальности в области гуманитарных наук (2000 год - 9,5% выпускников, 2005 год - 10%, 2010 год - 11%, 2011 год и на период до 2013 год - 13-14% от общей численности выпускников в Приморском крае). Вместе с тем, специальности в таких областях наук, как физико-математические науки, естественные науки, социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, геология, разведка и разработка, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, морская техника, информатика и вычислительная техника за период 2000-2010 годов привлекли, в среднем, не более 1-5% от общего количества абитуриентов. В указанный период времени не более 17-12% от общего количества выпускников школ выбрали для себя обучение по профессиям рабочих. В то же время последние годы на регистрируемом рынке труда стабильно преобладает спрос, в первую очередь, на профессии рабочих во всех сферах деятельности. Реализация крупных инвестиционных проектов в крае, в частности, строительство объектов инфраструктуры саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году в городе Владивостоке, строительство Морского неф те перегрузочного и нефтеперерабатывающего комплекса в бухте Козьмино (город Находка), возобновление работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в связи с задачами возрождения отечественного судостроения и судоремонта, развитие энергетики, машиностроения формирует устойчивый спрос на кадры рабочих и специалистов инженерно-технического направления. Главным направлением развития профессионального образования должна стать подготовка кадров рабочих профессий и специалистов для обеспечения требований рынка труда.
При этом система профессионального образования Приморского края, призванная обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами в настоящее время не в полной мере отвечает спросу на рынке труда. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе Приморского края на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Приморского края.
К указанным проблемам относятся:
отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки кадров;
недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности профессионального образования по техническим профессиям и специальностям (в 2010 году по г. Владивостоку 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 12,5% выпускников - в краевые государственные профессиональные образовательные учреждения;
невысокая наполняемость краевых государственных профессиональных образовательных учреждений (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по краю - 60%, по состоянию на 1 июля 2011 года), вследствие низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу среднего профессионального образования;
устаревшая материально-техническая база большинства краевых государственных профессиональных образовательных учреждений, что затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 10 из 32 учреждений, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края, по результатам оценки на 1 ноября 2010 года);
отсутствие эффективной системы социального партнерства в краевых государственных профессиональных образовательных учреждениях, что сдерживает выработку профессиональных стандартов, получения практических знаний обучающимися и создание системы независимой оценки качества профессионального образования;
несоответствие качества подготовки выпускников краевых государственных профессиональных образовательных учреждений требованиям, предъявляемым к ним со стороны организаций - работодателей, осуществляющих их прием на рабочие места, что снижает долю трудоустройства выпускников;
отсутствие краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов технического профиля (техническим специальностям);
неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в краевых государственных профессиональных образовательных учреждениях, что усугубляет процесс старения педагогических кадров и является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.
В связи с этим необходимо решить существующие проблемы программными методами.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели и задачи подпрограммы
Развитие профессионального образования Приморского края отражает приоритеты региональной социально-экономической политики и будет включать следующие стратегические направления:
становление системы профессионального образования Приморского края как ресурса развития человеческого потенциала, реального, полноправного субъекта социально-экономической среды Приморского края;
обеспечение баланса потребностей работодателей в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах и потребностей жителей Приморского края в получении доступного и качественного профессионального образования с учетом требований Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, программы социально-экономического развития Приморского края, а также задач развития приоритетных секторов экономики Приморского края: туризм, транс порт-логистика, нефтехимия, экспорт образовательных услуг;
модернизация и совершенствование содержания профессионального образования, ориентированного на обеспечение инновационного развития экономики Приморского края, а также новое качество труда квалифицированных рабочих и специалистов;
повышение эффективности управления профессиональным образованием, нормативно-правового обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования на уровне законодательных актов Приморского края;
разработка и внедрение профессиональных образовательных программ, интегрирующих содержание программ профессионального образования с учетом особенностей социально-экономического развития Приморского края и запросов работодателей через создание инновационных комплексов и ресурсных центров для подготовки кадров востребованных квалификаций, рабочих особо сложных профессий, включая:
участие потенциальных работодателей в определении содержания образовательных программ в соответствии с современными технологическими процессами;
создание ресурсных центров для инновационной молодежи с целью их успешного профессионального обучения и трудоустройства, информатизации образовательного процесса, оснащения современным высокотехнологичным оборудованием.
Перечисленные приоритеты развития образования Приморского края определили содержание стоящих перед ним целей и задач.
Цели и задачи подпрограммы
Цель Подпрограммы: усиление вклада профессионального образования в социально-экономическое развитие Приморского края, обеспечение доступности качественного востребованного профессионального образования.
Задачи Подпрограммы:
модернизация системы профессионального образования, реорганизация краевых государственных профессиональных образовательных учреждений;
создание образовательной среды через сетевое взаимодействие краевых государственных профессиональных образовательных учреждений и организаций-работодателей;
создание системы оценки качества образовательных программ профессионального образования, профессиональных навыков выпускников краевых государственных профессиональных образовательных учреждений;
формирование конкурентоспособного образования и повышение престижа профессий рабочих.
III. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
В системе профессионального образования предусмотрены следующие целевые индикаторы и показатели:
количество инновационных комплексов и ресурсных центров, интегрирующих содержание профессиональных образовательных программ с учетом особенностей социально-экономического развития Приморского края и запросов работодателей для подготовки кадров востребованных квалификаций;
доля профессиональных образовательных программ в соответствии с современными технологическими процессами, в разработке содержания которых приняли участие потенциальные работодатели;
доля краевых государственных профессиональных образовательных учреждений с обновленной материально-технической и лабораторной базой для совершенствования принципов организации учебного процесса, обеспечивающих доступность качественного образования для всех слоев населения;
доля лиц, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в краевых государственных профессиональных образовательных учреждений от общей численности безработного населения Приморского края, зарегистрированного в органах службы занятости;
доля профессиональных образовательных учреждений, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Программы, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации отражают, в том числе, прогноз изменения состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Приморского края и представлены в разделе IV приложения N 1 к Программе.
IV. Описание мероприятий подпрограммы
Для достижения целей и решения задач, поставленных Подпрограммой, предусматривается реализация ряда мероприятий по:
создание инновационных комплексов и ресурсных центров, интегрирующих содержание программ профессионального образования с учетом особенностей социально-экономического развития Приморского края и запросов работодателей, для подготовки кадров востребованных квалификаций, рабочих сложных профессий;
создание условий по обеспечению участия потенциальных работодателей в определении содержания образовательных программ профессионального образования в соответствии с современными технологическими процессами;
создание и развитие системы успешного профессионального обучения и трудоустройства;
совершенствование принципов организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования, обеспечивающих доступность качественного образования для всех слоев населения, в том числе в отдаленных муниципальных образованиях Приморья;
повышение эффективности управления системой профессионального образования на основе внедрения профессиональными образовательными учреждениями государственно-общественных моделей взаимодействия, развития социального партнерства, создания системы независимой оценки качества профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
развитие системы независимой оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов;
модернизации системы профессионального образования в Приморском крае.
Исполнение мероприятий подпрограммы будет способствовать улучшению условий получения профессионального образования, обеспечение доступности профессионального образования, повышение качества образования.
Перечень мероприятий Подпрограммы с указанием ответственных исполнителей, сроков реализации и краткого описания приведен в приложении N 2 к Программе.
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы основан на достижении запланированных результатов и показателей эффективности реализации подпрограммы.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется посредством:
проведения организационных мероприятий, связанных с реорганизацией ряда краевых государственных профессиональных образовательных учреждений;
проведения мероприятий, связанных со строительством и оснащением двух многопрофильных профессиональных образовательных учреждений, работающих по адаптивной модели "Колледж малого города";
проведения департаментом мероприятий, связанных с социальным обеспечением бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях;
предоставления краевым государственным бюджетным и автономным профессиональными образовательными учреждениям субсидий на обеспечение учебно-материальной базы;
предоставления краевым государственным бюджетным и автономным профессиональным образовательным учреждениям субсидий на приобретение учебно-производственного оборудования, переподготовку преподавательских кадров;
предоставления краевым государственным бюджетным и автономным профессиональными образовательными учреждениям субсидий на реконструкцию, капитальный ремонт профессиональных образовательных учреждений;
предоставления краевому государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Промышленный колледж энергетики и связи" г. Владивосток субсидии на капитальный ремонт здания.
Выплата стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации (далее - стипендии Правительства Российской Федерации).
Выплата стипендий Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 года N 1114 "О назначении стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации", и на основании соглашения, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Приморского края.
Предоставление субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным образовательными учреждениям на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат осуществляется в Порядке, установленном постановлением Администрации Приморского края от 6 декабря 2011 года N 313-па "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета субсидий краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат при оказании государственных услуг (выполнении работ) в соответствии с государственным заданием".
VI. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования
Основные меры государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 3 к Программе. Сведения об основных мерах правового регулирования представлены в приложении N 4 к Программе.
VII. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) краевыми государственными учреждениями по государственной программе Приморского края "Развитие образования в Приморском крае" на 2013-2017 годы представлен в приложении N 5 к Программе.
VIII. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем бюджетных ассигнований краевого бюджета на реализацию Подпрограммы составит 8084814,59 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1613247,15 тыс. рублей;
2014 год - 1605848,00 тыс. рублей;
2015 год - 1605848,00 тыс. рублей;
2016 год - 1605848,00 тыс. рублей;
2017 год - 1654023,44 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств краевого бюджета представлено в приложении N 6 к Программе.
Прогнозная оценка средств, привлекаемых на реализацию целей государственной программы, составляет:
средств федерального бюджета - 43302,70 тыс. рублей, из них:
субсидии из федерального бюджета - 39266,7 тыс. рублей;
иные межбюджетные трансферты - 4036,0 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы за счет средств краевого бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников, бюджетов муниципальных образований Приморского края в случае участия Приморского края в реализации муниципальных программ приведена в приложении N 7 к Программе.
Объемы финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, подлежат ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основе анализа полученных результатов и с учетом возможностей краевого бюджета.
В ходе реализации Подпрограммы отдельные ее мероприятия в установленном порядке подлежат уточнению, а объемы финансирования корректировке с учетом утвержденных расходов краевого бюджета.
IX. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется с 2013 по 2017 годы, в один этап.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.