Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложение N 12
к государственной программе Приморского края
"Социальная поддержка населения Приморского края
на 2013-2017 годы", утвержденной
постановлением Администрации Приморского края
от 7 декабря 2012 года N 393-па
Подпрограмма
"Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае на 2013-2017 годы"
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае на 2013 - 2017 годы"
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы и прогноз ее развития
В Приморском крае наблюдается снижение демографического потенциала.
По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю численность детей в возрасте 0-17 лет на начало 2012 года составила 344,4 тыс. человек, из них 252,2 тыс. человек проживало в городской местности, а 92,2 тыс. человек - в сельской. Доля данной возрастной группы в общей численности населения составила 17,7%. За 2012 год численность детского населения в крае увеличилась на 1267 человек.
На начало года |
2010 |
2011 |
2012 |
Численность детей 0-17 лет, чел. |
350036 |
343181 |
344448 |
Доля детей в общей численности населения края, % |
17,8 |
17,6 |
17,7 |
За последние 3 года общая численность детей до 18 лет уменьшилась на 1,6%.
В возрастных группах от 0 до 2 лет и от 3 до 6 лет численность незначительно увеличилась, а число детей школьного возраста (7-17 лет) сократилось на 2,9% (за последние 5 лет - на 11,9%).
Анализ состояния качества жизни детей, семей с детьми в Приморском крае, уровня социальной поддержки и социального обслуживания данной категории граждан со стороны соответствующих государственных органов показывает, что дополнительного внимания требует решение вопросов, направленных на государственную поддержку семей с детьми, совершенствование системы семейного, трудового воспитания, образования, организации досуга, оздоровления и отдыха детей, приобщения семей различных категорий к культурным, спортивным мероприятиям; пропаганду семейных ценностей, традиций, укрепление семейных связей, поощрение и чествование достойных молодых и многодетных семей.
Важная роль в профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей и подростков, оказании помощи семье и детям в кризисных жизненных ситуациях отводится системе учреждений социального обслуживания семьи и детей. В целях оптимизации работы учреждений и повышения качества оказываемых социальных услуг в 2011 году проведена реорганизация учреждений социального обслуживания семьи и детей с сохранением числа койко-мест путем присоединения маломощных и сельских учреждений к более крупным, оснащенным современным реабилитационным оборудованием и имеющим высококвалифицированные кадры.
В Приморском крае действует эффективная структура социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми, включающая 12 стационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей на 1068 мест, шесть из которых имеют отделения для детей с ограниченными возможностями на 142 места, и 10 нестационарных отделений Приморского центра социального обслуживания населения.
Свою деятельность учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляют в соответствии с государственными стандартами и административными регламентами по предоставлению государственных услуг, в соответствии с отраслевым и ведомственным перечнями государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями в целях выполнения государственного задания, а также разработанными учреждениями программами реабилитационной и коррекционной работы, направленными на профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, укрепление и сохранение семейных связей.
В соответствии с требованиями государственных стандартов во всех государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей осуществляется контроль за качеством предоставляемых несовершеннолетним государственных услуг.
За каждым из учреждений закреплены муниципальные районы и городские округа Приморского края, где такие учреждения отсутствуют, что обеспечивает равный доступ к получению социальных услуг семьям отдаленных территорий Приморского края и позволяет охватить практически все категории семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке, и максимально приблизить социальные услуги к месту проживания семей.
В настоящее время учреждения социального обслуживания семьи и детей Приморского края - это современные многофункциональные центры, оснащенные в большинстве своем современным оборудованием, применяющие в работе инновационные технологии реабилитации.
В соответствии с государственными заданиями в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2013 году прошли реабилитацию 7775 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; из них: в стационарных отделениях - 7185 несовершеннолетних, в отделениях дневного пребывания - 590 человек.
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей Приморского края реализовывались около 200 целевых социальных программ реабилитации детей, ориентированных на восстановление их личностного потенциала.
Анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей по осуществлению профилактики безнадзорности и социального сиротства среди несовершеннолетних показал, что приоритетной формой жизнеустройства воспитанников, прошедших реабилитацию в учреждениях, является возвращение в родные семьи. Ежегодно, в среднем, по итогам реабилитации:
возвращается в родные семьи 72% детей (2013 год - 5572 чел.);
определяется под опеку и попечительство около 1,2% (2013 год - 99 чел.);
в приемные семьи - около 0,2%; (2013 год - 15 чел.)
в детские дома - 6,1% (2013 год - 482 чел.);
в семейные воспитательные группы, создаваемые при учреждениях, - 0,2% (2013 год - 15 чел.);
иные формы жизнеустройства (помещение в лечебное учреждение, учреждение системы УМВД России, направление в коррекционные образовательные учреждения и др.) - 1,4% (2013 год - 115 чел.).
Около 19% детей остается на реабилитации на конец года.
Всего за 2013 год обслужено 27245 человек (2012 год - 25930 чел.), в том числе 12561 несовершеннолетний (2012 год - 12020 чел.).
Учреждения постоянно ищут и апробируют новые формы социального обслуживания несовершеннолетних и их семей, участвуют в краевых и всероссийских конкурсах, проводят методическую работу, обучающие семинары, самостоятельно разрабатывают программы социальной реабилитации несовершеннолетних.
В целях повышения эффективности функционирования краевых государственных учреждений семьи и детей необходимо укрепление материально-технической базы, что будет способствовать повышению результативности и качества реабилитационных мероприятий и увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Одной из наиболее важных задач является укрепление материально-технической базы ряда учреждений социального обслуживания семьи и детей, часть из них нуждается в проведении капитального ремонта с целью улучшения условий проживания и повышения качества обслуживания несовершеннолетних. В настоящее время ряд учреждений нуждается в капитальном ремонте кровли, фасадов, внутренних помещений, замене деревянных окон на энергосберегающие пластиковые оконные конструкции, а также в благоустройстве территории. Необходима замена технологического, бытового оборудования, а также приобретение дополнительного реабилитационного оборудования для проведения реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними, а также оборудование кабинета социально-трудовой адаптации и трудового обучения.
Учреждениям, особенно имеющим отделения, расположенные в сельской местности, необходимо приобретение автотранспорта, специально оборудованного для перевозки детей, оснащенного ремнями безопасности.
В результате расширения спектра социальных услуг, предоставляемых различным категориям семей, численность детей в социально опасном положении в Приморском крае снизилась за последние три года на 24,6%.
Одной из форм социальной поддержки детей в трудной жизненной ситуации является организация их отдыха и оздоровления. В Приморском крае проводится большая работа по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в целях создания благоприятных условий для проведения круглогодичного оздоровления данной категории детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, необходимо завершение строительства объекта незавершенного строительства "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Гражданка Анучинского района".
Отдельного внимания заслуживают проблемы, возникающие в результате жестокого обращения с детьми, под которым понимается любое осознанное или неосознанное причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, и обоснование необходимости решения этих проблем программно-целевым методом.
Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет главное - ущерб для здоровья ребенка, прямая опасность для его жизни, а в целом - нарушение прав ребенка.
Работа с выявленными формами насилия осложняется в связи с отсутствием в обществе четкого представления о том, где проходит грань между приемлемыми и неприемлемыми формами воздействия родителя на ребенка; недостаточной разработанностью критериев определения потенциальной опасности неблагоприятного воздействия на ребенка.
В решении проблемы профилактики и защиты детей от насилия и жестокого обращения важно придерживаться комплексного, программно-целевого подхода и межведомственного взаимодействия в работе всех органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности с родителями, детьми, подростками, будущими родителями, специалистами учреждений, работающими с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми в Приморском крае в целом характеризуется следующими показателями:
По информации правоохранительных органов в последнее время на территории Приморского края отмечен рост преступлений, направленных против жизни и здоровья детей, в том числе преступлений, сопряженных с насильственными действиями сексуального характера.
За 7 месяцев 2013 года в отношении несовершеннолетних совершено 1420 преступлений, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого 2012 года, когда было совершено 1118 преступлений. Потерпевшими по ним признаны 1543 несовершеннолетних (рост на 17,0% в сравнении с показателями 2012 года - 1319 потерпевших).
Учитывая, что к концу 2013 года численность детского населения в Приморском крае составила 344,5 тыс. человек, доля детей, признанных потерпевшими по совершенным в отношении них преступлениям, связанным с жестоким обращением и насилием в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей, от общей численности детского населения в Приморском крае, выросла до 0,8%.
В отношении детей совершено 10 убийств и покушений на убийство, 4 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
В 2013 году зарегистрировано 211 преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних (рост на 54,0% в сравнении с показателями 2012 года - 137 преступлений).
Анализ причин совершения преступлений в отношении детей в крае показывает, что основными среди них являются: асоциальный образ жизни родителей, отсутствие контроля законных представителей за поведением детей, оставление их без присмотра или с малознакомыми людьми, равнодушие окружающих к ситуации.
Как показывает практика, семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми характеризуется высокой латентностью. Нередко такие факты длительное время скрываются родителями и потерпевшими детьми. Наибольшее количество преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семьях, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке (матерями, отцами, отчимами, бабушками, иными родственниками и опекунами).
Так, за анализируемый период жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями, стали 329 малолетних детей (рост, в сравнении с 2012 годом, составил 28,5%, когда было совершено 256 аналогичных преступлений), из них 133 - в результате преступных деяний, совершенных родственниками (в 2012 году - 39, рост на 241,0%).
Только в УМВД России по Приморскому краю на профилактическом учете состоят более 2 тысяч родителей, негативно влияющих на поведение детей.
В 2013 году с целью защиты прав и интересов детей совместно с территориальными органами опеки и попечительства сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел края подготовлены материалы для передачи в суд на лишение родительских прав в отношении 223 родителей (в 2012 году - 240, снижение на 7,1%), из них лишены по решению суда 118 родителей (в 2012 году - 123, снижение на 4,1%).
Выявлено 9 преступлений, связанных с жестоким обращением и неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (статья 156 УК РФ) (в 2012 году - 8 аналогичных преступлений).
В органах опеки и попечительства края состоит на учете 12696 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3,6% от общего количества детей), из них 1142 детей-сирот (9%), 11554 детей, оставшихся без попечения родителей (91%).
Основными причинами социального сиротства является алкоголизм родителей, наркомания, являющиеся основной причиной жестокого отношения к детям в семье, пренебрежения их потребностями и интересами.
В 2013 году количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 1106 (2012 год - 1118 человек, 2011 год - 1309), в родительских правах были ограничены 152 человека (2012 год - 157 человек, 2011 год - 183).
Согласно Закону Приморского края от 25 декабря 2007 года N 185-КЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае" полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Приморском крае возложены на департамент образования и науки Приморского края.
Для эффективного осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в крае работают 34 территориальных отдела опеки и попечительства, действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований, а также отдел охраны прав детей и специального образования департамента.
В 2013 году органами опеки и попечительства в суды представлено 1206 исков и заключений по защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе 50 - о защите детей от жестокого обращения (2012 год - 52, 2011 год - 42).
В регионе создана эффективная структура, направленная на поддержку и помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, включающая 38 территориальных отделов департамента труда и социального развития Приморского края; 12 стационарных краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей на 1068 мест и 10 нестационарных отделений по работе с семьей и детьми филиалов краевого государственного автономного учреждения социального обслуживание "Приморский центр социального обслуживания населения" (далее - КГАУСО "ПЦСОН"),
По состоянию на 1 января 2014 года в территориальных отделах департамента труда и социального развития населения на учете состоят 1514 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 3074 несовершеннолетних, нуждающихся в помощи и поддержке. В том числе 16 семей состоят на межведомственном контроле в связи с выявленными фактами жестокого обращения с детьми (2013 год - 13 семей).
В 2013 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли реабилитацию 7775 несовершеннолетних, из них 24 ребенка, претерпевших жестокое обращение и насилие в семьях (2012 год - 35 человек, 2011 год - 20 человек).
Решение проблемы насилия и жестокого обращения в отношении детей требует организации целенаправленной системной работы всех субъектов системы профилактики детской безнадзорности с семьей по ранней профилактике семейного неблагополучия и помощи в восстановлении утраченных семейных связей.
В целях совершенствования данной работы назрела необходимость создания в рамках социального проекта действенной модели профилактической работы всех заинтересованных структур на основе межведомственного подхода.
Для повышения доступности и качества оказываемых социальных услуг необходима разработка и внедрение в практику работы учреждений современных социальных технологий, обучение специалистов инновационным формам и методам работы с семьями; развитие системы социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; улучшение предупредительно-профилактической, воспитательной работы; пропаганда семейных ценностей; вовлечение семьи в различные общественные институты, формирования.
Реализация мероприятий подпрограммы в этой части позволит обеспечить раннее и своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми; сокращение фактов жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей; уменьшение числа родителей, лишенных родительских прав, в случае невозможности изменения ситуации в семье, где имели место факты жестокого обращения с детьми и изъятие детей из семьи, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации; успешная социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения (включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию несовершеннолетних и их близких родственников); повышение доступности и вариативности социальных услуг для детей и семей в трудной жизненной ситуации; достижение комплексного межведомственного подхода в организации работы по профилактике насилия в семье и обществе на основе программно-целевого принципа; повышение информированности населения Приморского края в вопросах толерантного и ненасильственного обращения с детьми.
Реализация подпрограммы будет способствовать эффективному осуществлению комплекса мер по повышению качества жизни детей, семей с детьми; решению вопросов социального обслуживания несовершеннолетних; повышению эффективности действующих краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей; развитию комплексных услуг, оказываемых семьям с детьми, мобилизации усилий органов исполнительной власти Приморского края.
Решение вышеуказанных задач в комплексе представляется возможным в ходе реализации настоящей подпрограммы и позволит в значительной мере повысить правосознание жителей края, укрепить межведомственное взаимодействие, расширить перечень социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, защитить детей от насилия и жестокого обращения.
Целесообразность использования программного метода определяется следующими причинами: масштабностью, высокой социальной значимостью проблемы; комплексностью проблемы, которая потребует решения задач различной направленности; межведомственным характером проблемы и длительностью сроков ее решения.
С учетом изложенного, использование программного метода представляется наиболее целесообразным. Данный метод позволит добиться повышения эффективности реализации комплекса мероприятий по вопросам профилактики социального сиротства, беспризорности несовершеннолетних.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели и задачи подпрограммы
Основные приоритеты развития системы социальной поддержки населения Приморского края определены с учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также основных направлений социально-экономического развития Приморского края, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года. В число приоритетов входят: повышение результативности мер социальной поддержки как инструмента сокращения бедности, модернизация сектора социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семьи и детей, усиление мер социальной поддержки семьи и детей, улучшение доступности социальных объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями, эффективное использование бюджетных средств.
Цели подпрограммы:
профилактика безнадзорности и социального сиротства несовершеннолетних;
улучшение качества социального обслуживания семей с детьми и повышение доступности социальных услуг;
формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;
повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;
повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.
Задачи подпрограммы:
обеспечение условий для проведения эффективной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе ставших жертвами насилия и преступных посягательств;
укрепление материально-технической базы краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, деструктивных проявлений в детской и подростковой среде;
организация информационно-пропагандистской, культурно-просветительской, патриотической работы с детьми и подростками;
создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
расширение спектра и повышение качества социальных услуг, их доступности для несовершеннолетних и семей в трудной жизненной ситуации;
совершенствование системы семейного воспитания детей и подростков, формирование позитивных межличностных отношений в семье;
повышение педагогической и правовой грамотности родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях;
разработка совместных межведомственных мер по своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми, системы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье, внедрение эффективных социальных программ, методик и технологий работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей, их реабилитации;
внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью;
содействие повышению профессионального уровня и компетентности специалистов, работающих с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Решению задачи по улучшению качества социального обслуживания семей с детьми, повышению доступности социальных услуг, обеспечению условий для проведения эффективной реабилитации детей, находящихся нетрудной жизненной ситуации, будет способствовать реализация программы трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями "Шаг навстречу" посредством приобретения реабилитационного оборудования для оснащения кабинетов социально-бытовой адаптации, ручного труда, трудового обучения на базе краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды".
Укрепление материально-технической базы краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей путем проведения капитального ремонта учреждений, улучшения условий проживания несовершеннолетних в учреждениях, улучшения материально-технического оснащения приведет к более качественному оказанию социальных услуг несовершеннолетним и их семьям.
В целях организации информационно-пропагандистской, культурно-просветительской работы с детьми и подростками предусмотрено издание серии тематических буклетов "Секреты домашнего благополучия", что позволит улучшить работу по информированию населения, в том числе детей, семей с детьми, по вопросам профилактики домашнего насилия и жестокого обращения с детьми.
Осуществление деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территории Приморского края, является одним из существенных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для создания благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, запланировано завершение строительства объекта незавершенного строительства "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Гражданка Анучинского района", на базе которого будет организовано круглогодичное оздоровление данной категории детей.
В целях совершенствования системы семейного воспитания детей и подростков, организации их досуга запланировано проведение торжественного приема лидеров общественных организаций, занимающихся вопросами женщин, семьи и детей, посвященного Дню матери в России, а также проведение краевой благотворительной акции "Многодетной семье - поддержка и внимание" в рамках месячника, посвященного Международному дню семьи и Международному дню защиты детей.
III. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Для оценки эффективности реализации подпрограммы используются целевые индикаторы:
численность детей, изъятых из семей, при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;
численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми;
доля детей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности детского населения Приморского края;
доля детей, подвергавшихся жестокому обращению и насилию в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей, в общей численности детского населения в Приморском крае;
количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, участвующих в реализации подпрограммы, направленной на профилактику жестокого обращения с детьми;
доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, охваченных мерами социальной поддержки, от общего числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в Приморском крае.
Динамика значений индикаторов отражает достижение результата мероприятий по снижению рисков социального сиротства и семейного неблагополучия. Рассчитывается на основе данных мониторинга численности семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
К 2017 году в результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:
снижение численности детей, изъятых из семей, при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей до 56 человек;
снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, до 14 человек;
снижение доли детей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности детского населения Приморского края до 1%;
снижение доли детей, подвергавшихся жестокому обращению и насилию в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей, в общей численности детского населения в Приморском крае до 0,01%;
увеличение количества учреждений социального обслуживания семьи и детей, участвующих в реализации подпрограммы, направленной на профилактику жестокого обращения с детьми, до 11 единиц;
увеличение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, охваченных мерами социальной поддержки, от общего числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в Приморском крае до 65%.
IV. Описание мероприятий подпрограммы
Перечень реализуемых в составе подпрограммы отдельных мероприятий, сроки и ожидаемые результаты их реализации представлены в приложении N 2 к государственной программе.
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и показателей эффективности реализации подпрограммы.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется посредством:
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
предоставления краевым государственным автономным и бюджетным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг по социальному обслуживанию в стационарных и нестационарных условиях в порядке, установленном соответственно постановлениями Администрации Приморского края от 22 октября 2010 года N 343-па "Об автономных учреждениях Приморского края" и от 2 июня 2011 года N 144-па "О государственных заданиях краевым государственным казенным и бюджетным учреждениям";
организации и осуществления краевыми государственными учреждениями социального обслуживания населения перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, на территории Приморского края в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16 мая 2005 года N 101-пг "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, на территории Приморского края".
Подпрограмма реализуется, в том числе, посредством исполнения перечня мероприятий плана по повышению качества жизни детей, семей с детьми в Приморском крае согласно приложению N 2 к государственной программе. Департамент труда и социального развития Приморского края является координатором исполнения подпрограммы и обеспечивает взаимодействие специалистов всех учреждений и ведомств, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, методическое сопровождение специалистов, ежеквартально осуществляет сбор и обобщение информации от учреждений и ведомств - участников реализации подпрограммы по исполнению ими запланированных мероприятий и освоению средств.
В сфере реализации подпрограммы налоговые, тарифные и иные меры государственного регулирования не предусмотрены.
Основной мерой государственного регулирования в рамках реализации подпрограммы является соблюдение положений действующего федерального и краевого законодательства.
В рамках подпрограммы предусматривается развитие и внедрение инновационных форм социального обслуживания, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания, создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг.
Принимая во внимание особую общественную опасность проявлений жестокого обращения с детьми, решение указанной проблемы в рамках реализации настоящей подпрограммы будет осуществляться путем создания в крае трех опорно-экспериментальных площадок, координаторами которых определены ведущие учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Основная цель опорно-экспериментальных площадок - создание так называемой "территории социальной сплоченности" с применением эффективной модели плановой систематической работы социальных учреждений на условиях укрепления и расширения межведомственного взаимодействия всех заинтересованных структур с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Направление работы первой площадки - создание служб экстренного реагирования в целях раннего выявления фактов семейного неблагополучия.
В рамках деятельности этой площадки планируется:
организация деятельности служб экстренной помощи "Социальный патруль" на территориях муниципальных образований края с привлечением в качестве социальных партнеров представителей органов внутренних дел, опеки и попечительства, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
организация службы выездных мобильных бригад "Друг, помощник, консультант" для оказания помощи семьям, проживающим в отдаленных территориях края;
применение технологии картографирования для выявления социально-неблагополучных семей "группы риска";
внедрение технологий профилактики жестокого обращения с детьми и семейного насилия в нестационарном отделении "Центр помощи семье "Семь-я", созданном на базе действующего учреждения социального обслуживания семьи и детей;
работа круглосуточной службы экстренной психологической помощи семьям и детям, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению, по номеру единого общероссийского детского телефона доверия.
Направление работы второй площадки - развитие и внедрение на базе учреждений социального обслуживания новых форм, в том числе нестационарных, обслуживания семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной или кризисной жизненной ситуации, а также оказания помощи жертвам, пострадавшим от сексуального насилия и жестокого обращения.
Целью создания этой площадки является внедрение в работу учреждений социального обслуживания семьи и детей в крае технологий раннего сенсорного развития и недирективной игротерапии; современных арт-терапевтических технологий и технологий социокультурной реабилитации в социально-игровых комнатах, игротерапевтических кабинетах, комнатах психологической разгрузки; открытие службы социальной помощи гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, в том числе женщинам с детьми, пострадавшим от любых форм насилия; осуществление комплексной реабилитации и оказание надлежащей помощи несовершеннолетним лицам - жертвам преступлений сексуального характера в рамках апробации и внедрения пилотной программы "Лицом к свету".
Направление работы третьей площадки - профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Данная площадка создается с целью внедрения в крае комплексной психолого-педагогической модели оказания помощи алкоголезависимым семьям с высоким риском насилия при участии общественных некоммерческих организаций; проведения с ними профилактической работы и осуществления их социального сопровождения.
В рамках профилактической работы с семьями "группы риска" планируется проведение в муниципальных образованиях края социальных акций "Мои соседи", создание школы для работы с родителями "Семейный факультатив", реализация на базе учреждений социального проекта "Детский Университет" по развитию личности и интеллекта детей из неблагополучных семей, проведение в г. Владивостоке межрегионального семинара по вопросам оказания помощи детям, подвергшимся сексуальным домогательствам и насилию, обучение специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, эффективным современным технологиям профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий подпрограммы по профилактике жестокого обращения с детьми:
раннее и своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми;
сокращение фактов жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей;
уменьшение числа родителей, лишенных родительских прав в случае невозможности изменения ситуации в семье, где имели место факты жестокого обращения с детьми и изъятия детей из семьи с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации;
успешная социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения (включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию несовершеннолетних и их близких родственников);
повышение доступности и вариативности социальных услуг для детей и семей в трудной жизненной ситуации;
достижение комплексного межведомственного подхода в организации работы по профилактике насилия в семье и обществе на основе программно-целевого принципа;
повышение информированности населения Приморского края в вопросах толерантного и ненасильственного обращения с детьми.
VI. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования
В сфере реализации подпрограммы налоговые, тарифные и иные меры государственного регулирования не предусмотрены.
Основной мерой государственного регулирования в рамках реализации подпрограммы является соблюдение положений действующего федерального и краевого законодательства.
В рамках подпрограммы предусматривается развитие и внедрение инновационных форм социального обслуживания, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания, создание условий для повышения доступности и качества социальных услуг.
VII. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы, направленных на профилактику насилия и жестокого обращения в отношении детей, позволит в комплексе сформировать организационные и социально-экономические условия для осуществления мероприятий социальной направленности по снижению детской безнадзорности, преступности, деструктивного поведения подростков; обеспечить профилактику социального сиротства, насилия и жестокого обращения с детьми в семьях, совершенствование системы воспитания детей и подростков; способствовать укреплению детско-родительских отношений.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будут созданы необходимые условия для:
раннего и своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми;
сокращения фактов жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в учреждениях для детей;
уменьшения числа родителей, лишенных родительских прав в случае невозможности изменения ситуации в семье, где имели место факты жестокого обращения с детьми и изъятия детей из семьи с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
урегулирования внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации;
успешной социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения (включая социальную интеграцию, физическую и психологическую реабилитацию несовершеннолетних и их близких родственников);
повышения доступности и вариативности социальных услуг для детей и семей в трудной жизненной ситуации;
достижения комплексного межведомственного подхода в организации работы по профилактике насилия в семье и обществе на основе программно-целевого принципа;
повышения информированности населения Приморского края в вопросах толерантного и ненасильственного обращения с детьми.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий:
осуществление ежегодно эффективной реабилитации до 8,0 тыс. несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств;
укрепление материально-технической базы 12 краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей путем проведения капитального ремонта, материально-технического оснащения, приобретения нового реабилитационного оборудования для работы с семьями и детьми, пострадавшими от насилия;
проведение запланированных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территории Приморского края;
организация ежегодно не менее 500 межведомственных рейдов и обследований неблагополучных семей; социального патронажа и обследования не менее 2,5 тысяч семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
проведение мероприятий по профилактике деструктивных проявлений в детской и подростковой среде, включая конкурс плакатов среди учащихся образовательных учреждений "Доброта спасет мир", тренингов и бесед с несовершеннолетними на тему профилактики жестокого отношения в подростковой среде; работу психологов учреждений социального обслуживания по снятию напряжения в среде воспитанников;
проведение эффективной информационно-пропагандистской, культурно-просветительской работы с детьми и подростками, в том числе издание и распространение серии тематических буклетов "Секреты домашнего благополучия" на тему улучшения детско-родительских отношений в семье;
создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов в рамках завершения строительства объекта "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями с. Гражданка Анучинского района", на базе которого будет организовано круглогодичное оздоровление детей-инвалидов;
расширение спектра предоставляемых семьям и детям социальных услуг, повышение их качества и доступности, оказание надлежащей помощи несовершеннолетним лицам - жертвам преступлений сексуального характера благодаря оснащению одиннадцати учреждений социального обслуживания семьи и детей комнатами психологической разгрузки; внедрению в крае новых нестационарных форм социального обслуживания семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной или кризисной жизненной ситуации, в том числе пострадавших от психического и физического насилия и жестокого обращения; сети игротерапевтических кабинетов на базе пяти учреждений социального обслуживания, шести социально-игровых комнат для реабилитации детей; внедрению технологий профилактики жестокого обращения с детьми и семейного насилия в работу нестационарного отделения "Центр помощи семье "Семь-я" и службы социальной помощи гражданам, пострадавшим от физического или-психического насилия, в том числе женщинам с детьми, пострадавшим от любых форм насилия, созданным на базе действующего учреждения социального обслуживания; служб выездных мобильных бригад в составе специалистов учреждений социального обслуживания;
дальнейшее усовершенствование системы профилактики жестокого обращения в семьях и семейного воспитания детей и подростков, в том числе путем проведения в крае социальных акций "Мои соседи", внедрения в практику работы с семьями арт-терапевтических технологий и технологий социокультурной реабилитации, создания школы для родителей "Семейный факультатив", реализации социального проекта "Детский Университет", способствующего развитию личности и интеллекта детей из семей "группы риска";
формирование позитивных межличностных отношений в семье в образовательных и социальных учреждениях края, которым будут способствовать запланированные родительские собрания, лектории, беседы о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, о педагогической культуре родителей во взаимодействии с детьми; участие родителей и детей в различных видах семейной досуговой деятельности, направленной на восстановление внутрисемейных отношений, организация в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Школ эффективного родительства;
повышение педагогической и правовой грамотности родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях, благодаря реализации комплекса мероприятий, запланированных в общеобразовательных и социальных учреждениях края: проведение недели правовых знаний в общеобразовательных учреждениях края с участием специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности; распространение наглядных пособий (памяток) для родителей, педагогов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике жестокого обращения с детьми, содержащих производную информацию органа опеки и попечительства, служб оказания психологической помощи, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения; проведение конкурсов тематических сочинений и рисунков среди учащихся, а также цикла бесед и лекций среди родителей и учащихся о пропаганде здорового образа жизни, о профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, о недопустимости насилия в семье;
осуществление комплексных межведомственных мер по своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми, благодаря внедрению в крае порядка межведомственного взаимодействия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, единого унифицированного документооборота по организации работы по выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми в семьях, организации работы межведомственного консилиума по решению проблемы семейного насилия, что, в целом, позволит снизить численность детей, изъятых из семей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, с 64 детей на начало 2014 года до 56 - к концу 2015 года, а численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, - с 16 до 14, соответственно;
создание системы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье, включающей организацию служб экстренной помощи "Социальный патруль" на базе пяти учреждений социального обслуживания семьи и детей; оказание экстренной психологической помощи семьям, оказавшимся в чрезвычайной, кризисной или стрессовой ситуации, по телефону доверия; раннее выявление специалистами поликлинических учреждений края асоциальных, неблагополучных семей, в которых родители уклоняются от выполнения своих обязанностей;
внедрение эффективных социальных программ, методик и технологий работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей на базе общеобразовательных и социальных учреждений края, в том числе технологии картографирования; распространение передовых технологий работы с семьями и детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, благодаря занятиям с ними психологов, социальных педагогов, специалистов учреждений социального обслуживания; распространение эффективных методик работы с неблагополучными семьями в ходе межрегионального семинара по вопросам оказания помощи детям, подвергшимся сексуальным домогательствам и насилию; проведение обучающих семинаров для родителей и специалистов органов системы профилактики безнадзорности края по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и противостояния насилию;
внедрение комплексной психолого-педагогической модели оказания помощи алкоголезависимым семьям с высоким риском насилия;
организация специальных реабилитационных смен для несовершеннолетних из семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, и социального патронажа семей данной категории.
В целом, реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать снижению доли детей, находящихся в социально опасном положении, в общей численности детского населения в Приморском крае до 1%.
VIII. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 344082,76 тыс. рублей (в текущих ценах каждого года), в том числе:
в 2013 году - 105843,59 тыс. рублей;
в 2014 году - 70367,33 тыс. рублей;
в 2015 году - 53157,42 тыс. рублей;
в 2016 году - 53157,42 тыс. рублей;
в 2017 году - 61557,00 тыс. рублей;
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств краевого бюджета представлено в приложении N 5 к государственной программе.
Прогнозная оценка средств, привлекаемых на реализацию целей подпрограммы, составляет:
средств федерального бюджета - 4493,30 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 1042,60 тыс. рублей;
в 2014 году - 764,50 тыс. рублей;
в 2015 году - 880,90 тыс. рублей;
в 2016 году - 850,30 тыс. рублей;
в 2017 году - 955,00 тыс. рублей;
средств из внебюджетных источников - 18934,00 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 8934,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 10000,00 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств краевого бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников, бюджетов муниципальных образований Приморского края в случае участия Приморского края в реализации муниципальных программ представлена в приложении N 6 к государственной программе.
IX. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2013 - 2017 годов в один этап.".
<< Приложение N 6 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Постановление Администрации Приморского края от 5 августа 2014 г. N 296-па "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.