Решение Арбитражного суда Приморского края
от 22 апреля 2014 г. N А51-42031/2013
Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2014
Полный текст решения изготовлен 22.04.2014
Арбитражный суд Приморского края в составе: председательствующего Д.А. Самофал, судьи Л.П. Нестеренко, судьи В.В. Саломая
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Филимоненко
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к администрации Партизанского городского округа (ИНН 2509000230, ОГРН 1022500802026, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
об оспаривании нормативного акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ведущий юрисконсульт И.В. Еремин на основании доверенности от 10.01.2014 N 51/15 сроком до 01.02.2018;
от ответчика - не явились
установил: Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "ДГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующей графы 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа", в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Поскольку судебная коллегия не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в отсутствие представителей администрации Партизанского городского округа в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.04.2014 10 ч. 30 мин.
ОАО "ДГК", в судебном заседании заявленное требование поддержало, указав, что повышение ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, с 5% до 7% от кадастровой стоимости участка обусловлено не изменением кадастровой стоимости, а исключительно усмотрением органа местного самоуправления.
Полагает, что такого критерия определения ставки арендной платы, как усмотрение органа местного самоуправления ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" не устанавливают.
Общество считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку значительно увеличивает размер арендной платы, подлежащей уплате по арендуемым у администрации Партизанского городского округа земельным участкам.
Администрация, как следует из представленного отзыва и пояснений, данных в предварительном судебном заседании, требования не признает. Указывает, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Приморского края это соответственно - администрация Приморского края.
Обращает внимание суда на то, что постановлением администрации Приморского края от 19 марта 2009 года N 71-па, установлено, что ставка арендной платы за аренду земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края устанавливается равной ставке принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С учетом изложенного, администрация Партизанского городского округа считает, что постановление администрации Партизанского городского округа от 28 декабря 2013 года N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03 марта 2011 года М"188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа" законным и неподлежащем признанию недействующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления администрации Партизанского городского округа от 03 марта 2011 года следует читать как "N 188-па"
Из материалов дела судом установлено, что администрацией Партизанского городского округа 28.12.2012 было издано постановление N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа" (опубликовано в газете "Вести", N 2 (12127), 16.01.2013)
Согласно графе 10 приложения к постановлению установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости.
Общество, посчитав, что графа 10 приложения к постановлению от 28.12.2012 N 1199-па, в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости, не соответствует закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность нормативного правового акта, в оспариваемой части, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности условий, в том числе: оспариваемый акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае на территории Приморского края уполномоченным органом является администрация Приморского края.
Во исполнение Федерального закона N 137-ФЗ постановлением администрации Приморского края от 19 марта 2009 года N 71-па утвержден "Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края".
Данным постановлением установлено, что ставка арендной платы за аренду земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края устанавливается равной ставке принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ указывает на то, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации принято постановление N 582, которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определяется, в том числе из принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Таким образом, органы местного самоуправления устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы местного самоуправления впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Порядок внесения изменений в договор - в одностороннем порядке или путем подписания двустороннего дополнительного соглашения к договору по пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса, зависит от условий действующего между сторонами договора аренды.
Из материалов дела следует, что согласно условиям договора аренды земельного участка от 04.06.2007 N 153/07 стороны в договоре согласовали условие об одностороннем изменении размера арендной платы для случая, когда актом уполномоченного органа будут изменены базовые размеры арендной платы и при наличии уведомления арендодателя.
Графой 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа", установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7%, в том числе в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, органы местного самоуправления устанавливают порядок определения размера арендной платы, то есть методику определения ее размера. Поэтому органы местного самоуправления впоследствии вправе изменять те составляющие методики, которые используются при расчете платы за пользование земельным участком.
Довод заявителя о том, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления администрации Приморского края от 19 марта 2009 года N 71-па изменение годового размера арендной платы может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка не имеет правового основания, так как положения данного подпункта применимы к правоотношениям при переоформлении права постоянного (бессрочною) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из приведенных норм права, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и условий договора аренды, суд пришел к выводу, что изменение размера арендной платы происходит автоматически с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта, регламентирующего порядок, сроки, размер арендных платежей.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что графа 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа", в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости, принята в пределах компетенции органа местного самоуправления, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Поскольку оспариваемый правовой акт принят в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, он не подлежат признанию недействующими.
Судебные расходы по уплате государственной пошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать графу 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа", в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости, соответствующей требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и отказать открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" в удовлетворении заявления.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судья |
Л.П. Нестеренко |
Судья |
В.В. Саломай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22 апреля 2014 г. N А51-42031/2013
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Арбитражного суда Приморского края в Internet (http://www.primkray.arbitr.ru)