Решение Арбитражного суда Приморского края
от 4 июля 2014 г. N А51-774/2014
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе:
председательствующего Чугаевой И.С.,
судей Нестеренко Л.П., Саломая В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудряшовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (ОГРН 1022501899177, ИНН 2504000684, дата регистрации 20.01.1993), администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата регистрации 22.08.1991) к Администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168, ИНН 2540037030, дата регистрации 30.12.2002) третьи лица: Департамент энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам по Приморскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" о признании недействующими в части нормативных правовых актов при участии в судебном заседании: от заявителей: от МУП ВПЭС - представитель Борисова Елена Александровна (доверенность от 10.07.2012 N 5/5/65-юр сроком на 3 года), от администрации города Владивостока - представитель Шубин Михаил Сергеевич (доверенность от 18.12.2013 N 1-3/4544 сроком на 1 год); от ответчика - главный специалист-эксперт Царикова Инесса Юрьевна (доверенность от 20.01.2014 N 11/261); от третьего лица - Департамента энергетики - представитель Куценко Денис Алексеевич (доверенность от 14.02.2014 N 45/307), от третьего лица - Департамента ЖКХ - главный консультант отдела Булейко Александр Владимирович (доверенность от 01.04.2014 N 19/1002), ведущий консультант отдела Храпатый Максим Викторович (доверенность от 27.01.2014 N 19-231),
установил: муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - МУПВ "ВПЭС"), администрация города Владивостока обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Приморского края, в которых просят:
- признать пункт 3 в части слов "утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)", пункт 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжения" Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края приложения N 3.2 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы" Государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 не соответствующими статье 139 Бюджетного кодекса РФ, пункту 11 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующими;
- признать пункт 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края приложения N 3.3 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы" Государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" не соответствующим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 78 Бюджетного кодекса РФ и недействующим;
- признать пункт 3 в части слов "утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)", пункт 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и повышению энергетической эффективности коммунальной инфраструктуры Приморского края приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы" Государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 не соответствующими статье 139 Бюджетного кодекса РФ, пункту 11 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующими;
- признать пункт 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по водо- и теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края приложения N 3.5 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы" Государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012, в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" не соответствующим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 78 Бюджетного кодекса РФ и недействующим.
Определением суда от 20.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго", администрация города Владивостока.
Определением суда от 17.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам по Приморскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю.
В судебном заседании 03.04.2014 от администрации города Владивостока поступило ходатайство о вступлении в дело в качестве созаявителя и об исключении администрации города Владивостока из состава третьих лиц.
Определением суда от 03.04.2014 администрация города Владивостока в порядке статьи 46 АПК РФ привлечена к участию в деле в качестве созаявителя, при этом исключена из числа третьих лиц.
В судебном заседании 16.06.2014 уточнения заявленных требований созаявителей в порядке статьи 49 АПК РФ приняты судом.
В связи с нахождением судьи Самофала Д.А. в отпуске в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, на основании распоряжения от 16.06.2014 произведена замена судьи Самофала Д.А. на судью Саломая В.В., рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 16.06.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 23.06.2014 до 11 часов 20 минут, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 путем размещения на официальном сайте информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при секретаре Кудряшовой Е.А., при участии представителя МУПВ "ВПЭС", администрации города Владивостока, администрации Приморского края, Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам по ПК.
Департамент энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго", Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В связи с надлежащим извещением третьих лиц о дате и времени судебного заседания, суд в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ, рассматривает дело в их отсутствие.
В обоснование заявленных требований МУПВ "ВПЭС", администрация города Владивостока указали на то, что в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры и жилищном фонде" для получения целевых субсидий с 2014 года муниципальное образование должно иметь утвержденную схему теплоснабжения (п. 3 Порядка) и должно представить копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования (пункт 5 Порядка).
По мнению заявителей, условие представления субсидий - наличие схемы теплоснабжения, противоречит статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку в рамках статьи 139 БК РФ предоставление субсидий не может ставиться в зависимость от исполнения мероприятий по решению вопросов местного значения по организации теплоснабжения.
Наличие данного условия, по мнению заявителей, существенно ограничивает круг потенциальных участников государственной программы, накладывает дополнительные ограничения и приводит к невозможности получения субсидий муниципальным образованием, не имеющим утвержденной схемы теплоснабжения. Кроме того, требует значительных финансовых затрат и времени, создает дискриминационные условия в сфере бюджетных отношений.
Условие пункта 5 Порядка, по мнению заявителей, противоречит пункту 11 части 2 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении", поскольку утверждение схемы теплоснабжения городских округов с населением пятьсот человек и более, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, у муниципального образования Владивостокского городского округа полномочия по утверждению схемы теплоснабжения муниципального образования отсутствуют.
Как указало МУПВ "ВПЭС" наличие ограничений в оспариваемом нормативном правовом акте, существенно нарушает законные права и интересы МУПВ "ВПЭС", поскольку лишает его, как предприятия, оказывающего услуги по теплоснабжению на территории Приморского края, и обладающего объектами теплоснабжения на праве хозяйственного введения, возможности субсидирования соответствующих затрат как из бюджета Приморского края, так и из бюджета муниципального образования.
В части положений о том, что субсидии предоставляются "краевым унитарным предприятиям" созаявители указали на то, что в указанной части положения оспариваемого нормативного правового акта ограничивают возможность получения субсидий организациям, оказывающим услуги в области теплоснабжения, не имеющим организационно-правовой формы "краевое государственное унитарное предприятие". Данные положения противоречат пункту 8 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, полагают, что оспариваемые положения существенно ограничивают права муниципального образования города Владивосток на получение субсидии, предусмотренной оспариваемым нормативным правовым актом, а также нарушают права муниципального образования, являющегося собственником имущества МУПВ "ВПЭС", закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения,
Ответчик возражает против заявленного требования. В обоснование указал на то, что статьей 139 БК РФ, а также Порядком формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-ПА, предоставлено право субъектам РФ определять критерии отбора муниципальных образований для предоставления местным бюджетам субсидий из бюджета субъекта РФ.
Ответчик указал на то, что пунктами 15, 16 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р, прямо предусмотрено условие об утверждении органами местного самоуправления схемы теплоснабжения согласно графикам до декабря 2013 года.
В связи с этим, по мнению ответчика, наличие в оспариваемых Порядках условия предоставления субсидий муниципальным образованиям для получения субсидий с 2014 года как утверждение схемы теплоснабжения муниципального образования, направлена на исполнение поручений Правительства РФ и не противоречит действующему законодательству.
Полагает, что полномочия органом местного самоуправления по утверждению схемы теплоснабжения прямо предусмотрено статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении", и не является дискриминационным условием.
Кроме того, как указал ответчик, пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право субъектам федерации определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.
Таким образом, по мнению ответчика, условие предоставления субсидий с определением организационно-правовой формы - краевым государственным унитарным предприятиям, не ограничивает круг участников, а лишь регулирует порядок предоставления субсидий в отношении объектов, находящихся в краевой собственности, которые не подпадают под Порядки предоставления субсидий муниципальным образованиям.
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края поддержал позицию ответчика.
Как следует из письменного отзыва Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, антимонопольная служба поддержала требования заявителей, указала на то, что положения оспариваемых нормативных положений, связанных с предоставлением субсидий организациям - краевым государственным унитарным предприятиям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" ставит организации, получающие субсидии в более комфортные условия осуществления хозяйственной деятельности по оказанию услуг теплоснабжения, поскольку дает возможность не отвлекать собственные средства организаций на проведение мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Как указал УФАС по Приморскому краю, МУПВ "ВПЭС", как организация, оказывающая на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, лишена права получить субсидии для тех же целей, что и иные лица, являющиеся краевыми государственными унитарными предприятиями, что фактически свидетельствует об ограничении округа организаций, которые могут получать субсидии на территории Приморского края.
Положения пункта 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергоснабжения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.3) и пункта 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.5) устанавливают, по мнению антимонопольного органа, необоснованные ограничения к организационно-правовой форме субъектов, имеющих право претендовать на получение субсидий, создает дискриминационные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов на территории Приморского края и имеет своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Из материалов дела судом установлено следующее.
13.01.2010 между МУПВ "ВПЭС" (Предприятие) и Управлением муниципальной собственности города Владивостока (Управление) был заключён договор N ХВ-ПР-217 об использовании муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, согласно которому Управление передает, а Предприятие принимает в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения (муниципальное имущество) для использования в целях обеспечения уставной деятельности.
Согласно пункту 2.1. Устава МУПВ "ВПЭС", последнее в силу своей уставной деятельности, является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания потребителям города Владивостока услуг по производству, передаче числе тепловой энергии, в сфере обслуживания, в том числе, тепловых сетей; по организации мероприятий по теплоснабжению с 2010 года.
Основным видом деятельности МУПВ "ВПЭС" является производство, передача и распределение пара и горячей воды, тепловой энергии.
Объем переданных объектов теплоснабжения МУПВ "ВПЭС" на праве хозяйственного ведения превышает 90% от общей численности всех объектов теплоснабжения Владивостокского городского округа.
МУПВ "ВПЭС" осуществляет деятельность по теплоснабжению, находящуюся в состоянии естественной монополии, и положение МУПВ "ВПЭС" на данном товарном рынке является доминирующим.
МУПВ "ВПЭС" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке (услуги теплоснабжения) более 50 процентов в границах города Владивостока (Приказ Приморского УФАС России от 13.08.2013 N 214).
07.12.2012 Администрацией Приморского края было принято Постановление "Об утверждении государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы" (далее - Постановление, Постановление об утверждении государственной программы), в соответствии с которым была утверждена государственная программа Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы" (далее - Государственная программа Приморского края).
Постановление об утверждении Государственной программы Приморского края было опубликовано в издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 114(731), 29.12.2012, вступило в силу с 01.01.2013.
Постановление было принято на основании Устава Приморского края, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 13 апреля 2012 года N 88-па "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ".
Постановлением Администрации Приморского края от 19.06.2013 N 248-па в Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 390-па были внесены изменения, которые были опубликованы в издании "Приморская газета", N 55(786), 25.06.2013.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.12.2013 N 466-па в Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 390-па были внесены изменения, которые были опубликованы в издании "Приморская газета", N 126 (857), 17.12.2013
Государственная программа Приморского края определяет основные приоритеты государственной политики в сфере развития газоснабжения и энергетики, повышения энергетической эффективности, а также механизмы их достижения, в Приморском крае, одним из которых является превращение топливно-энергетического комплекса в финансово устойчивый, экономически эффективный, инвестиционно привлекательный, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями комплекс - надежный и эффективный элемент инфраструктуры, обеспечивающий удовлетворение экономически обоснованных потребностей экономики региона и позволяющий решать задачи социально-экономического развития Приморского края.
Цель Государственной программы Приморского края - развитие систем энергоснабжения и газоснабжения для гарантированного обеспечения энергоресурсами экономики и населения Приморского края и повышению эффективности использования ТЭР на территории Приморского края.
Решение указанных задач было обусловлено выделением трех отдельных подпрограмм в рамках Государственной программы Приморского края:
- подпрограмма N 1 "Создание и развитие системы газоснабжения Приморского края" на 2013-2017 годы (приложение N 1 к государственной программе);
- подпрограмма N 2 "Развитие энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы (приложение N 2 к государственной программе);
- подпрограмма N 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы (приложение N 3 к государственной программе).
Целью подпрограммы N 3 является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Приморского края, а задачами - энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе Приморского края; энергосбережение и повышение энергетической эффективности организаций, финансируемых из краевого бюджета; стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности населением Приморского края и в отраслях экономики Приморского края; стимулирование привлечения инвестиций в проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; увеличение количества объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии.
Реализация вышеуказанного мероприятия осуществляется посредством предоставления субсидий из краевого бюджета:
бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края;
организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края;
бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края;
организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по водо- и теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края.
Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края приведен в приложении N 3.2 к Подпрограмме (далее - Порядок предоставления и расходования субсидий).
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления и расходования субсидий, настоящий Порядок определяет цель, условия предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (далее - субсидии), а также критерии отбора муниципальных образований Приморского края (далее - муниципальные образования) для предоставления указанных субсидий.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления и расходования субсидий одним из условий предоставления субсидий является утверждение схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года).
Кроме того, пунктом 5 Порядка предоставления и расходования субсидий предусмотрено, что для получения субсидий уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования предоставляет в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края единовременно в срок до 25 января текущего финансового года копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года).
Аналогичные условия были включены и в пункт 3 и пункт 5 Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (Приложение N 3.4 к Подпрограмме) - (далее - Порядок предоставлении и расходования субсидий из краевого бюджета).
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка представления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.3 к Подпрограмме) субсидии предоставляются организациям - краевым государственным унитарным предприятиям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Аналогичные положения были включены в Порядок предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуг по водо-, теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.5 к Подпрограмме).
Полагая, что наличие данных положений в рамках действующих Порядков субсидирования бюджетов муниципальных образований существенно ограничивает круг потенциальных участников - муниципальных образований, поскольку содержит условия, наличие которых действующим законодательством не предусмотрено, что накладывает дополнительные ограничения и создает дискриминационные условия для распределения краевых бюджетных средств в рамках утвержденной Государственной программы Приморского края, созаявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенного следует, что нормативный правовой акт может быть признан недействующим только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; нарушение этим актом прав и интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением, а также незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 АПК РФ).
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Однако, вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что заявитель - МУПВ "ВПЭС" - 20.04.1993 зарегистрировано администрацией города Владивостока в качестве юридического лица, основным видом деятельности заявителя является оказание потребителям Владивостока услуг по передаче электрической, тепловой энергии, обслуживание электрических, тепловых сетей, сетей наружного освещения г. Владивостока.
Созаявитель администрация г. Владивостока - в соответствии с частью 1 статьи 30 Устава г. Владивостока является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, наделенная Уставом г. Владивостока полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе полномочиями по организации в границах города Владивостока электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пп. 4 пункта 1 статьи 5 Устава г. Владивостока).
07.12.2012 Администрацией Приморского края было принято Постановление, в соответствии с которым была утверждена Государственная программа Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы", реализация которой обеспечивается реализацией подпрограмм.
Исходя из целей и задач Государственной программы Приморского края, ее подпрограмм (развитие систем энерго-газоснабжения населения Приморского края, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Приморского края, энергосбережение и повышение энергетической эффективности организаций, финансируемых из краевого бюджета), оспариваемая Государственная программа Приморского края является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитана на неоднократное применение, действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Опубликована в издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 114(731), 29.12.2012, вступила в силу с 01.01.2013.
Государственная программа Приморского края была принята на основании Устава Приморского края, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 13 апреля 2012 года N 88-па "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ".
Как установлено судом, заявителями оспариваются положения пункта 3 в части слов "утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)" приложения N 3.2 подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края.
Приложением N 3.2 предусмотрен Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края.
Заявителями оспариваются положения пункта 3 в части слов "утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)" приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края.
Приложением N 3.4 предусмотрен Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края.
Оспариваемые положения касаются одного из условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований с 2014 года, связанного с наличием у муниципального образования утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Как следует из положений пунктов 1 и 2 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.2 к подпрограмме), а также Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета муниципальных образований Приморского края на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.4 к подпрограмме) данные Порядки определяют цель, условия предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края, а также критерии отбора муниципальных образований Приморского края для предоставления указанных субсидий.
Таким образом, данные положения регулируют исключительно межбюджетные отношения между бюджетом Приморского края и бюджетом муниципальных образований Приморского края и не регулируют правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и отношений между организациями жилищно-коммунального комплекса и органами публичной власти по поводу предоставления субсидий данным организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, прав ресурсоснабжающих организаций указанные нормы не затрагивают, прав указанных субъектов не ограничивают, как и не создают для них дополнительных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса.
Постановлением Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-па утвержден Порядок определения приоритетных направлений софинансирования муниципальных образований Приморского края (далее - Порядок N 215-па).
Пунктом 4 Порядка N 215-па предусмотрено, что Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований должен содержать среди прочего, условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в соответствующей сфере, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость проведения таких преобразований; критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий.
Пункт 5 Порядка N 215-па содержит конкретные условия предоставления и расходования субсидий, перечень которых является открытым.
Оспариваемые Порядки предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края содержат в качестве условия предоставления субсидий требование о наличии утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования.
Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения (ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 З от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения представляет собой документ, который содержит предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Уполномоченные в соответствии с законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 утверждены требования к схемам теплоснабжения, требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Из анализа указанных положений нормативных правовых актов следует, что схема теплоснабжения муниципального образования играет ведущую роль при развитии систем теплоснабжения муниципального образования, поскольку является проектом по обоснованию эффективного функционирования и развития системы теплоснабжения муниципального образования.
В связи с этим, включение в оспариваемые положения пункта 3 приложения N 3.2 и приложения N 3.4 условия предоставления субсидий - наличие утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования соответствует целям и задачам Государственной программы Приморского края, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 390-па, в том числе в части подпрограммы N 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы, направленным на развитии систем теплоснабжения муниципального образования, на повышение их эффективности и модернизации.
Довод администрации города Владивостока о том, что разработка и утверждение схемы теплоснабжения требует значительных финансовых затрат, времени, Порядок ее утверждения свидетельствует о долгосрочном характере ее утверждения, судом отклоняется, как не имеющий правового значения для признания оспариваемых положений пункта 3 указанных Порядков не соответствующими действующему законодательству.
Довод администрации города Владивостока о том, что данное условие предоставления субсидий противоречит статье 139 Бюджетного кодекса РФ, судом отклоняется, поскольку пунктом 3 указанной статьи прямо предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований устанавливаются нормативным правовым актом законами субъекта Российской Федерации и или иными нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Приморского края Постановлением Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-па утвержден Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края.
Пунктом 3 Постановления Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-па предусмотрено, что в случае, если краевой долгосрочной программой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципального образования на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов муниципальных образований, порядки устанавливаются соответствующими краевыми долгосрочными программами.
Пункт 5 Постановления Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-па, устанавливает условия предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципального образования Приморского края. При этом, перечень условий предоставления субсидий не является исчерпывающим и позволяет предусматривать иные условия, предусмотренные порядок предоставления субсидий (подпункт "е" пункта 5)
Исходя из изложенного следует, что положения пункта 3 в части слов "утверждения схем теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края, включены в Государственную программу Приморского края в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 16.08.2011 N 215-па и не противоречат Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 139 Бюджетному кодексу Российской Федерации, а также не создают дискриминационные условия, запрет на которые установлен статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В связи с чем, в указанной части заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части суд исходит также из того, что оспариваемые положения не нарушают прав и законных интересов МУП "ВПЭС", а также не возлагают незаконных обязанностей на администрацию города Владивостока.
Заявителями оспариваются также положения пункта 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края.
Положения пункта 5 Приложения N 3.2 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края предусматривают, что для получения субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования предоставляет в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края единовременно в срок до 25 января текущего финансового года в числе прочих документов: копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года).
Положения пункта 5 Приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы предусматривают, что для получения субсидий в очередном финансовом году уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования представляет в департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края единовременно в срок до 1 июня текущего финансового года среди прочих документов: копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года).
Таким образом, оспариваемые положения пункта 5 приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" возлагают на орган местного самоуправления обязанность по принятию муниципального правового акта, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования.
Между тем, в соответствии с п. 11 ч. 2 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе определение единой теплоснабжающей организации отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154, утвердившим требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, предусмотрено, что схемы теплоснабжения населенных пунктов должны разрабатываться на срок не менее 15 лет и утверждаться после публичных слушаний. Также установлены процедуры обсуждения схемы теплоснабжения, предусматривающие размещение информации о начале ее разработки, а в последующем - проекта схемы, на официальном сайте поселения, городского округа, органов исполнительной власти городов федерального значения, сбора замечаний и предложений, а также проведения публичных слушаний.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений:
а) утверждает схему теплоснабжения;
б) направляет проект схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (для городов с населением 500 тыс. человек и более).
Пунктом 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, предусмотрено, что Министерство энергетики Российской Федерации полномочия по утверждению схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе определение единой теплоснабжающей организации (пп. 4.4.19 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853).
Таким образом, положения п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", прямо предусматривают полномочия по утверждению схемы теплоснабжения (для городов с населением 500 тыс. человек и более) федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, положения пункта 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края в нарушение п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" возлагают на органы местного самоуправления с населением городов 500 тыс. человек и более, обязанность по изданию муниципального правового акта, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года).
Приходя к выводу о несоответствии оспариваемых положений пункта 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы, п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, суд соглашается с позицией администрации города Владивостока о том, что оспариваемые положения создают препятствия для участия администрации города Владивостока как уполномоченного органа местного самоуправления Владивостокского городского округа в Государственной программе Приморского края, поскольку город Владивосток - единственный город в Приморском крае, относящийся к городским округам с численностью населения более 500 тыс. человек.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).
Поскольку у администрации г. Владивостока, как органа местного самоуправления городского округа с населением более 500 тыс. человек отсутствуют полномочия на издание муниципального правового акта, утверждающего схему теплоснабжения Владивостокского городского округа, оспариваемые положения пункта 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края, предусматривающие в качестве обязательного условия на получения субсидии и краевого бюджета на мероприятия энергоресурсосбережение, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края, необоснованно ограничивают круг субъектов - участников Государственной программы Приморского края, которые могут претендовать на получение субсидий из краевого бюджета для указанных целей, что свидетельствует о создании оспариваемыми положениями дискриминационных условий, что прямо запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах суд полагает, что пункт 5 в части слов "копию документа (муниципального правового акта), утверждающего схему теплоснабжению" приложения N 3.2 и приложения N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края не соответствует пункту 11 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и подлежит признанию не действующим.
Заявителями также оспариваются положения пункта 3 в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" приложения N 3.3 и приложения N 3.5 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы" Государственной программы Приморского края.
Согласно приложению N 3.3 к подпрограмме Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 20132017 годы" Государственной программы Приморского края предусмотрен Порядок предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 и 2 указанного Порядка, данный Порядок определяет цель, условия и порядок предоставления субсидий организациям, организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края, категорию организаций, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии организациям предоставляются из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, с целью возмещения затрат, возникающих при проведении мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края, а именно мероприятий по переводу мазутных котельных на работу на альтернативном топливе (уголь, природный газ, биотопливо и т.д.), подключению котельных к централизованному газоснабжению, расширению существующих угольных теплоисточников и подключению к ним нагрузки мазутных котельных, модернизации центральных тепловых пунктов, насосных станций, тепловых сетей и т.п.
Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются организациям - краевым государственным унитарным предприятиям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, при условии предоставления документов, указанных в пунктах 5 и 8 данного Порядка.
Приложение N 3.5 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 20132017 годы" Государственной программы Приморского края устанавливает Порядок предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по водо- и теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (далее - Порядок).
Настоящий Порядок согласно пункту 1 определяет цель, условия и порядок предоставления субсидий, выделенных из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по водо- и теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края, категорию и критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются с целью возмещения затрат, возникших при проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края, эксплуатируемых организацией, в части реконструкции, модернизации, капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры, создания (приобретения) дополнительных (резервных) источников энергоснабжения.
Оспариваемый пункт 3 предусматривает предоставление субсидий для указанных целей, организациям - краевым государственным унитарным предприятиям, оказывающим на территории Приморского края услуги по водо- и теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, при условии принятия организацией программы, предусматривающей мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемых данной организацией, в том числе на реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, а также создание (приобретение) дополнительных (резервных) источников энергоснабжения.
Таким образом, пункт 3 приложения N 3.3 и приложения N 3.5 содержит аналогичное требование в части указания на организационно-правовую форму организаций, которые обладают правом на получение субсидии.
Таким образом, по смыслу оспариваемых положений соответствующим правом на получение субсидий с целью возмещения затрат, возникающих при проведении мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края, затрат, возникших при проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края, эксплуатируемых организацией, в части реконструкции, модернизации, капитального ремонта систем коммунальной инфраструктуры, создания (приобретения) дополнительных (резервных) источников энергоснабжения, обладают только те организации, которые оказывают на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, и имеют организационно-правовую форму в виде краевого государственного унитарного предприятия.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
При этом законодатель ни в вышеуказанном Федеральном законе, ни в каких-либо иных нормативных правовых актах не устанавливает конкретные организационно-правовые формы теплоснабжающих организаций.
Таким образом, теплоснабжающей организацией может выступать любое юридическое лицо при условии соответствия указанного лица требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О теплоснабжении" к теплоснабжающим организациям.
Указание в оспариваемом нормативном правовом акте на конкретную организационно-правовую форму юридического лица, обладающего правом на получение субсидии, исключает из числа лиц, способных претендовать на получение субсидии любые иные организационно-правовые формы юридических лиц.
Наличие такого условия в рамках действующих Порядков субсидирования организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства Приморского края по теплоснабжению как указание на организационно правовую форму в виде краевого государственного унитарного предприятия существенно ограничивает круг участников государственной программы, поскольку напрямую противоречит положениям ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из положений ст. 69 и 69.1 БК РФ следует, что законодатель выделяет в отдельные группы два вида ассигнований:
- на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), приравнивая к ним предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Как следует из названных норм, субсидирование на текущую деятельность адресовано лишь государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям и некоммерческим организациям.
Все остальные лица, включая и государственные унитарные предприятия, подлежат субсидированию на равных основаниях как коммерческие юридические лица - производители товаров, работ, услуг.
Соответственно, каждому виду субсидий соответствует свой правовой режим, определяющий субъект и основания субсидирования.
Определяя порядок предоставления субсидий коммерческим юридическим лицам, в том числе государственному унитарному предприятию, уполномоченный орган должен соблюсти требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Указывая в качестве критерия отбора организаций на получение субсидий ее организационно-правовую форму, уполномоченный орган установил дискриминационные условия получения субсидий для юридических лиц в зависимости от наличия/отсутствия у них организационно-правовой формы "краевое государственное унитарное предприятие".
Таким образом, указание на организационно-правовую форму организации, обладающей правом на получение субсидии с целью возмещения затрат, возникающих при проведении мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края, существенно ограничивает возможность получения предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидии предприятиями, оказывающими услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, по сравнению с другими предприятиями Приморского края, которые имеют иную организационно правовую форму при том условии, что действующим законодательством вообще не предусмотрено, что услуги по теплоснабжению могут быть оказаны исключительно организациями, созданными в форме краевого государственного унитарного предприятия.
Наличие такого критерия в действующих Порядках фактически исключает из числа лиц, имеющих право на получение субсидии, организации, оказывающие услуги по теплоснабжению, имеющих иную организационно-правовую форму от той, которая установлена действующими Порядкам, что, в свою очередь, при, отсутствии соответствующего субсидирования, может привести к убыточной деятельности таких организаций, и как следствие - к дальнейшему банкротству.
Наличие вышеуказанных ограничении в действующем нормативном правовом акте, существенно ограничивает законные права и интересы МУП "ВПЭС", поскольку лишает его возможности субсидирования соответствующих затрат как из бюджета Приморского края, а также приводит к необоснованному увеличению затрат на содержание муниципального предприятия, оказывающего в городе Владивостока услуги в области теплоснабжения.
Арбитражный суд находит обоснованными доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о том, что положения оспариваемых нормативных положений, связанных с предоставлением субсидий организациям - краевым государственным унитарным предприятиям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" ставит организации, получающие субсидии в более комфортные условия осуществления хозяйственной деятельности по оказанию услуг теплоснабжения, поскольку дает возможность не отвлекать собственные средства организаций на проведение мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю обоснованно указывает на то, что МУПВ "ВПЭС", как организация, оказывающая на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, лишена права получить субсидии для тех же целей, что и иные лица, являющиеся краевыми государственными унитарными предприятиями, что фактически свидетельствует об ограничении округа организаций, которые могут получать субсидии на территории Приморского края.
На основании вышеизложенного арбитражный суд полагает, что пункт 3 в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" приложения N 3.3 и приложения N 3.5 подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы Государственной программы Приморского края, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 390-па, не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и нарушает права и законные интересы заявителя - МУПВ "ВПЭС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и является не действующим.
При таких обстоятельствах, требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими законам или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, они признаются арбитражными судами не действующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно, после его принятия (часть 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать пункт 3 в части слов "утверждение схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)" Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.2 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы), утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 соответствующим Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону "О теплоснабжении". В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
Признать пункт 5 в части слов "муниципального правового акта" Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.2 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы), утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012, не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О теплоснабжении" и недействующим.
Признать пункт 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на проведение мероприятий энергосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.3 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжении и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 годы), утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 "Об утверждении государственной программы Приморского края "Эффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы" в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующим.
Признать пункт 3 в части слов "утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования (для получения субсидий с 2014 года)", Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и повышению энергетической эффективности коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 годы), утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 "Об утверждении государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О теплоснабжении". В удовлетворении заявленного требования в указанной части отказать.
Признать пункт 5 в части слов "муниципального правового акта" Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края на мероприятия энергосбережения и повышению энергетической эффективности коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.4 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 годы), утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 "Об утверждении государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О теплоснабжении", и недействующим.
Признать пункт 3 Порядка предоставления субсидий организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Приморского края (приложение N 3.5 к подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Приморском крае на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края N 390-ПА от 07.12.2012 "Об утверждении государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы") в части слов "краевым государственным унитарным предприятиям" не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции", Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
И.С. Чугаева |
Судьи |
Л.П. Нестеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 4 июля 2014 г. N А51-774/2014
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Арбитражного суда Приморского края в Internet (http://www.primkray.arbitr.ru)