Решение Артемовского городского суда Приморского края
от 7 мая 2014 г. по делу N 2-788/2014
Определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу N 33-6349/2014 настоящее решение оставлено без изменения
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Кириенко К.В.,
при секретаре Плиско С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора г. Артема в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
и.о. прокурора г. Артема обратился в суд с названным заявлением в интересах неопределённого круга лиц, указав, что Думой Артемовского городского округа принято решение "О порядке создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа". Пунктом 1 указанного решения утвержден Порядок создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа (далее - Порядок). Пункт 3.9 Порядка противоречит законодательству Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 3.9 Порядка предусмотрено, что в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, кандидат зачисляется в резерв автоматически, без проведения конкурса.
Согласно статье 33 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Согласно принятому Думой Артемовского городского округа решению "О Положении о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа" конкурс в органе местного самоуправления Артемовского городского округа объявляется на высшие должности (за исключением замещаемых по договору на период исполнения полномочия лица, замещающего выборную должность), главные и ведущие должности муниципальной службы по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления при наличии вакантной (не замещенной муниципальным служащим) должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения.
Из указанной нормы следует, что назначению на муниципальную должность в органе местного самоуправления Артемовского городского округа предшествует конкурс, за исключением, когда на указанную должность сформирован резерв кадров.
Таким образом, из системы муниципальных актов Артемовского городского округа в области муниципальной службы следует, что в случае сформированного резерва на высшую (за исключением замещаемых по договору на период исполнения полномочия лица, замещающего выборную должность), главную и ведущую должности муниципальной службы, конкурс на открывшуюся вакансию не объявляется. На вакантную должность в этом случае назначается лицо, включенное в кадровый резерв, в том числе, если оно находится в кадровом резерве, без проведения конкурса.
Поскольку абзац 1 пункта 3.9 Порядка, предусматривающий включение лица в кадровый резерв без проведения конкурса при том, что замещение вакантных высшей (за исключением замещаемых по договору на период исполнения полномочия лица, замещающего выборную должность), главной и ведущей должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа возможно только по результатам конкурса, противоречит пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", которыми закреплены принципы равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, а также профессионализма и компетентности муниципальных служащих, прокурор просит суд признать абзац 1 пункта 3.9 Порядка недействующим со дня вступления решения в законную силу и обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать сообщение о признании абзаца 1 пункта 3.9 Порядка недействующим.
В ходе производства по делу и. о. прокурора г. Артем уточнил заявленные требования, пояснив, что Думой Артемовского городского округа принято решение, которым пункт 3.9 Порядка изложен в новой редакции. Данное решение опубликовано и вступило в законную силу. Согласно абзацам 1-4 пункта 3.9 Порядка в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, соответствующих пункту 3.5 Положения, кандидат зачисляется в кадровый резерв по итогам собеседования в соответствии с перечнем критериев оценки; собеседование проводится в течение пяти рабочих дней после окончания срока подачи документов комиссией, указанной в пункте 3.10 Положения; по итогам собеседования, в случае если кандидат, претендующий на зачисление в кадровый резерв, набрал более 20 баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 Положения, комиссия принимает решение о зачислении кандидата в кадровый резерв; в случае если кандидат по итогам собеседования набрал 20 и менее баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 Положения, он не включается в кадровый резерв. Поскольку абзацы 1-4 пункта 3.9 Порядка продолжают противоречить законодательству в сфере муниципальной службы, так как предусматривают зачисление в кадровый резерв без проведения конкурса при подаче заявления одним лицом, просит признать абзацы 1-4 пункта 3.9 Порядка недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать сообщение о признании абзацев 1-4 пункта 3.9 Порядка недействующими.
В судебном заседании помощник прокурора г. Артема поддерживает уточнённые требования, пояснив, что пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплены принципы равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, а также профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Согласно Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы, в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Решением Думы Артемовского городского округа "О Положении о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа" предусмотрено, что конкурс в органе местного самоуправления Артемовского городского округа объявляется на высшие должности, главные и ведущие должности муниципальной службы при наличии вакантной должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения. Порядок формирования кадрового резерва в Артемовском городском округе урегулирован решением Думы Артемовского городского округа "О порядке создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа", который предусматривает, что в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, кандидат зачисляется в кадровый резерв по итогам собеседования в соответствии с перечнем критериев оценки, а именно если он набрал более 20 баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 Положения. Однако такой порядок формирования кадрового резерва, установленный абзацами 1-4 пункта 3.9 Порядка, фактически означает включение лица в кадровый резерв без проведения конкурса, в то время как замещение вакантных высшей, главной и ведущей должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа возможно только по результатам конкурса, поэтому оспариваемые положения п. 3.9 Порядка противоречат пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица Думы Артемовского городского округа по доверенности Т. заявленные требования не признаёт, указав, что согласно Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы устанавливается в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами, иных указаний или запретов относительно вопроса о формировании кадрового резерва данный Федеральный закон не содержит. При таких обстоятельствах, предусмотрев в оспариваемом решении, что в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, кандидат зачисляется в кадровый резерв по итогам собеседования, они положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не нарушили.
Представитель привлечённого к участию в деле заинтересованного лица администрации Артемовского городского округа по доверенности П. заявленные требования не признаёт, соглашаясь с позицией представителя Думы Артемовского городского округа.
Выслушав помощника прокурора г. Артема, представителей заинтересованных лиц Думы Артемовского городского округа и администрации Артемовского городского округа, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 33 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в муниципальных образованиях порядок создания кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы регулируется в соответствии с муниципальными правовыми актами.
По смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, целью которого является оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 25-ФЗ).
Согласно п. 2 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа (утв. решением Думы Артемовского городского округа) конкурс в органе местного самоуправления Артемовского городского округа объявляется на высшие должности (за исключением замещаемых по договору на период исполнения полномочия лица, замещающего выборную должность), главные и ведущие должности муниципальной службы по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления при наличии вакантной (не замещенной муниципальным служащим) должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении муниципальной или государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также оценивает профессиональные и личностные качества кандидатов путем индивидуального собеседования и тестирования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой претендуют кандидаты (п. 16 Положения).
Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя принимает решение о проведении повторного конкурса (п. 13 Положения).
Порядок создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа утверждён решением Думы Артемовского городского округа.
Согласно п. 1.3 Порядка кадровый резерв представляет собой список граждан, сформированный для замещения должностей муниципальной службы, отнесенных к высшей, главной и ведущей группам должностей муниципальной службы органов местного самоуправления.
Таким образом, назначению на высшие должности (за исключением замещаемых по договору на период исполнения полномочия лица, замещающего выборную должность), главные и ведущие должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Артемовского городского округа предшествует конкурс, за исключением, когда на указанную должность сформирован резерв кадров.
При этом при формировании резерва кадров должны выполняться те же требования, что и при проведении конкурса, поскольку его целью также является выявление кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям к соответствующей должности муниципальной службы.
Иными словами, порядок и критерии отбора граждан для формирования кадрового резерва должен быть идентичен порядку и критериям отбора граждан, претендующих на замещение вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой был объявлен конкурс. В противном случае невозможно обеспечить соблюдение принципа равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, который установлен пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", и смысл и значение которого заключается в том, что при приеме на муниципальную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ одних граждан перед другими.
Вместе с тем в соответствии с абзацами 1-4 п. 3.9 Порядка в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы кандидат зачисляется в кадровый резерв по итогам собеседования в соответствии с перечнем критериев оценки; по итогам собеседования, в случае если кандидат, претендующий на зачисление в кадровый резерв, набрал более 20 баллов, по шкале, указанной в пункте 3.11 настоящего Положения, комиссия принимает решение о зачислении кандидата в кадровый резерв; В случае, если кандидат, претендующий на зачисление в кадровый резерв, по итогам собеседования набрал 20 и менее баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 настоящего Положения, он не включается в кадровый резерв; в случае подачи документов от двух и более кандидатов для включения в кадровый резерв на включение вакантной должности муниципальной службы проводится конкурс.
Таим образом, абзацы 1-4 пункта 3.9 Порядка предусматривают включение лица в кадровый резерв без проведения конкурса, в то время как замещение вакантных высшей, главной и ведущей должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа возможно только по результатам конкурса.
Следовательно, абзацы 1-4 пункта 3.9 Порядка противоречат пункту 2 ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", которым закреплён принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено противоречие норм оспариваемого Порядка действующему федеральному законодательству, что влечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и.о. прокурора и признании недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта. С учётом положений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд считает возможным признать вышеуказанный нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Таким образом, суд полагает необходимым обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать в газете "В" сообщение о решении суда о признании абзацев 1-4 пункта 3.9 Порядка недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования и.о. прокурора г. Артема в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим удовлетворить.
Признать абзацы 1-4 пункта 3.9 Порядка создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать в газете "В" сообщение о решении суда о признании абзацев 1-4 пункта 3.9 Порядка создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа, недействующими.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 12.05.2014 года.
Судья |
К.В. Кириенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Артемовского городского суда Приморского края от 7 мая 2014 г. по делу N 2-788/2014
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Артемовского городского суда Приморского края в Internet (http://artemovsky.prm.sudrf.ru)