Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Левшенковой В.А.,
судей Олюниной М.В, Бузуновой Г.Н,
при секретаре Михалевой А.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Левшенковой В.А.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 12 октября 2017 года,
которым постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N *** от 10.07.2017 года "О снятии с жилищного учета".
Восстановить фио в составе семьи из двух человек (фио, фио) на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет, т.е. с *** года,
УСТАНОВИЛА:
Булычева С.М, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Булычевой Е.Н, обратилась в суд с иском к ДГИ г.Москвы, в котором просила признать незаконным распоряжение о снятии с учета по улучшению жилищных условий, обязать восстановить на жилищном учете с даты первичной постановки.
В обоснование своих требований указала, что она с семьей из трех человек (она, Булычева Е.Н. (дочь), фио (бывший супруг) зарегистрированы в квартире по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от 25.06.2010 года N** занимает комнату N** площадью 26,9 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире площадью 68,4 кв.м. В 1991 году она с семьей признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее льготы "одинокие матери". Брак между ней и фио расторгнут в 2014 году. фио является собственником квартиры площадью 36,4 кв.м по адресу: адрес, о чем в ЕГРН 07.11.2005 года произведена запись регистрации ***. Распоряжением ДГИ г.Москвы от 10.07.2017 года она с дочерью снята с жилищного учета в соответствии с ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.15, ч.5 ст.16, ч.3 ст.20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с обеспечением площадью жилого помещения по норме предоставления с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности у фио Полагает действия ДГИ г.Москвы незаконными и необоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика фио, ссылаясь на то, что решение суда вынесено без учета фактических обстоятельств по делу.
Представитель истца по доверенности Рыбникова Ю.В. в заседании судебной коллегии полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец Булычева С.М, представитель ответчика ДГИ г.Москвы, третье лицо фио в заседание судебной коллегии не явились, о слушании дела извещены судом первой инстанции, об уважительных причинах своей неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, заслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждается, что Булычева С.М, Булычева Е.Н. (дочь), фио (бывший супруг) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от 25.06.2010 года N*** занимают комнату N** общей площадью 26,9 кв.м в трехкомнатной квартире коммунального заселения общей площадью жилого помещения 68,4 кв.м.
Брак между Булычевой С.М. и фио расторгнут в 2014 году.
фио является собственником квартиры площадью жилого помещения 36,4 кв.м по адресу: адрес, о чем в ЕГРН 07.11.2005 года произведена запись регистрации N***
До указанных событий, в 1991 году семья из двух человек в составе Булычевой С.М. и Булычевой Е.Н. (дочь) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом льготы Булычевой С.М. "одинокие матери", учетное дело N54-телефон-телефон.1
Распоряжением ДГИ г.Москвы N20802 от 10.07.2017 года семья Булычевой С.М. снята с жилищного учета в соответствии с ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.15, ч.5 ст.16, ч.3 ст.20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" как обеспеченных площадью жилого помещения по норме предоставления с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности у фио
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Так, в соответствии с п.2 ст.1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" членами семьи заявителя являются, супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Согласно ст.9 указанного Закона города Москвы уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные требования, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное ДГИ г.Москвы Распоряжение N20802 от 10.07.2017 года о снятии Булычевой С.М. с семьей с учета по улучшению жилищных условий не соответствует требованиям закона.
При этом суд учел, что фио собственником жилого помещения по адресу: адрес, стал 11.10.2015 года, то есть после расторжения брака с Булычевой С.М.
Также суд отметил, что действующим законодательством не предусмотрено, что после того, как гражданин поставлен на учет, уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения в течение всего периода нахождения на жилищном учете следует определять с учетом жилой площади членов его семьи, которые на жилищном учете не состоят.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что при определении жилищной обеспеченности истца и членов ее семьи необходимо учитывать жилую площадь, находящуюся в собственности у фио (бывшего супруга) основаны на неверном толковании действующего законодательства в силу следующего.
Так в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с п.п.1, 3 - 6 части 1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела, семья Булычевой С.М. поставлена на жилищный учет до 1 марта 2005 года и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом льготы "одинокие матери".
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ДГИ г.Москвы не представлено.
Оснований полагать, что Булычева С.М. и ее дочь Булычева Е.Н. имеют какие-либо вещные права в отношении принадлежащей фио квартиры, у судебной коллегии не имеется, поскольку указанные обстоятельства достоверными и достаточными доказательствами не подтверждены в порядке ст.56 ГПК РФ, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем при предоставлении жилого помещения должна быть учтена обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитываться обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят, в данном случае фио, что согласуется с положениями ЖК РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона г.Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Таким образом, основания, которые давали Булычевой С.М. и Булычевой Е.Н. до введения в действие ЖК РФ право на получение жилого помещения по договору социального найма, не утрачено, так как их обеспеченность жилой площадью остается менее нормы предоставления, в связи с чем вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований является правильным.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 12 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.