Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Ставича, Р.Б. Михайловой,
при секретаре А.В. Чариковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе К.А. Гвоздицкого на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска К.А. Гвоздицкого к ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
К.А. Гвоздицкий обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России) от 8 октября 2016 года N 510-р "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации", мотивируя свои требования тем, что его нахождение на территории Российской Федерации не угрожает обороноспособности и безопасности Российской Федерации, не создает реальной угрозы безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения Российской Федерации. С начала 2013 года он периодически стал проходить курс лечения от наркомании в медицинских учреждениях, а с 2015 года в центре АНЦО "Здоровье Черноземья". В настоящее время трудоустроен и являлся волонтером АНО ЦПНЗ. Указывал, что его дети, родители и жена являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Российской Федерации, в связи принятие в отношении него распоряжения о нежелательности пребывания является необоснованным вмешательством государства в его личную и семейную жизнь.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит К.А. Гвоздицкий.
Административный истец К.А. Гвоздицкий в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ МВД России по Московской области И.А. Трофимов по доверенности просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что К.А. Гвоздицкий, 16 мая 1978 года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.
Из материалов дела следует, что в отношении К.А. Гвоздицкого в ФСКН России поступило ходатайство о нежелательности пребывания (проживания) заявителя и материалы в отношении него из Управления ФСКН России по Московской области (письмо от 18 сентября 2012 года N 1/4575).
Согласно указанному ходатайству К.А. Гвоздицкий является иностранным гражданином, который причастен к незаконному обороту наркотических средств, ведет асоциальный образ жизни. 6 июля 2012 года Чеховским городским судом Московской области он привлекался к административной ответственности по ст.... КоАП РФ (потребление наркотических средств). 15 октября 2008 года привлекался к уголовной ответственности по ст... УК РФ, назначено наказание в виде штрафа, а также привлекался к уголовной ответственности 25 января 2011 года по п. "в" ч.2 ст... УК РФ к наказанию в виде штрафа.
25 августа 2009 года заявление К.А. Гвоздицкого о приеме в гражданство Российской Федерации было отклонено на основании п. "д" ч.1 ст. 16 ФЗ -62 от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации".
Распоряжением ФСКН России от 8 октября 2016 года N 560-р принято решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан К.А. Гвоздицкого.
Из указанного решения следует, что оно принято на основании поступивших из Управления ФСКН России по Московской области материалов, а также в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что имелись достаточные основания для издания оспариваемого распоряжения, поскольку административный истец является иностранным гражданином, неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственностям, что в совокупности создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ( ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ст. 25.10 указанного Закона, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В ФСКН России порядок работы по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации регламентировался Приказом ФСКН России от 12 августа 2009 года N 362 "Об утверждении Инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Настоящая Инструкция устанавливала порядок деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 2 Инструкции, решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии с требованиями пункта 4 Инструкции при наличии материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации оперативными подразделениями органов наркоконтроля подготавливается ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации по образцу согласно приложению к настоящей Инструкции, которое утверждается в территориальном органе ФСКН России - начальником территориального органа.
Утвержденное ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации с прилагаемыми к нему материалами незамедлительно направляется на имя председателя комиссии ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 5, 5.1, 5.4, 6, 8, 9 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации должно быть принято в срок, не превышающий 1 месяц со дня регистрации, в установленном порядке, поступившего в ФСКН России ходатайства.
В течение 14 рабочих дней Комиссия рассматривает представленные материалы для определения целесообразности удовлетворения ходатайства.
В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства Комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Комиссии, и готовит проект распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Копию распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации Комиссия незамедлительно направляет в уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), направившее ходатайство.
Уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), получившее информацию о принятом решении о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, незамедлительно доводит его до сведения лица, в отношении которого принято указанное решение.
Материалами дела подтверждено, что К.А. Гвоздицкий является потребителем наркотических средств, причастен к совершению правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Распоряжение издано уполномоченным органом, с соблюдением требований действующего законодательства и с учетом данных о том, что пребывание К.А. Гвоздицкого на территории Российской Федерации создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, судом допущено не было.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно нарушения права административного истца на уважение его личной и семейной жизни, судебная коллегия полагает, что достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на возникшие правоотношения, не имеется.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Именно такие исключительные случаи предусмотрены Законом, в соответствии с которым Минюстом России издано распоряжение.
Само по себе наличие у К.А. Гвоздицкого на территории Российской Федерации родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не может быть расценено, как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь заявителя, а также не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории данного государства или высылки данного лица с территории этого государства.
Наличие у иностранного гражданина родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь заявителя, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.