Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Долженко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" о признании недействующими в части распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы",
УСТАНОВИЛ:
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 27 ноября 2015 года принято распоряжение N364-р "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы", а 19 декабря 2016 года - распоряжение N238-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р".
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N1" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим распоряжение N364-р от 27 ноября 2015 года в части установления в приложении N7 удельных расходов условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии на 2017 год, а распоряжение N238-р от 19 декабря 2016 года в части установления тарифов в приложениях NN1, 2, 4, 5, 6 на 2 полугодие 2017 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принял решение о переходе на "физический метод" распределения топлива с 2016 года, о чём уведомил Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, направив в его адрес 29 апреля 2015 года уведомление в порядке, определённом пунктом 7 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075, однако, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга отказал в переходе на новый метод, что явилось предметом спора, рассмотренного в ФАС России, по результатам которого органу исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) было предписано в срок до 30 декабря 2016 года принять решение о продолжительности переходного периода и значении понижающих коэффициентов, установленных на переходный период. Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 30 декабря 2016 года принято решение, которым установлена продолжительность переходного периода - 3 года, начиная с 2019 года, а также значения понижающих коэффициентов для каждого года переходного периода. Административный истец полагает незаконным такое решение, так как начало переходного периода должно быть определено первым годом регулирования, на который регулируемой организацией подано уведомление о переходе на метод определения расхода условного топлива, то есть с 2016 года. Неправильное определение года начала переходного периода, по утверждению административного истца, привело к неправильному определению удельного расхода условного топлива и занижению величины постоянных затрат компании, относимых на производство тепловой энергии, при тарифном регулировании 2017 года.
Определением суда от 20 марта 2018 года производство по делу прекращено в части требований о признании недействующим в части распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2016 года N238-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р".
Представитель административного истца публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что до утверждения Министерством энергетики Российской Федерации методических указаний по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемыми в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения в порядке, установленном пунктом 3 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075, у Комитета по тарифам Санкт-Петербурга отсутствовали законные основания для установления тарифов с учётом перехода административного истца на метод распределения расхода, установленный методическими указаниями. Поскольку такие методические указания утверждены Министерством энергетики Российской Федерации только 12 сентября 2016 года, начало предусмотренного пунктом 8 указанных Правил периода должно быть определено с 2019 года, так как установленные административному истцу на 2016-2018 годы долгосрочные параметры регулирования тарифов, к числу которых относится и понижающий коэффициент, устанавливаемый в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, не могут быть пересмотрены (изменены) до окончания долгосрочного периода регулирования, о чём представил письменные возражения (том 1 л.д. 182-185).
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (том 1 л.д. 179), в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Согласно подпункту "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении расчеты за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов, к его задачам отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, к полномочиям - установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными ФАС России предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункты 1.2-1, 2.1, 3.3 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 сентября 2005 года N 1346).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р, принятым на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N842, как предусмотрено пунктами 4.7 и 4.8 указанного Положения Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, установлены тарифы, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы (том 1 л.д. 186-198, 228-246).
Форма нормативного правового акта органа тарифного регулирования об определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов указана в приложении N 1 к Регламенту открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам России от 07 июня 2013 года N 163. Форма оспариваемого нормативного правового акта требованиям названного Регламента соответствует.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "gov.spb.ru" 2 декабря 2015 года (том 1 л.д. 199), что соответствует требованиями пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и вступило в силу с 1 января 2016 года (пункт 6 распоряжения).
Таким образом, оспариваемое распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р принято уполномоченным органом в установленной форме и введено в действие в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 34, 35 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, который определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива; плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 36 Основ ценообразования нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения для источников тепловой энергии.
Для теплоснабжающих организаций, источники которых производят тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в случае изменения метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии, орган регулирования в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Правила распределения расхода топлива), применяет понижающий коэффициент на переходный период для формирования расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, в отношении которой осуществлено изменение метода распределения расхода топлива (пункт 37 Основ ценообразования).
Правила распределения расхода топлива устанавливают порядок применения методов распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил распределения расхода топлива при принятии регулируемой организацией решения о переходе от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива, к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями, регулируемая организация представляет в орган регулирования в сроки, установленные для подачи предложения об установлении цен (тарифов) Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, уведомление с приложением указанных в названном пункте Правил распределения расхода топлива материалов.
Орган регулирования рассматривает уведомление, предусмотренное пунктом 7 настоящих Правил, и принимает решение о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, на основании тарифных последствий, указанных в этом уведомлении, в сроки, установленные для принятия решений об установлении цен (тарифов) Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (пункт 8 Правил распределения расхода топлива).
Из материалов дела следует, что письмом от 29 апреля 2015 года открытое акционерное общество (позднее - публичное акционерное общество) "Территориальная генерирующая компания N1" уведомило Комитет по тарифам Санкт-Петербурга о переходе, начиная с 2016 года, от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемыми в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, представив в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга предусмотренные пунктом 7 Правил распределения расхода топлива материалы (том 1 л.д. 71).
Письмом от 29 мая 2015 года Комитет по тарифам Санкт-Петербурга уведомил открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N1" о том, что предложение по вопросу перехода к новому методу будет рассмотрено после утверждения Министерством энергетики Российской Федерации методических указаний, применяемых в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения (том 1 л.д. 75-76).
Письмом от 11 августа 2015 года публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N1" направило в адрес Комитета по тарифам Санкт-Петербурга копию приказа Минэнерго России от 6 августа 2015 года N549, которым для указанного общества утверждены нормативы удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической и тепловой энергии 25 МВт и более на 2016 год (том 1 л.д.84-93).
Однако, оспариваемым распоряжением установлен такой долгосрочный параметр регулирования цен (тарифов) на 2016 - 2018 годы, как удельный расход условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, без учёта утверждённых приказом Комиссии Минэнерго России от 6 августа 2015 года N549 нормативов удельного расхода топлива, рассчитанных с учётом перехода на "физический" метод распределения расхода топлива.
Приказом ФАС России от 20 декабря 2016 года N1802/16 органу исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 30 декабря 2016 года предписано принять решение о продолжительности переходного периода и значения понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, установление которых предусмотрено пунктом 8 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 (том 1 л.д. 77-79).
На заседании правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга 30 декабря 2016 года N336 принято решение установить для публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" продолжительность переходного периода от эксергетического к физическому методу распределения расхода условного топлива между электрической и тепловой энергией в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, равную 3 годам, определить начало переходного периода от эксергетического к физическому методу - с 2019 года (том 1 л.д. 80-82).
Вместе с тем, анализ приведённых нормативных предписаний позволяет прийти к выводу о том, что при изменении метода распределения расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при принятии решения об установлении цен (тарифов) должен руководствоваться нормативами удельного расхода топлива, утверждёнными Минэнерго России, а также положениями Правил распределения расхода топлива и принять решение о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов, установленных на переходный период.
При этом, поскольку долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения установлены для общества на долгосрочный период регулирования - 2016 - 2018 годы, решение о переходе на новый метод начиная с 2016 года принято обществом в 2015 году, переходный период должен быть установлен на указанный долгосрочный период регулирования, то есть, начиная с 2016 года на срок не более 3-х лет.
Доводы административного ответчика о том, что методические указания по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемые в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, утверждены Министерством энергетики Российской Федерации только 12 сентября 2016 года, в связи с чем установленные ранее долгосрочные параметры регулирования тарифов, к которым относится и понижающий коэффициент, не могут быть пересмотрены, а переходный период может быть установлен только начиная с 2019 года, подлежат отклонению в связи с вышеизложенным, а также поскольку возможность смены метода распределения расхода топлива не поставлена Правилами распределения расхода топлива в зависимость от принятия указанных методических рекомендаций.
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 орган регулирования не вправе применять или учитывать для целей тарифного регулирования значения нормативов удельного расхода условного топлива, отличающиеся от утвержденных нормативов в соответствии с используемым регулируемой организацией методом распределения расхода топлива.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт в части установления в приложении N7 удельных расходов условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии на 2017 год, противоречит приведённым положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемый акт применялся, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение 7 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 ноября 2015 года N364-р "Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" (Невский филиал, Санкт-Петербург) на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в части установления удельного расхода условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, на 2017 год.
Возложить на Комитет по тарифам Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.