Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Воробьёвой С.А, Павловского Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2017 г, которым административное исковое заявление удовлетворено,
по административному исковому заявлению Умерова Акима Умеровича об оспаривании постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п "О рассмотрении заявления Умерова А.У. о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв.м, в собственность по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав"
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Умеров А.У. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя нарушением прав и законных интересов оспариваемым постановлением органа местного самоуправления.
В обоснование административный истец указал на то, что 23 декабря 2016 г. Умеров А.У. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: "адрес", с видом разрешённого использования: "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)". Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п Умерову А.У. отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населённого пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым"). Просил признать незаконным постановление органа местного самоуправления, возложить на орган обязанность повторно рассмотреть заявление.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2017 г. административное исковое заявление Умерова А.У. удовлетворено.
Признано незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п об отказе Умерову А.У. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", к.н. N, в порядке завершения оформления прав.
На Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Умерова А.У. от 23 декабря 2016 г. о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", к.н. N, и принять решение с учётом установленных судом обстоятельств.
На Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Умерову А.У. об исполнении решения по административному делу.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым от уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры получено заключение, согласно которого Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым не согласовывает предоставление Умерову А.У. земельного участка ввиду того, что его размещение не соответствует действующему "Генеральному плану Большая Ялта", утверждённому постановлением Совета министров АРК N136 от 15 июня 1993 г. (зелёные насаждения общего пользования). В связи с чем постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п Умерову А.У. отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Постановлением Хозяйственного суда АРК от 21 мая 2009 г. признано недействительным постановление от 9 октября 2007 г. N618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты" и постановление от 18 апреля 2008 г. N206 "О внесении изменений к постановлению Совета министров АРК от 1 октября 2007 г. N618", признано недействительным решение 39-й сессии 4 созыва Ялтинского городского совета N6 от 24 января 2006 г. "Об утверждении корректировки отдельных разделов Генерального плана Большой Ялты". Указанное постановление вступило в законную силу и подлежало исполнению.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Умеровым А.У. представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела, решением 37-й сессии Гаспринского поселкового совета 4-го созыва от 9 декабря 2005 г. N10 Умерову А.У. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1000 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек в "адрес".
Решением 43-й сессии Гаспринского поселкового совета 5-го созыва от 30 марта 2010 г. N20 п. 1.3 решения 37-й сессии Гаспринского поселкового совета 4-го созыва от 9 декабря 2005 г. N10 изложен в следующей редакции: "гр. Умерову А.У. дать разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность площадью 0,1500 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес"".
28 декабря 2015 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка, ему присвоен кадастровый номер 90:25:020104:767 с разрешенным использованием: "малоэтажная жилая застройка".
23 декабря 2016 г. Умеров А.У. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: "адрес", с видом разрешённого использования: "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)".
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п Умерову А.У. отказано в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населённого пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указывает в своём административном исковом заявлении Умеров А.У, о вынесении оспариваемого постановления от 10 марта 2017 г. N1130-п ему стало известно 13 июня 2017 г.
С административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления Умеров А.У. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым 13 сентября 2017 г, т.е. в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Удовлетворяя административное исковое заявление Умерова А.У. и признавая незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п, которым ему отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1500 кв.м. в порядке завершения оформления прав, суд первой инстанции исходил из отсутствия на сегодняшний день градостроительной документации установленной функциональной зоны в отношении территории, где расположен земельный участок административного истца, а утверждения административного ответчика и заинтересованных лиц ничем не подтверждены. Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 21 октября 2015 г. N2494-п в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка утверждена схема его расположения с видом разрешённого использования - "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство). Соответствующие сведения о виде разрешённого использования земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Аналогичные положения содержит п. 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N313.
Администрация г. Ялта Республики Крым, отказывая постановлением от 10 марта 2017 г. N1130-п Умерову А.У. в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, из земель населенных пунктов, указала основание - несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
По смыслу закона, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", достаточно установить, что месторасположение испрашиваемого участка не соответствовало месту расположения объекта документам территориального планирования, градостроительной документации.
Во исполнение пункта 9 Порядка N313 административный ответчик направил копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, которым была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта укрупненной схеме размещения, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, (Генеральному плану города Ялты).
7 февраля 2017 г. ответчиком было получено заключение от уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, согласно которого, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым не согласовывает испрашиваемый истцом земельный участок, поскольку вид функционального использования земельного участка "зелёные насаждения общего пользования" в соответствии с Генеральным планом Большая Ялта, утверждённым постановлением Совета министров АРК 15 июня 1993 г.
Указанные выводы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым не оспорены и подлежали применению при принятии органом местного самоуправления оспариваемого постановления.
Таким образом, безусловным основанием для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, послужило его несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории, что в свою очередь свидетельствует о законности обжалуемого постановления Администрации г. Ялты Республики Крым.
Данное несоответствие градостроительной документации возникло в связи с тем, что постановлением Хозяйственного суда АРК от 21 мая 2009 г. признано недействительным постановление от 9 октября 2007 г. N618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты" и постановление от 18 апреля 2008 г. N206 "О внесении изменений к постановлению Совета министров АРК от 1 октября 2007 г. N618", признано недействительным решение 39-й сессии 4 созыва Ялтинского городского совета N6 от 24 января 2006 г. "Об утверждении корректировки отдельных разделов Генерального плана Большой Ялты". Указанное постановление вступило в законную силу.
Административным истцом не опровергнуто заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта Республики Крым о том, что размещение испрашиваемого истцом земельного участка не соответствует Генеральному плану Большой Ялты, утверждённому постановлением Совета министров АРК от 15 июня 1993 г. N136.
Заключение землеустроительной экспертизы от 13 ноября 2017 г. N166, в силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оценке со всеми доказательствами.
Утверждение постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 21 октября 2015 г. N2494-п схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, с видом разрешённого использования - "Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство) - код (2.1)", не свидетельствует о соответствии месторасположения указанного земельного участка градостроительной документации населённого пункта - Генеральному плану Большой Ялты, утверждённому постановлением Совета министров АРК от 15 июня 1993 г. N136.
Согласно ч. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Доказательства того, что на указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий Умерову А.У. на праве собственности материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из содержания указанных выше норм закона, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и не может признать оспариваемое решение законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2017 г. и принятии по делу нового решения, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 309, ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым - удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 4 декабря 2017 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Умерова Акима Умеровича об оспаривании постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 10 марта 2017 г. N1130-п "О рассмотрении заявления Умерова А.У. о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв.м, в собственность по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи С.А. Воробьёва
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.