Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
от 20 апреля 2015 г. N 07-15/04434
Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - Управление) сообщает.
Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, что является должной осмотрительностью при выборе контрагента. Вместе с тем, согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговая инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом).
Понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, потому и перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим. Следовательно, чем больше документов налогоплательщик сможет представить для подтверждения своей осмотрительности, тем меньше вероятность возникновения претензий со стороны проверяющих органов.
Таким образом, организациям, в целях проявления должной осмотрительности, целесообразно, например:
1. проверить правоспособность организации, то есть удостовериться в том, что контрагент официально зарегистрирован в качестве юридического лица и информация о нем содержится в ЕГРЮЛ.
В указанных целях организация может предпринять следующие действия:
а) запросить у контрагента копию свидетельства о государственной регистрации;
б) с помощью электронного сервиса "Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента" на сайте ФНС России www.nalog.ru использовать информацию о регистрации контрагента, о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
в) проверить информацию о регистрации юридического лица на дату заключения сделки, а так же при признании соответствующих расходов, так как наличие свидетельства о регистрации не может считаться безусловным доказательством того, что на дату совершения сделки контрагент не ликвидирован.
2. Если исполнение контрагентом обязательств по договору требует наличия у него соответствующей лицензии, организации следует запросить ее копию.
Выполнение некоторых видов работ, услуг (например, строительство, проектирование, аудиторские услуги, услуги по оценке) в настоящее время не лицензируются, но для их выполнения требуются членство в саморегулируемых организациях (СРО) и наличие свидетельства о допуске к определенному виду работ. Если контрагент не является членом СРО или у него отсутствует свидетельство о допуске к работе, то расходы могут быть не приняты в целях налогообложения прибыли. Кроме того, сам договор на выполнение работ может быть признан недействительным согласно ст. 168 ГК РФ.
3. При заключении сделки необходимо проверить полномочия лиц, представляющих интересы контрагента.
Примерный перечень документов, подтверждающих полномочия представителя контрагента:
- копия приказа о приеме на работу;
- копия протокола общего собрания участников (акционеров) либо заседания совета директоров (наблюдательного совета) с решением о назначении руководителя;
- копия устава контрагента;
- копия доверенности, если документы подписывает не руководитель контрагента, а иное лицо;
- копия паспорта лица, подписывающего договор.
Копии должны быть заверены печатью контрагента и подписью заверяющего их должностного лица с расшифровкой.
4. Проверить правильность оформления договора и всех первичных документов по сделке. Ведь ненадлежащее документальное подтверждение расходов может свести на нет все усилия, связанные с проявлением должной осмотрительности.
Учитывая изложенное, выписка из ЕГРЮЛ, сформированная с использованием электронных сервисов на интернет-сайте ФНС России, не может являться единственным доказательством проверки налогоплательщиком добросовестности контрагента.
Текст настоящего письма представлен без подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 20 апреля 2015 г. N 07-15/04434
Текст письма официально опубликован не был