Определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда
от 23 апреля 2015 г. N 33-2670/2015
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Светловой С.Е.
судей Королевой Е.В. и Зиганшина И.К.
при секретаре Сокур М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Транснефть - Дальний Восток" об оспаривании решения Думы Лесозаводского городского округа по апелляционной жалобе Думы Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского районного суда от 31 декабря 2014 года, которым признано недействующим решение Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29 мая 2014 года N 139-НПА "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа" в части пункта 13.4 Приложения, установившего ставку арендной платы за использование земельных участков по видам разрешенного использования земельного участка - нефтепроводы и вспомогательные объекты (в процентах от кадастровой стоимости) в размере 100% - со дня его принятия, с Думы Лесозаводского городского округа в пользу заявителя взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения представителя ООО "Транснефть - Дальний Восток" Соколова К.В., заключение прокурора Нишоновой Ф.А. о законности судебного решения, судебная коллегия
установила:
29 мая 2014 года Думой Лесозаводского городского округа принято решение N 139-НПА "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа". Приложением к Положению утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов. Текст документа официально опубликован 4 июня 2014 года в печатном издании "Лесозаводское время", N 22 (156). Пунктом 13.4 Приложения установлено, что ставка арендной платы за использование земельных участков по видам разрешенного использования - нефтепроводы и вспомогательные объекты (в процентах от кадастровой стоимости) установлена в размере 100%. Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 13.4 Приложения, указав, что оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права общества как арендатора земельных участков Лесозаводского городского округа по договорам аренды от 24 мая 2012 N <адрес>, от 1 июля 2013 года NN, на которых расположены объекты трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Земельные участки предоставлены в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" годовой размер арендной платы в отношении таких земельных участков устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости. Просило взыскать с Думы Лесозаводского городского округа Приморского края судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Думы Лесозаводского городского округа Приморского края в судебном заседании возражал относительно заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Лесозаводского городского округа и Управления имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа.
Прокурор в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Дума Лесозаводского городского округа, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по основанию неправильного применения судом норм материального и процессуального права, принятию нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к выводу, что оспариваемое положение муниципального правового акта противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы определения арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю являются общеобязательными во всех случаях, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Применение указанного принципа экономической обоснованности исключает существенное различие ставок арендной для земель, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
В силу пункта 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, в редакции, действующей на момент рассмотрения судом спора, арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 января 2011 года N 9 утверждены ставки арендной платы в отношении таких земельных участков. Ставка арендной платы определена в рублях за квадратный метр и различается по субъектам Российской Федерации.
Учитывая основные принципы определения арендной платы, закрепленные в Постановлении Правительства РФ N 582 от 16 июля 2009 года, Минэкономразвития РФ признало на территории Приморского края экономически обоснованной ставку арендной платы в размере 0,23 рубля за квадратный метр земель, принадлежащих Российской Федерации, и переданных в аренду для размещения нефтепроводов.
Значительное отличие ставки арендной платы, установленной для земель Лесозаводского городского округа, используемых для размещения нефтепроводов от размера ставки, установленного Минэкономразвития России, свидетельствует о произвольном подходе органа местного самоуправления к определению платы за землю.
Кроме того, часть 4 статья 39.7 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ предусматривает, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На арендуемых заявителем земельных участках располагаются объекты единой трубопроводной системы федерального значения "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", частью которой является участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II).
Все функции по организации финансирования, проектирования и строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" возложены Правительством РФ на Акционерную компанию по транспорту нефти "Транснефть", как субъекта естественных монополий (распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 1737-р).
Следовательно, внесенные изменения в Земельный кодекс РФ сделали невозможным с 1 марта 2015 года установление разных ставок арендной платы для земель, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, обеспечивающих деятельность структурных предприятий АК "Транснефть" - собственников линейных объектов лишь по причине различия публичных собственников земельных участков.
Таким образом, оспариваемое заявителем положение нормативно-правового акта Лесозаводского городского округа с 1 марта 2015 года вступило в противоречие с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, суд, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, сделал обоснованный вывод, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Лесозаводского городского округа и предназначенные для нефтепроводов и вспомогательных объектов в размере 100 процентов от кадастровой стоимости, установлен без учета основных принципов определения арендной платы. Выявленное судом противоречие упомянутому выше Постановлению Правительства РФ N 582, имеющему большую юридическую силу, влечет за собой признание нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в оспариваемой части.
Вместе с тем, признавая нормативно-правовой акт недействующим в части со дня принятия, районный суд не учел разъяснения, изложенные в пункте 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись сторонами при расчете арендной платы по гражданско-правовому договору, следовательно, решение Думы Лесозаводского городского округа от 29 мая 2014 года N 139-НПА подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с органа местного самоуправления в пользу заявителя понесенных судебных расходов со ссылкой на положения пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ судебная коллегия признаёт несостоятельным в силу следующего.
Налоговым кодексом РФ правила распределения судебных расходов не регулируются.
Распределение судебных расходов производится судом по правилам главы 7 "Судебные расходы" Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Возможность освобождения ответчика от уплаты судебных расходов, понесенных истцом, выигравшим судебный спор, главой 7 Гражданского процессуального кодекса РФ не предусмотрена.
Поскольку ООО "Транснефть - Дальний Восток", в пользу которого состоялось решение суда, понесло расходы в связи с обращением в суд (... руб. госпошлина), суд обоснованно взыскал их с заинтересованного лица.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лесозаводского районного суда от 31 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, указав, что пункт 13.4 Приложения к решению Думы Лесозаводского городского округа Приморского края от 29 мая 2014 года N 139-НПА "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Лесозаводского городского округа" признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 апреля 2015 г. N 33-2670/2015
Текст определения официально опубликован не был
Текст определения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)