Решение Ленинского районного суда г. Владивостока
от 1 июля 2015 г. N 2-4085/2015
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Ундольской Ю.В.,
при секретаре Ли А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
представителя администрации <адрес>, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования по доверенности ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным абзац 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории,
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением, указав, что его сын, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, по адресу регистрации не проживает, фактически проживает совместно с ним (заявителем) по адресу: <адрес>. Однако, ни он, ни его сын не имеют постоянной, либо временной регистрации по городу Владивостоку. Вместе с тем, каждому ребенку гарантировано право на образование независимо от места жительства.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>" с заявлением о постановке на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> отказало в предоставлении муниципальной услуги, сославшись на пункт 2.16 Регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее Регламент), разъяснив, что для регистрации ребенка в единой электронной базе данных о детях, нуждающихся в получении мест в МДОУ, необходимо предоставить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории <адрес>. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку, отсутствие регистрации не может служить основанием для отказа в постановке на очередь, так как, законом допускается не регистрироваться гражданам РФ по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в ином населенном пункте того же субъекта РФ.
Просил признать незаконным абзац 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, а также отказ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> в предоставлении муниципальной услуги о постановке на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад), обязать Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> осуществить постановку на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад), которое закреплено за адресом: <адрес>, его сына, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, со дня обращения с заявлением о постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом было выделено в отдельное производство требование ФИО2 о признании незаконным отказ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> в предоставлении муниципальной услуги о постановке на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад), обязать Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> осуществить постановку на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад), которое закреплено за адресом: <адрес>, его сына, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, со дня обращения с заявлением о постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящем судебном заседании рассматриваются требования заявителя о признании незаконным положений нормативного акта - абзац 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.
Представитель заинтересованных лиц с требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что оспариваемая норма не противоречит закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Само по себе отсутствие регистрации на территории <адрес> не позволяет администрации города установить факт проживания ребенка по соответствующему адресу в рамках закрепленной за дошкольным образовательным учреждением территории. Просила отказать в удовлетворении заваленных требований.
Прокурор в судебном заседании пояснила, что заявленные требования являются необоснованными, оспариваемые положения нормативно-правового акта не противоречат ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В связи с чем, в удовлетворении заваленных требований просила отказать.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеются подтверждающие документы в материалах дела, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявлений или ходатайств об отложении дела слушанием или рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.
В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 Гражданско-процессуального кодекса РФ, неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
С учетом мнения сторон, а также, учитывая положения ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом, расценив его неявку как нежелание лично реализовывать свои процессуальные права, предусмотренные нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено и следует из материалов дела, заявитель ФИО2 имеет несовершеннолетнего сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-ВС N от ДД.ММ.ГГГГ г., выданное Отделом ЗАГС по <адрес> администрации <адрес>).
ФИО2, его сын ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>" с заявлением о постановке на учет в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад) его несовершеннолетнего сына.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> отказало в предоставлении муниципальной услуги, сославшись на пункт 2.16 Регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее Регламент), разъяснив, что для регистрации ребенка в единой электронной базе данных о детях, нуждающихся в получении мест в МДОУ, необходимо предоставить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории <адрес>.
Заявитель обращаясь с данным заявлением, ссылается на то, что положения абзаца 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, является незаконным, поскольку, противоречит закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Вместе с тем, суд находит данные доводы заявителя не заслуживающими внимания и приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого положения нормативно-правового акта незаконным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Более того, аналогичные условия установлены пунктом 16 Правил регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания граждан не позволяет администрации <адрес> установить факт проживания ребенка по соответствующему адресу в рамках закрепленной за дошкольным образовательным учреждением территории, в связи с чем, прием детей при отсутствии подтверждающих документов нарушает пункт 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования и права лиц, имеющих соответствующую регистрацию по месту жительства или месту пребывания, а также не соответствует принципу обеспечения территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня, установленному Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ согласно части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 293.
В соответствии с пунктом 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования правила, приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Муниципальные образовательные организации <адрес>, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, закреплены за территориями Владивостокского городского округа постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8141.
В соответствии с пунктом 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Указанная норма предполагает обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.
Пункт 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования предусматривает предоставление для приема в образовательную организацию в том числе свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
Вместе с тем, заявителем доказательств установления факта проживания на территории <адрес> представлено не было.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что абзац 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, не противоречит закону, поскольку принят во исполнение пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания указанной нормы незаконной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным абзац 4 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1598 (ред. от 08.08.2014) в части предоставления свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <адрес> суда <адрес> |
Ю.В. Ундольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 1 июля 2015 г. N 2-4085/2015
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Ленинского районного суда г. Владивостока в Internet (http://leninsky.prm.sudrf.ru)