При реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах между налогоплательщиками и должностными лицами налоговыми органами возникают различные разногласия - налоговые споры.
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров.
К форме жалобы (апелляционной жалобы) Налоговый кодекс Российской Федерации предъявляет следующие требования: жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
В случаях, когда жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание, вышестоящий налоговый орган вправе оставить такую жалобу без рассмотрения.
Подпись - это реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного лица.
Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
В соответствии с положениями закона "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Квалифицированная электронная подпись используется только с сертификатом ключа проверки электронной подписи, созданным аккредитованным удостоверяющим центром.
Налоговый кодекс Российской Федерации не обязывает представлять жалобу (апелляционную жалобу) исключительно только на бумажном носителе.
Учитывая развитие электронных сервисов и исходя из практики досудебного урегулирования налоговых споров, не исключена возможность направления жалоб в вышестоящий налоговый орган в электронном виде.
Таким образом, жалоба (апелляционная жалоба) в случае ее представления в электронном виде должна быть подписана квалифицированной электронной подписью. Только в этом случае жалоба (апелляционная жалоба) в электронной форме признается равнозначной жалобе (апелляционной жалобе) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью.
При отсутствии такового подтверждения необходимо подкрепить факт представления жалобы надлежащим лицом путем её представления на бумажном носителе за подписью лица её подавшего (или его представителя) в соответствии с порядком, предусмотренным главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Напоминаем, что в случае подачи жалобы уполномоченным представителем заявителя, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пресс-релиз Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 29 сентября 2015 г. "Возможно ли направить жалобу в электронной форме?"
Текст пресс-релиза официально опубликован не был
Текст пресс-релиза размещен на сайте УФНС России по Приморскому краю в Internet (http://www.nalog.ru)