Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 22 декабря 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 10 марта 2017 года об отказе в продлении Пугачевой Соне Михайловне статуса вынужденного переселенца, обязав Министерство внутренних дел по Республике Татарстан рассмотреть заявление о продлении статуса по существу.
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Пугачева С.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства внутренних дел (далее - МВД) по Республике Татарстан об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
В обоснование требований указала, что в 2000 году она с членами своей семьи, состоящей из 4 человек, приняты миграционным органом на учет в качестве вынужденных переселенцев, впоследствии действие их статуса ежегодно продлевалось.
В феврале 2017 года Пугачева С.М. в очередной раз обратилась с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, однако решением МВД по Республике Татарстан от 10 марта 2017 года ей в этом отказано по мотиву того, что член ее семьи имеет в собственности жилое помещение.
Пугачева С.М. полагала такое решение незаконным, поскольку с момента предоставления статуса вынужденных переселенцев ее жилищные условия не менялись. При этом всем членам ее семьи такой статус был продлен.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Татарстан просит об отмене решения, указывая на отсутствие правовых оснований для продления Пугачевой С.М. статуса вынужденного переселенца, поскольку член ее семьи - зять Шакмаев Ю.Р. имеет в собственности жилое помещение.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Пугачева С.М. и члены ее семьи с 21 февраля 2000 года имеют статус вынужденных переселенцев, впоследствии действие этого статуса ежегодно продлевалось.
21 февраля 2017 года Пугачева С.М. вновь обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, однако решением от 10 марта 2017 года ей в этом отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах". Отказ мотивирован тем, что член ее семьи имеет в собственности жилое помещение. При этом остальным членам семьи Пугачевой С.М. срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 21 февраля 2018 года.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
То есть статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, и для продления срока действия этого статуса требуется наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
При этом пунктом 5 (введенным в действие Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N467-ФЗ с 10 января 2016 года) статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах" предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной вы
платы на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Судом первой инстанции установлено, что административный ответчик свое решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца обосновал тем, что зять Пугачевой С.М. является собственником жилого помещения.
Часть 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах" определяет понятие члена семьи вынужденного переселенца - это проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Поскольку МВД по Республике Татарстан не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт совместного проживания административного истца с Шакмаевым Ю.Р. и ведения с ним общего хозяйства, судом первой инстанции правомерно принято решение об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения МВД по Республике Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению изложенной административным ответчиком в суде первой инстанции позиции и не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, поэтому в удовлетворении административного иска в части возложения обязанности продлить статус вынужденного переселенца судом первой инстанции правомерно отказано. В этой части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 22 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.