Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи: Аврамиди Т.С,
судей: Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре: Гаран О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по иску Кислинг Лейли Ризаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о признании незаконными и отмене решений, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда Республики Крым от 11 декабря 2017года,
установила:
Кислинг Л.Р. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконными и отмене решений N 26129/16 от 14.04.2016 и N279737/17/2 от 16.08.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 N400-ФЗ "О страховых пенсиях";
-обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы:
- с 01.01.1991 по 13.10.1993 и с 02.09.1994 по 19.08.1999 в должности логопеда СШ N 6 г.Чкаловска Республики Таджикистан;
- с 01.09.2000 по 31.08.2001 в должности учителя - логопеда МКОУ "Школа - интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области;
- с 01.10.2002 по 27.04.2003 и с 29.04.2003 по 30.08.2009 в должности учителя - логопеда МДОУ детский сад N "Сказка" комбинированного вида города Гвардейска (Россия);
- с 20.09.2010 по 28.09.2012 в должности учителя - дефектолога Дошкольного учебного учреждения комбинированного типа ясли-сад N56 "Ландыш" г.Симферополя;
- с 01.10.2012 по 12.05.2015 в должности учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N78 "Колокольчик" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
- с 13.05.2015 по 16.08.2017 в должности учителя - логопеда Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Информационно - методический центр" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
- обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со 02.05.2017.
Требования мотивированы тем, что 19.01.2016г. истец обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа (10 лет 10 месяцев 10 день.), при требуемом стаже не менее 25 лет. При повторном обращении 02.05.2017 года, решением N279737/17/2 от 16.08.2017 также было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа (13 лет 8 месяцев 21 день). С данными решениями истец не согласна, полагает, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет. Просила признать незаконными решения в части не включения вышеуказанных периодов, так как нарушаются её права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными и отменены решения N 26129/16 от 14.04.2016 и N279737/17/2 от 16.08.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым обязано включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы:
- с 01.01.1991 по 13.10.1993 и с 02.09.1994 по 19.08.1999 в должности логопеда СШ N 6 г.Чкаловска Республики Таджикистан;
- 06.02.2006 по 10.02.2006, с 13.02.2006 по 17.02. 2006, с 20.02.2006 по 27.02.2006 курсы повышения квалификации в период работы в должности учителя - логопеда МДОУ детский сад N "Сказка" комбинированного вида города Гвардейска (Россия);
- с 22.11.2010 по 03.12.2010 курсы повышения квалификации в период работы в должности учителя - дефектолога Дошкольного учебного учреждения комбинированного типа ясли - сад N56 "Ландыш" г.Симферополя;
- с 01.10.2012 по 13.04.2014, с 26.04.2014 по 31.12.2014 в должности учителя - логопеда МБДОУ "детский сад комбинированного вида N78 "Колокольчик" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; с 14.04.2014 по 25.04.2014 - курсы повышения квалификации.
- с 13.05.2015 по 16.08.2017 в должности учителя - логопеда Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Информационно - методический центр" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым обязано назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 N- ФЗ "О страховых пенсиях" с 02 мая 2017 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Требования мотивированы тем, что назначить Кислинг Л.Р. пенсию по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Закона N400-ФЗ нет законных оснований, так как специальный стаж работы составил 13 лет 8 месяцев 21 день.
В возражениях на апелляционную жалобу Кислинг Л.Р. считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Ответчик в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав истца и его представителя, доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Как усматривается из материалов дела, 19.01.2016 Кислинг Л.Р. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 N- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления N26129/16 от 14.04.2016 Кислинг Л.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, который на дату обращения составил 10 лет 10 месяцев 10 дней при требуемом стаже не менее 25 лет.
При повторном обращении в Управление и предоставлении дополнительных документов решением Управления N279737/17/2 от 16.08.2017 Кислинг Л.Р. также было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа, который на дату обращения составил 13 лет 8 месяцев 21 день, при требуемом стаже не менее 25 лет.
Так, Кислинг Л.Р. в период с 01.08.1987 по 19.08.1999 работала в СШ N 6 г.Чкаловска Республики Таджикистан.
В стаж работы дающей право на назначение досрочной пенсии по старости решением N26129/16 от 14.04.2016 был включен период работы с 01.08.1987 по 23.06.1993, с 02.09.1994 по 19.08.1999 - учитель начальных классов, логопед СШ N6 г.Чкаловск.
В расчет специального стажа не вошел период с 24.06.1993 по 01.09.1994, со ссылкой на постановление Правительства РФ N "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением N279737/17/2 от 16.08.2017 в расчет специального стажа включен период с 01.08.1987 по 31.12.1990 - учитель начальных классов, логопед СШ N 6 г.Чкаловска Республики Таджикистан.
В расчет специального стажа не были включены периоды:
- 01.01.1991 по 13.10.1993 и с 02.09.1994 по 19.08.1999 в должности логопеда СШN 6 г.Чкаловска Республики Таджикистан, со ссылкой на Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", так как не представлено подтверждение компетентными органами государства Таджикистан указанного периода;
- период с 14.10.1993 по 01.09.1994 - не подлежит включению в специальный стаж согласно Постановлению Правительства РФ N516 "Об утверждении Правил исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - отпуск по уходу за ребенком.
В период с 01.09.2000 по 31.08.2001 Кислинг Л.Р. работала в должности учителя -логопеда МКОУ "Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области".
Решением N279737/17/2 от 16.08.2017 указанный период включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и составил 1 год.
В период с 01.10.2002 по 30.08.2009 Кислинг Л.Р. работала в должности учителя - логопеда МДОУ детский сад N "Сказка" комбинированного вида города Гвардейска (Россия).
Решением Управления N279737/17/2 от 16.08.2017 в расчет специального стажа включен период с 01.10.2002 по 27.04.2003, с 29.04.2003 по 05.02.2006, с 11.02.2006 по 12.02.2006, с 18.02.2006 по 19.02.2006, с 28.02.2006 по 30.09.2009.
Исключен из расчета специального и общего стажа период работы с 28.04.2003 по 28.04.2003 - учитель - логопед МДОУ детский сад N3 "Сказка" комбинированного вида г.Гвардейска Калининградской области, так как согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует указание работа на полную ставку.
В расчет специального стажа не включен период с 06.02.2006 по 10.02.2006, с 13.02.2006 по 17.02.2006, с 20.02.2006 по 27.02.2006 - курсы повышения квалификации.
В период с 20.09.2010 по 28.09.2012 Кислинг Л.Р. работала в должности учителя - дефектолога Дошкольного учебного учреждения комбинированного типа ясли- сад N56 "Ландыш" г.Симферополя.
Решением Управления N279737/17/2 от 16.08.2017 в расчет специального стажа включен период с 20.09.2010 по 21.11.2010, с 04.12.2010 по 28.09.2012.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не был включен период нахождения с 22.11.2010 по 03.12.2010 на курсах повышения квалификации.
В период с 01.10.2012 по 12.05.2015 Кислинг Л.Р. работала в должности учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N78 "Колокольчик" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Управления N279737/17/2 от 16.08.2017 в расчет специального стажа включен период с 01.01.2015 по 12.05.2015 - учитель - логопед МДОУ N "Колокольчик" комбинированного вида г.Симферополя.
В расчет специального стажа не был включен период с 01.10.2012 по 13.04.2014, с 26.04.2014 по 31.12.2014, так как согласно документальной проверке первичных документов учреждения, количество часов учебной нагрузки в неделю не подтверждено.
С 13.05.2015 по 16.08.2017 Кислинг Л.Р. работала в должности учителя-логопеда Муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Информационно - методический центр" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Управления N279737/17/2 от 16.08.2017 указанный период также включен не был, поскольку списком наименований учреждений дополнительного образования должность "учитель-логопед" не поименована.
Суд первой инстанции, частично удовлетворил исковые требования, с выводами которого соглашается судебная коллегия исходя из следующего.
Установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, в зависимости от образовательного учреждения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Данное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" имеют учителя-логопеды, логопеды, учителя-дефектологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, включая детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли); в учреждения социального обслуживания, включая детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
В Списке профессий должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 поименованы должности, в числе которых учитель-логопед, учитель-дефектолог, логопед и учреждения, в числе которых детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 поименованы должности, в числе которых учитель-логопед, учитель-дефектолог, логопед и учреждения, в числе которых детский дом-интернат для умственно отсталых.
С 26.08.1988 по 19.08.1999 истец работала логопедом СШ N6 г. Чкаловск (Таджикистан), из которого периоды работы с 01.01.1991 по 13.10.1993 и со 02.09.1994 по 19.08.1999 не включены ответчиком в специальный стаж.
В апелляционной жалобе ответчик, отказывая во включении в специальный стаж периодов работы, имевших место до 19.08.1999, ссылается на нормы, регулирующие правила подсчета стажа после 01.01.2002.
Россия и Таджикистан являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 Указанное Соглашение относится к числу международных договоров согласно Распоряжению Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-республик бывшего СССР".
Соглашение от 13.03.1992 распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан (статья 5). Необходимые документы принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11). Органы в государствах - участниках Соглашения сотрудничают друг с другом (статья 8).
Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 N99р утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР. Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Требования об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение касается периода работы после 01.01.2002.
Решением ответчика N 26129/16 от 14.04.2016 периоды работы с 01.01.1991 по 23.06.1993 и с 02.09.1994 по 19.08.1999 включены в стернальный стаж.
С 01.10.2002 по 30.08.2009 истец работала учителем-логопедом в МДОУ детский сад N3 "Сказка" комбинированного вида 2 категории города Гвардейска (Россия), из которого периоды работы с 06.02.2006 по 10.02.2006, с 13.02.2006 по 17.02.2006, с 20.02.2006 по 27.02.2006 не включены в специальный стаж.
Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В эти периоды истец находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, так как повышение квалификации является обязательным в силу моей профессии и занимаемой должности, предписано должностной инструкцией.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Обучение на курсах повышения квалификации осуществляется не по личной инициативе работников организации, а по распоряжению руководителя организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью. Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации по приказу руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж, поскольку указанный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) также указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В материалах дела находится справка работодателя о том, что в период нахождения на курсах повышения квалификации с 06.02.2006 по 10.02.2006, с 13.02.2006 по 17.02.2006. с 20.02.2006 по 27.02.2006 за истцом сохранялась средняя заработная плата, из которой удерживались страховые взносы в пенсионный фонд.
С 20.09.2010 по 28.09.2012 истец работала учителем-дефектологом ДУУ N56 "Ландыш" (г. Симферополь) по совместительству, из которого период работы с 22.11.2010 по 03.12.2010 не включен в специальный стаж.
В материалах дела находится справка работодателя о том, что в период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.11.2010 по 03.12.2010 за истцом сохранялась средняя заработная плата, из которой удерживались страховые взносы в пенсионный фонд.
С 01.10.2012 по 12.05.2015 истец работала учителем-логопедом ДУУ N78 "Колокольчик" (г. Симферополь) на 1,5 ставки, из которого не включены в специальный стаж периоды работы:
- с 14.04.2014 по 25.04.2014 - в материалах дела находится справка работодателя о том, что в период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.04.2014 по 25.04.2014 за истцом сохранялась средняя заработная плата, из которой удерживались страховые взносы в пенсионный фонд;
- с 01.10.2012 по 13.04.2014 и с 26.04.2014 по 31.12.2014 - ответчик ссылается на то, что в этот период не выполнены нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Этот вывод ответчика противоречит документальным доказательствам, а именно приказу работодателя от 25.09.2012 N289 "О принятии на работу Кислинг Л.Р." на должность учителя-логопеда с 01.10.2012 на 1,5 ставки, приказам работодателя о распределении нагрузки педагогическим работникам за 2012-2015 года, трудовому договору от 01.01.2015 N23 (дата начала работы - 01.10.2012) и штатным расписаниям, а также справке работодателя, уточняющей условия труда. Согласно перечисленным документам истец выполняла нормы рабочего времени (30 часов в неделю), установленную за 1,5 ставки заработной платы (должностного оклада).
Между тем, в соответствии с действующим в спорный период законодательством в стаж работы, дающей право на льготную пенсию, включались периоды работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с запросами групп депутатов Государственном Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, новое правовое регулирование по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С 13.05.2015 по день принятия обжалуемого решения истец работает учителем-логопедом в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (с начала приема на работу 36 часов в неделю, с ноября 2016 года - 20 часов в неделю).
Так, ответчик ошибочно считает, что занимаемая истцом должность не поименована в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781.
Должность учитель-логопед указана в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N781.
Указанная должность относится к педагогическим работникам согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N678.
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N1601).
Информационно-методический центр (далее - ИМЦ) имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Помимо выполнения ИМЦ функций учреждения дополнительного профессионального образования (статья 76 ФЗ от 29.12.2012 N273-Ф3 "Об образовании в РФ"), в составе ИМЦ действует Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), не относящаяся к дополнительному профессиональному образованию, а касающаяся в целом диагностики и организации образовательной деятельности для детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии, отклонениями в поведении.
Несмотря на то, что фактически истец входит в состав ТПМПК при ИМЦ, в ИМЦ не было создано структурного подразделения ТПМПК и место работы истца было определено трудовым договором как учитель-логопед ИМЦ (без указания ТПМПК). Об этом свидетельствуют приказ ИМЦ от 13.05.2015 N37-К о приеме на работу, а также запись в трудовой книжке истца. При этом в должностной инструкцией учителя-логопеда (утверждена 14.05.2015) место работы истца определено как ТПМПК при ИМЦ.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 N1082.
Согласно пункту 2 указанного Положения ПМПК создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого- медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Согласно пункту 4 этого же Положения в состав ПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Порядок организации деятельности, состав и график заседаний ТПМПК при ИМИ утвержден приказом ИМЦ от 26.01.2015 N8.
При этом в Уставе ИМЦ не было определено такого вида деятельности как оказание психолого-медико-педагогической помощи. Однако Постановлением Администрации города Симферополя от 28.03.2017 за N772 внесены изменения в Устав ИМЦ в части создания и функционирования постоянно действующей ТПМПК в составе ИМЦ и выполнения ИМЦ функций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
После внесенных изменений в Устав ИМЦ Управление образования Администрации города Симферополя издало ряд приказов, регулирующих деятельность ТПМПК при ИМЦ (от 31.05.2017 N439, от 31.05.2017 N639).
ТПМПК находится в системе образования и реализует консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09.2015 N661н, зарегистрированным в Минюсте РФ 25.12.2015 под N40284, установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях.
В частности, этим приказом установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Как усматривается из должностной инструкция учителя-логопеда, графики работы, отчетов о работе учителя-логопеда, анализа деятельности ТПМПК при ИМЦ за 2015 год и за 2016/2017 учебный год, положения ТПМПК при ИМЦ, а также свидетельских показаний заведующей ТПМПК при ИМЦ ФИО8 деятельность образовательной организации ИМЦ по оказанию детям психолого-педагогической медико-социальной помощи осуществлялась всегда.
Деятельность ИМЦ охватывало:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- оказание детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, оказывающих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, пр.
Ранее осуществление ИМЦ этих функций были определены приказом ИМЦ от 26.01.2015 N8, с марта 2017 года - закреплены Уставом.
Таким образом, работа истца в должности учителя-логопеда (пункт 1 раздела "Наименование должностей" Списка N781 выполнялась в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи (пункт 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка N781).
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, буквальное несовпадение наименования учреждения не может являться препятствием истцу в реализации законного права на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что общая продолжительность специального стажа истца составляет 26 года 0 месяцев 25 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет.
Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
определила:
Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополь по Республике Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.