Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Горновой М.В.
Судей Целищева А.А, Смирновой Ю.А.
При секретаре Н.Д.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Целищева А.А. дело по апелляционной жалобе с дополнениями ОАО "Российские железные дороги" на решение МЕЩАНСКОГО районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года, которым постановлено:
"Иск Костромского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу оснастить здание станции Лопарево (пост ЭЦ) Северной железной дороги - информационной мнемосхемой, отображающей информацию в помещениях в здании вокзала, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025м.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб."
УСТАНОВИЛА:
Костромской транспортный прокурор Северо- Западной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") об обязании совершить определенные действия, в котором просил:
- Признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" по оснащению здания станции Лопарево (пост ЭЦ) Вологодской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения дирекция до эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" расположенного по адресу: Костромская область, Галичский район, станция Лопарево (пост ЭЦ) информационной мнемосхемой (тактильная схема движения),а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025 м, на основных путях движения в здании, в соответствии с СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
- Обязать ОАО "Российские железные дороги" устранить нарушения законодательства об обеспечении доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями и оснастить здание станции Лопарево (пост ЭЦ) Вологодской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенное по адресу: ***, станция Лопарево (пост ЭЦ) информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешающей основному потоку посетителей, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025 м, на основных путях движения в здании, в соответствии с СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
- Установить срок для исполнения требований прокурора - 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, мотивируя свои требования тем, что Костромской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав пассажиров на железнодорожном транспорте в части обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.
В ходе проверки было установлено, что в зале ожидания станции Лопарево (пост ЭЦ) В ологодской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенной по адресу: Костромская область, Галичский район, станция Лопарево (пост ЭЦ), вопреки требованиям действующего законодательства, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
ПредставительКостромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры -в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ОАО "РЖД" в судебное заседание суда первой явился, возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушениями норм материального права, просит ОАО "РЖД" по доводам своей апелляционной жалобы с дополнениями.
Представитель Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры -в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика- ОАО "РЖД", действующая на основании доверенности Гуляева О.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы с дополнениями поддержала.
Проверив материалы дела,выслушав объяснения явившегося лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.ч 1-4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
4. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
При рассмотрении настоящего дела нарушений, перечисленных в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущено не было.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"- железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"- инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
По ст. ст. 4, 7, 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", если законами или установленным ими порядком предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующей этим требованиям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела- при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав пассажиров на железнодорожном транспорте в части доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями Костромским транспортным прокурором Северо-Западной транспортной прокуратуры установлено, что в зале ожидания станции Лопарево (пост ЭЦ) В ологодской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенной по адресу: *** (пост ЭЦ), вопреки требованиям действующего законодательства, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, применяя при этом положения ФЗ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 210 ГК РФ -суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие тактильных наземных указателей, тактильного покрытия, а также отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), создает опасность для жизни и здоровья пассажиров - инвалидов по зрению.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргументы апелляционной жалобы ответчика о том, что прокурором не предоставлено доказательств того, что ОАО "РЖД" нарушены права неопределенного круга лиц и спорное здание не доступно для лиц с ограниченными возможностями, рано как и того, что в результате возложения на ответчика обязанности оборудовать помещение функционально- планировочными элементами нарушенные права будут восстановлены и не будут нарушены права и возможности других групп населения, судебная коллегия отклоняет.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" -организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Объекты транспортной инфраструктуры, согласно положения ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
По п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, в число которых, в соответствии с п. 41 указанного перечня, отнесен СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". ("СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 N 605,введен в действие с 01.01.2013).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.
Среди этих принципов- полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Пунктом 1.2. СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
На основании п. 7.1.8 СП "СП 59.13330.2012" при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Из материалов дела следует, что в зале ожидания здания станции Лопарево (пост ЭЦ) В ологодской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенной по адресу: *** (пост ЭЦ), отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения вздании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Следовательно, ОАО "РЖД" допущено нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспорта, выразившееся в отсутствии отображающей информацию о помещениях в здании вокзала информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Суждения апеллянта о том, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при строительстве новых либо реконструкции старых объектов транспортной инфраструктуры, тогда как здание станции Лопарево (ЭЦ) Вологодской дистанции гражданских сооружений- структурное подразделение дирекция по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги- филиала ОАО "РЖД" построена до введения в действие нормативных актов о защите прав маломобильных граждан,вследствие чего их применение в рассматриваемом случае недопустимо - неправомерны и не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Ответчик не представил суду доказательств того, что зал ожидания станции Лопарево (ЭЦ) Вологодской дистанции гражданских сооружений- структурное подразделение дирекция по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги- филиала ОАО "РЖД" невозможно приспособить для нужд инвалидов путем обустройства его информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании- тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.