СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Ушаковой Л.В,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Жилина В.В. по доверенности Колтыриной Л.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2018 года, по которому
в иске Жилину В.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми, УКСНЭР ФСИН России о признании недействительным решения комиссии ФСИН России от 22 сентября 2016 года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения истца Жилина В.В, его представителя Колтыриной Л.И, представителя ФСИН России и УФСИН по РК Мартыновой Л.М, представителя ФКУ ЖКУ УФСИН России по РК Усачевой Н.Е, третьего лица Жилиной М.В, судебная коллегия
установила:
Жилин В.В обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ ЖКУ УФСИН России по РК, УКСНЭР ФСИН России о признании недействительным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, оформленного протоколом N 72 от 22.09.2016, признании права на получение данной выплаты и обязании ответчиков поставить на учет на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения с даты подачи рапорта - 03.03.2014.
В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков с иском не согласился в полном объеме.
Ответчик УКСНЭР ФСИН России своего представителя в суд не направил, был извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Третье лицо Жилина М.В. требования истца поддержала.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель истца по доверенности, считая, незаконным решение суда в связи с рассмотрением дела в отсутствие правовой позиции ответчика УКСНЭР ФСИН России.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что Жилин В.В. работал в ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 3" и был уволен по сокращению штатов приказом от 05.11.2015. На день увольнения стаж службы заявителя в календарном исчислении составил 20 лет 09 месяцев 28 дней.
В период службы, 03 марта 2014 года Жилин В.В обратился в с рапортом в комиссию ГУФСИН России по Республике Коми на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека: супруга Жилина М.В, сын Жилин И.В, "Дата обезличена" года рождения, и сын Жилин Д.В, "Дата обезличена" года рождения.
24 марта 2014 года решением комиссии ГУФСИН России по Республике Коми за Жилиным В.В. было признано право на получение единовременной социальной выплаты, и был произведен расчет выплаты в размере 1 588 728 рублей.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения от 22.09.2016 по протоколу N 72, Жилину В.В. было отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 за N 369, а именно не представлены документы о месте пребывания детей с момента рождения и по 19.03.2013.
При рассмотрении дела в суде, истцом представлены документы о посещении детей Жилина И. и Жилина Д. детского сада в селе Шошка Княжпогостского района с 2002 по 2013 годы, обучении в средней общеобразовательной школе с.Шошка, о временной регистрации детей по адресу: с "Адрес обезличен", с 2007 по 2013 годы.
Указанные документы при обращении с рапортом 3 марта 2014 года не предоставлялись, что истцом не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, с учетом, установленных по делу обстоятельств, положений Федерального закона N 283-ФЗ, п.5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 исходил из того, что решение ФСИН России от 22.09.2016 N 72 об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья основано на положениях действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
При этом обязанность по предоставлению документов, указанных в Правилах от 24.04.2013 N 369 возлагается на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник - истец несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов.
Поскольку действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Учитывая, что истцом при обращении с рапортом 3 марта 2014 года не были представлены все, требуемые п. 5 Правил N 369 документы, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда вынесено без учета правовой позиции по делу ответчика УКСНЭР ФСИН России, судебная коллегия отклоняет в силу его несостоятельности, поскольку данный ответчик был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, а в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда по существу предъявленных исковых требований в апелляционной жалобе не оспариваются.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.