Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Кабировой Л.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан к Расухаджиеву У.А. об установлении административного надзора, по апелляционной жалобе Расухаджиева У.А, апелляционному представлению прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан Аминева Р.Р. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Расухаджиева У.А.
В обоснование иска указал, что Расухаджиев У.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан. Осужден 08 декабря 2014 года приговором Ленинского районного суда г.Магнитогорска по пункту "г" части 2 статьи 161, пункту "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; подлежит освобождению дата в связи с отбытием срока наказания. После освобождения намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: адрес.
В связи с наличием в действиях Расухаджиева У.А. опасного рецидива, просил установить административный надзор сроком на 8 лет, установив следующие ограничения: запретить пребывание к местах распития алкогольных напитков, запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запретить пребывание вне места жительства в период с 22.00 до 07.00 час, запретить выезд за пределы места регистрации без разрешения ОП, обязать являться на регистрацию в ОП четыре раза в месяц.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2017 года постановлено:
Установить в отношении Расухаджиева У.А, дата года рождения, проживающего по адресу: адрес отбывающего наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан, - административный надзор сроком на 8 лет, установив следующие ограничения: запретить пребывание в местах распития алкогольных напитков, запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запретить пребывание вне места жительства в период с 22.00 до 07.00 час, запретить выезд за пределы места регистрации без разрешения ОП, обязать являться на регистрацию в ОП два раза в месяц.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В апелляционной жалобе Расухаджиев У.А. просит решение отменить, так как на основании Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается на срок от 1 до 3 лет, однако в отношении него установлен на 8 лет. Кроме того, указывает, что официально трудоустроен, имеет поощрения, злостным нарушителем отбывания наказания признан не был.
В апелляционном представлении прокурор Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан Аминев Р.Р. просит решение отменить в части исчисления срока административного надзора.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего гражданина, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывающего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части 1 настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении лица, совершившего: тяжкое или особо тяжкое преступление; преступление при рецидиве преступлений; умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как усматривается из материалов дела, Расухаджиев У.А. осужден дата приговором Ленинского районного суда г.Магнитогорска по пункту "г" части 2 статьи 161, пункту "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Подлежит освобождению дата, в связи с отбытием срока наказания.
В соответствии с требованиями статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, деяния, предусмотренные пунктом "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к категории тяжких преступлений.
В период отбывания наказания поведение Расухаджиева У.А. было нестабильным, в связи с чем он 25 раз подвергался взысканиям, 19 из которых не снято и не погашено. Характеризуется по месту отбывания наказания отрицательно, в связи с нарушением правил внутреннего распорядка неоднократно водворялся в штрафной изолятор.
Как следует из приговора Ленинского районного суда г.Магнитогорска от 08 декабря 2014 года, в действиях Расухаджиева У.А. усматривается опасный рецидив преступлений.
Установив, что Расухаджиев У.А. был осужден за совершение преступления при опасном рецидиве, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления административного надзора на срок погашения судимости - 8 лет.
С учетом характера совершенного преступления, суд первой инстанции правомерно установилРасухаджиеву У.А. административные ограничения в виде ограничения пребывания в местах распития алкогольных напитков, запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета пребывания вне места жительства в период с 22.00 до 07.00 час, запрета выезд за пределы места регистрации без разрешения ОП, обязании являться на регистрацию в ОП два раза в месяц.
Доводы жалобы о несогласии со сроком установления административного надзора, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Следовательно, срок административного надзора в силу императивной нормы пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ, обоснованно установлен на срок 8 лет.
Вместе с тем, судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения суда в части исчисления срока административного надзора, указав на исчисление срока административного надзора со дня постановки на учете в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, поскольку из содержания пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следует, что срок административного надзора в отношении вышеуказанных лиц исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2017 года изменить в части исчисления срока административного надзора, указав на исчисление срока административного надзора в отношении Расухаджиева У.А. - со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Расухаджиева У.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Ибрагимова Ф.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.