Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В.
с участием прокурора Лазаревой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-799/2018 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
По состоянию на 01 января 2017 года в пункт *** оспариваемого перечня включено здание с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***; в пункт *** включено здание с кадастровым номером ***по адресу: г. Москва, ***; в пункт *** включено здание с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***.
По состоянию на 01 января 2018 года указанные здания также включены в оспариваемое постановление под номерами *** соответственно.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части указанного нормативного правового акта, с учетом уточнения заявленных требований просил признать недействующими пункты ***, ***, *** приложения 1 к оспариваемому постановлению с 01 января 2017 года; пункты *** - с 01 января 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что три здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования которого определен как "эксплуатация зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров"; данный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов или объектов общественного питания; кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из отнесения участка к группе 1.2.9 "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения"; здание по адресу: г. Москва, *** является производственным корпусом и согласно акту Госинспекции по недвижимости используется под склад, не связанный с торговлей; иные здания по данным актов Госинспекции по недвижимости используются как проходные на предприятие, то есть для размещения сотрудников контрольно-пропускной службы; согласно актам Госинспекции по недвижимости ни одно из зданий не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца С. Н.К. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы Б.К.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Судом установлено, что административный истец на основании свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 10.04.1998г, плана приватизации Московского торгово-производственного объединения оптовой торговли сахаром от 10.07.1993г. является собственником следующих нежилых зданий: здания площадью 42 367,1 кв.м. по адресу: г. Москва, ***; здания площадью 11,6 кв.м. по адресу: г. Москва, ***; здания площадью 14,2 кв.м. по адресу: г. Москва, ***, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.99, 101, 102 т.1).
Согласно данным технических паспортов и экспликаций указанные выше здания числятся как производственные корпуса (л.д.104-106-126, т.1).
Здания административного истца включены в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2017 года (пункты ***, ***, ***) и по состоянию на 01 января 2018 года (пункты ***).
Из пояснений представителя Правительства Москвы, данных в судебном заседании, следует, что здания включены в оспариваемый Перечень в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении такого вида имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- объект расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- объект предназначен для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке видом разрешенного использования земельного участка административного истца является "эксплуатация зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров" (л.д.185, т.1).
Как пояснил в судебном заседании представитель Правительства Москвы здания административного истца включены в оспариваемый перечень по состоянию на 01 января 2017 года, на 01 января 2018 года ввиду того, что в наименовании вида разрешенного использования земельного участка имеется словосочетание "реализация сахара и других товаров", что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о возможности использования земельного участка для размещения торговых объектов.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Установленный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания административного истца - "эксплуатация зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, что однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При изложенных обстоятельствах, решение вопроса о правомерности включения зданий административного истца в Перечень должно быть выяснено с учётом фактического использования таких объектов недвижимости.
По заявлению административного истца от 03.11.2017г. Госинспекцией по недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014г. N 257-ПП проведена проверка вида фактического использования зданий административного истца.
Согласно акту Госинспекции N 9071940/ОФИ от 15.11.2017г. здание по адресу: г. Москва, *** площадью 11,6 кв.м. является контрольно-пропускным пунктом и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (л.д.38, 46 т.1). Административным истцом в материалы дела представлены фотографии объекта, подтверждающие выводы, изложенные в акте обследования.
Согласно акту Госинспекции N 9071941/ОФИ от 15.11.2017г. здание по адресу: г. Москва, *** площадью 14,2 кв.м. представляет собой пункт охраны и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (л.д.53,61,т.1). Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотоснимками здания.
Согласно акту Госинспекции N 9071939/ОФИ от 15.11.2017г. здание по адресу: г. Москва, *** площадью 42 367,1 кв.м. используется под склад, не связанный с торговлей, фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания (л.д.97, т.1).
Таким образом, учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и фактически здания не используются для указанных выше целей, суд приходит к выводу, что рассматриваемые объекты недвижимого имущества, включенные в пункты ***, ***, *** по состоянию на 01 января 2017 года, включенные в пункты *** по состоянию на 01 января 2018 года не соответствуют критериям п. 3 ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций", вследствие чего административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление публичного акционерного общества Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты ***, ***, *** приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2018 года пункты *** приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу публичного акционерного общества Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.