Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Гончаровой О.С., Раскатовой Н.Н., при секретаре Волковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2017 года, которым постановлено:
- Исковые требования Трегубовой А.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающейся в жилом помещении, и обязании поставить на учет, удовлетворить частично.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление Трегубовой А.А. о признании нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
Трегубова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающейся в жилом помещении, и обязании поставить на учет. В обоснование своих требований истец указала, что с... года проживала по адресу:.., который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отнесен к зоне отселения (с 21 октября 2015 года - к зоне проживания с правом на отселение, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074).... года истец и ее супруг Йосипенко С.И. зарегистрированы и проживают на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, в квартире по адресу:.., собственником которого ни истец, ни ее супруг не являются, в собственности жилых помещений не имеют, ни нанимателями помещения по договору социального найма не являются.... года истец обратилась к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, согласно установленных норм Жилищного кодекса РФ для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, однако ответа на обращение истца не получено. Истец, полагая, свои права нарушенными, просила суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность о постановке ее на жилищный учет.
Истец Трегубова А.А. и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Трегубовой А.А, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, извещенного о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что Трегубова А.А. с... года проживала по адресу:.., который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отнесен к зоне отселения (с 21 октября 2015 года - к зоне проживания с правом на отселение, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074).
С... года Трегубова А.А. и ее супруг Йосипенко С.И. зарегистрированы и проживают на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, в квартире по адресу: г.., собственником которого является брат супруга истца Йосипенко В.И.
Ни истец, ни ее супруг в собственности жилых помещений не имеют, ни нанимателями помещения по договору социального найма не являются.
Трегубова А.А. обратилась к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, согласно установленных норм Жилищного кодекса РФ для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно ответа Департамента городского имущества г. Москвы от.., Трегубовой А.А. сообщено об отсутствии правовых оснований для рассмотрения вопроса о постановке в качестве участника подпрограммы.
Согласно ответа Департамента городского имущества г. Москвы от... на обращение Трегубовой А.А. по жилищному вопросу от... года, был разъяснен порядок принятия жителей г. Москвы на жилищный учет в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и порядок обращения в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП "Об утверждении регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
При этом, согласно справки Администрации города Клинцы Брянской области N... года, Трегубова А.А. за время проживания в г. Клинцы Брянской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, жилым помещением не обеспечивалась, в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (категория - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица) не участвовала и не получала социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены стороной ответчика.
Положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
С учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь приведенными положениями норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Трегубова А.А. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
При этом, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для признания Трегубовой А.А. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, она имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку ее право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах, суд признал незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы и пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Трегубовой А.А.
Суд отказал в удовлетворении требований истца о возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности о постановке ее на жилищный учет, поскольку суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, Конституции Российской Федерации).
Суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а следовательно, не может принять решение по вопросу признания истцов нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и поставке на учёт нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, вместо Департамента городского имущества г. Москвы.
Таким образом, суд счел возможным восстановить права истца путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Трегубовой А.А. о признании ее нуждающейся в жилом помещении.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна. Выводы суда основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, соответствуют представленным доказательствам, и при правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов по его реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежал применению Закон г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия признает несостоятельными.
Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете.
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, подлежат включению в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
При этом общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N29, на данную категорию не распространяется.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества города Москвы основаны на ином толковании норм материального права, не подтверждаются материалами дела, и не могут послужить основанием к отмене решения суда.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.