Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Третьяковой Н.А.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Третьяковой Н.А. к УСЗН района ЦАО г. Москвы об оспаривании распоряжений начальника Управления социальной защиты населения района Хамовники ЦАО г. Москвы, признании незаконными действий Управления социальной защиты населения района Хамовники ЦАО г. Москвы по принятию распоряжений - отказать в полном объеме,
установила:
Третьякова Н.А. обратилась в суд с иском к УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы о признании незаконным распоряжения начальника УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы от 9 октября 2014 г, на основании которого на детей: *** и *** установлена ежемесячная компенсационная выплата как детям, родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей, в связи со смертью отца - военнослужащего Р *** С.И. и о признании незаконными действий УСЗН Хамовники ЦАО г. Москвы по принятию распоряжений. В обоснование заявленных требований Третьякова Н.А. указала, что 29 сентября 2014 г. она направила заявления в УСЗН района Хамовники г. Москвы для решения вопроса о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета г. Москвы, в целях проверки оснований для получения выплат на детей: *** и *** в связи со смертью их отца, который при жизни являлся военнослужащим и погиб в мирное время при исполнении служебных обязанностей. Распоряжением начальника УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы от 9 октября 2014 г. Третьяковой Н.А. на детей: *** и *** назначены ежемесячные компенсационные выплаты, как детям лица, проходившего военную службу и погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в мирное время. Указанное распоряжение
Третьякова Н.А. считает незаконным, ссылаясь на то, что к ее заявлениям от 29 сентября 2014 г. не был приложен предусмотренный пунктом 58 Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП, документ, подтверждающий факт гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), выданный органом, в котором погибший проходил военную службу. Приложенная к заявлениям справка из военкомата, по мнению Третьяковой Н.А, не могла быть принята органом социальной защиты населения в качестве документа с места прохождения военной службы, дающего основание для назначения выплат на детей, поскольку отец *** и *** не проходил военную службу в военкомате, кроме того, в военкомате военная служба не предусмотрена. Исходя из изложенного Третьякова Н.А. считает, что по вине ответчика, принявшего решение о назначении указанных выплат, ей вменяется незаконное получение денежных средств в сумме 325 000 руб, в связи с чем она несет ответственность за необоснованное получение денежных средств, которые ей выплатили в нарушение действующего порядка без проведения надлежащей проверки документов.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции просил отказать в удовлетворении исковых требований, считая из необоснованными.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Третьякова Н.А.
Проверив материалы дела, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела не имеется.
Пунктом 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.
В целях упорядочения осуществления ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат за счет средств бюджета города Москвы постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы (далее - Положение от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП).
В пункте 2 Положения от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП приведены виды ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, в числе которых названы ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан ( подпункт "б" пункта 2 данного положения).
Подпунктом 13 пункта 47 Положения от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП (в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений) предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются
детям лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в мирное время.
Согласно абзацу первому пункта 58 Положения от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП (в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений) д етям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в мирное время ( подпункт 13 пункта 47 названного положения) ежемесячнаявыплата назначается на основании документа, подтверждающего факт гибели военнослужащего (лица, проходившего службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), выданного органом, в котором погибший проходил службу.
При разрешении спора судом установлено, что Третьякова Н.А. 29 сентября 2014 г. обратилась с заявлениями в УСЗН района Хамовники г. Москвы о рассмотрении вопроса о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета г. Москвы, в целях проверки оснований для получения выплат на её детей: *** и *** в связи со смертью их отца, который при жизни являлся военнослужащим.
Распоряжением начальника УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы от 9 октября 2014 г. Третьяковой Н.А. на детей: *** и *** назначены ежемесячные компенсационные выплаты, как детям лица, проходившего военную службу и погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в мирное время.
Согласно справке Военного комиссариата г. Москвы от 16 сентября 2014 г. N ***, выданной на основании свидетельства о смерти *** N ***, Р*** С.И, *** года рождения, погибший при пожаре во время исполнения служебных обязанностей *** г, на день смерти являлся военнослужащим - подполковником Вооруженных Сил МО РФ, проходил службу в ГАБТУ - ЦБРТ (в/ч ***), г. ***, Респ. ***.
Разрешая требования истца о признании незаконным распоряжения начальника УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы от 9 октября 2014 г, суд первой инстанции, руководствуясь нормативными положениями, подлежащими применению к спорным отношениям, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований. При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался Положением о Военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о Военных комиссариатах), согласно которому военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов, создаются в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 данного Положения).
Кроме того, согласно подпункту 40 пункта 17 Положения о Военных комиссариатах к основным задачам военных комиссариатов отнесена реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Исходя из изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление в УСЗН района Хамовники ЦАО г. Москвы справки Военного комиссариата г. Москвы от 16 сентября 2014 г, выданной в соответствии с компетенцией указанного органа, и учет этой справки при решении вопроса об установлении выплат на детей истца в связи со смертью их отца, который при жизни являлся военнослужащим, не противоречит нормам Положения от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП, прав Третьяковой Н.А. не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на ошибочном понимании заявителем норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьяковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.