Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
с участием прокурора Артамоновой О.Н,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Чукановой М.А. на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Чукановой Маргариты Алексеевны удовлетворить частично.
Отменить решение Участковой избирательной комиссии N 933, оформленное протоколом от 10 сентября 2017 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Избирательному участку N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово.
Обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 Избирательный участок N 933.
В остальной части административных исковых требований Чукановой Маргарите Алексеевне отказать",
УСТАНОВИЛА:
Чуканова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии N 933 района Восточное Измайлово г.Москвы (далее УИК N 933), Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово (далее избирательная комиссия) об отмене решения УИК N 933 об итогах голосования (протокол от 11 сентября 2017 года, подписанный председателем Саврасовой О.В, заместителем председателя Смирновым М.В, членами комиссии - Гришиной М.С, Дорониной Т.Я, Ивановой С.В, Усановой Т.П.); отмене решений избирательной комиссии от 11 сентября 2017 года N 22/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" в части признания Горбачевой Е.Н. избранной депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 и от 14 сентября 2017 года N 23\2 "О регистрации избранных депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" в части регистрации Горбачевой Е.Н. депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово; признании недействительными результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 в части избрания депутатом Горбачевой Е.Н. и обязании избирательной комиссии принять в указанной части новое решение об определении результатов выборов.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что решением Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 20.06.2017г. N 43 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово" выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово были назначены на 10.09.2017 года. Избирательный участок N 933 района Восточное Измайлово г.Москвы входит в состав многомандатного избирательного округа N 1. Решением избирательной комиссии от 27.07.2017г. N 10/18 Чуканова М.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 1. 10.09.2017 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово. Протокол УИК N 933 об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в г.Москве по многомандатному избирательному округу N 1 был подписан 11.09.2017 года в 00 час. 38 мин. председателем комиссии Саврасовой О.В, заместителем председателя комиссии Смирновым М.В, секретарем комиссии Лукьяновой Ю.В. и членами комиссии с правом решающего голоса Гришиной М.С, Дорониной Т.Я, Ивановой С.В, Усановой Т.П. При подсчете голосов также присутствовали члены УИК N 933 с правом совещательного голоса Чуканов Т.А, Гаврюшина Е.В, Захарян Г.С. и кандидат в депутаты по данному избирательному округу Козина В.И. После подписания протокола об итогах голосования Чуканову Т.А, Гаврюшиной Е.В, Захаряну Г.С. и Козиной В.И. были выданы копии протокола, в соответствии с которым голоса избирателей распределились следующим образом: Аксенова М.В. - 46, Горбачева Е.Н. - 101, Карякин А.В. - 22, Кочеткова И.Н. - 21. Однако председателем комиссии Саврасова О.В. в избирательную комиссию муниципального образования был доставлен и передан для внесения в сводную таблицу данных об итогах голосования в ГАС "Выборы" экземпляр протокола, подписанный председателем комиссии Саврасовой О.В, заместителем председателя комиссии Смирновым М.В. и членами комиссии с правом решающего голоса Гришиной М.С, Дорониной Т.Я, Ивановой С.В, Усановой Т.П. с указанием тех же даты и времени - 11.09.2017 года 00 час. 38 мин, при этом в котором отсутствовала подпись секретаря комиссии Лукьяновой Ю.В, а также имелись расхождения в количестве голосов, поданных за различных кандидатов, а именно: Аксенова М.В. - 6 (минус 40 голосов), Горбачева Е.Н. - 162 (плюс 61 голос), Карякин А.В. - 12 (минус 10 голосов), Кочеткова И.Н. - 12 (минус 9 голосов); что существенным образом отразилось на результатах выборов; Горбачева Е.Н. среди кандидатов по округу заняла 5 место и была зарегистрирована избранным депутатом, в то время как действительная воля свидетельствует о том, что число голосов, поданных за Горбачеву Е.Н, являлось меньшим, чем за Чуканову М.А, которая и должна была занять 5 место по округу и, соответственно, стать избранным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному округу N 1.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца Чукановой М.А. - Овчинников А.Ю. и Васильев А.А. - поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме; представители административных ответчиков избирательной комиссии и УИК N 933 Орлинская Н.В, Смирнов В.С. и Голышев И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела.
Заинтересованное лицо Горбачева Е.Н. в судебное заседание районного суда не явилась, была извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просила о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, резолютивная часть которого приведена выше, административные исковое требования Чукановой М.А. были удовлетворены частично.
Административный истец Чуканова М.А. в апелляционной жалобы просит отменить решение суда в той его части, которой ей отказано в удовлетворении заявленных требований об отмене решений избирательной комиссии от 11 сентября 2017 года N 22/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" и 14 сентября 2017 года N 23/2 "О регистрации избранных депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве" в части признания Горбачевой Е.Н. избранной депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 и регистрации Горбачевой Е.Н. депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово; признании недействительными результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 в части избрания депутатом Горбачевой Е.Н. и обязании избирательной комиссии принять в указанной части новое решение об определении результатов выборов; принять по административному делу в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований и обязать избирательную комиссию при определении результатов выборов учесть данные об итогах голосования по избирательному участку N 933, содержащиеся в экземплярах протокола N 1 об итогах голосования от 11 сентября 2017 года о поданных за Горбачеву Е.Н. - 101 голосе избирателей. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца Овчинникова А.Ю. и Васильева А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков избирательной комиссии и УИК N 933 Голышева И.В, Смирнова В.С, Орлинской Н.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца Чукановой М.А. и заинтересованного лица Горбачевой Е.В, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших о его отложении, не сообщивших об уважительных причинах неявки, заслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н. об отклонении апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово от 20.06.2017г. N 43 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово" выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово были назначены на 10.09.2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово от 27.07.2017г. N 10/18 Чуканова М.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 1.
В состав многомандатного избирательного округа N 1 муниципального округа Восточное Измайлово в г.Москве, в том числе, входит избирательный участок N 933 района Восточное Измайлово.
10.09.2017 года состоялось голосование на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово.
11.09.2017 года в 00 час. 38 мин. на избирательном участке N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово были подведены итоги голосования на данном избирательном участке путем составления и подписания соответствующего протокола. Установлено, что вышеозначенный протокол был подписан председателем УИК N 933 Саврасовой О.В, заместителем председателя комиссии Смирновым М.В, секретарем комиссии Лукьяновой Ю.В. и членами комиссии с правом решающего голоса Гришиной М.С, Дорониной Т.Я, Ивановой С.В, Усановой Т.П. Как следует из искового заявления и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, при подсчете голосов также присутствовали члены УИК N 933 с правом совещательного голоса Чуканов Т.А, Гаврюшина Е.В, Захарян Г.С. и кандидат в депутаты по данному избирательному округу Козина В.И. После подписания протокола об итогах голосования Чуканову Т.А, Гаврюшиной Е.В, Захаряну Г.С. и Козиной В.И. были выданы копии протокола путем выведения из компьютера дополнительных экземпляров, без проставления на них отметки "копия верна", не заверенные подписью председателя комиссия, что подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Лукьянова Ю.В. и Саврасова О.В. (л.д. 18-25, 137, 144).
Проверяя доводы административного искового заявления о представлении в избирательную комиссию для внесения данных об итогах голосования в ГАС "Выборы" экземпляра протокола УИК N 933 по многомандатному избирательному округу N 1 муниципального округа Восточное Измайлово, содержащий иные сведения о подведенных на участке итогах голосования, неправомерном искажении результатов выборов, суд, допросив в качестве свидетелей председателя и секретаря УИК N 933 Саврасову О.В, Лукьянову Ю.В. и оценив их показания в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, в частности, решением УИК N 933 от 11 сентября 2017 года N 3/1 "О повторном протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка N 933 (л.д. 89), установил, что после проведенного подсчета итогов голосования на избирательном участке N 933, оформления вышеозначенного протокола УИК N 933 в соответствии с частью 23 статьи 72 Избирательного кодекса г. Москвы было принято решение о проведении дополнительного пересчета голосов по всем строкам протокола об итогах голосования УИК N 933 в связи с обнаружением ошибок в 01 часов 50 минут 11 сентября 2017 года в помещении избирательной комиссии с информированием об этом членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола.
УИК N 933 в соответствии с данным решением был произведен подсчет голосов по бюллетеням избирателей, подведены итоги голосования на данном избирательном участке путем составления и подписания соответствующего протокола; в протоколе указано, что он подписан 11 сентября 2017 года в 00 часов 38 минут (л.д. 90-91), в связи с чем доводы административного истца о том, что повторный подсчет голосов не производился отклонены как несостоятельные.
Также судом было установлено, после предварительной проверки правильности составления протоколов участковыми избирательными комиссиями об итогах голосования, избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, своим решением N 22/1 от 11 сентября 2017 года определиларезультаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве, признав их состоявшимся и действительными (л.д. 34).
Решением Избирательной комиссии от 14 сентября 2017 года N 23/2 зарегистрированы депутаты Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово в городе Москве, избранные про многомандатным избирательным округам 1-2 (по списку) (л.д. 37).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований и исходил при этом из того, что УИК N 933 не правомочна принимать решение о проведении повторного или дополнительного подсчета голосов, данное право предоставлено лишь вышестоящей избирательной комиссии, в связи с чем отменил решение УИК N 933 об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1, оформленному протоколом об итогах голосования на указанном избирательном участке, и в соответствии с ч.14 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы обязал избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Восточное Измайлово провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 на избирательном участке N 933, отметив возможность выявления действительной воли избирателей; оснований обязывать избирательную комиссию при определении результатов выборов учесть данные об итогах голосования по избирательному участку N 933, содержащиеся в экземплярах протокола N 1 об итогах голосования от 11 сентября 2017 года (в которых отмечено, что за Горбачеву Е.Н. подан 101 голос избирателей) не усмотрел, поскольку целью выборов является выявление действительной воли избирателей; в данном протоколе обнаружились ошибки, в связи с которыми и рассматривался вопрос о пересчете голосов. Разрешая требования об отмене решений избирательной комиссии от 11 и 14 сентября 2017 года в части признания Горбачевой Е.Н. избранной депутатом Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1, а также о регистрации ее в качестве депутата, признания недействительными результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1 в части избрания депутатом Горбачевой Е.Н, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, поскольку в случае установления избирательной комиссией при повторном подсчете итогов голосования иных данных о количестве голосов за кандидатов, избирательной комиссией самостоятельно будут приняты соответствующие решения об отмене решений об определении результатов выборов и регистрации избранных кандидатов; на настоящий момент полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено и невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на выборах, оснований не имеется; доказательств непосредственного нарушения Горбачевой Е.Н. избирательного законодательства в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем отмена результатов выборов в отношении конкретного кандидата невозможна.
Судебная коллегия считает решение суда правильным, законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных комиссий немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах.
На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в избирательном округе. При этом территориальная комиссия устанавливает итоги голосования не позднее чем на третий день со дня голосования, а окружная комиссия - не позднее чем на пятый день со дня голосования.
В силу ч.4 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы, председатель, секретарь или иной член нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей избирательной комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
В соответствии с ч.5 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы, если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, предъявляемых к составлению протокола и (или) сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями части 13 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей избирательной комиссии.
В силу ч.13 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-9 (в случае проведения голосования по открепительным удостоверениям - в строки 9а-9е), 9ж и 9з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует членов этой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 10 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частью 14 настоящей статьи.
Согласно ч.14 ст.74 Избирательного кодекса г.Москвы при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или избирательной комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, с обязательным извещением об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до определения вышестоящей комиссией итогов голосования, результатов выборов и составления ею протокола об итогах голосования, результатах выборов.
В соответствии с ч.1 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Решение комиссии об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, внесении изменений в протокол об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу принимается по согласованию с комиссией, организующей выборы. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая этот протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная" (ч.2 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы).
Частью 3 статьи 88 Избирательного кодекса г.Москвы предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно ч.5 ст.88 Избирательного кодекса г.Москвы суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Кодекса.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которое применяется к рассматриваемым правоотношениям, разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.
Исходя из положений части 1 статьи 261 ГПК РФ, пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Если срок полномочий соответствующей комиссии истек, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов. Решение этого вопроса относится к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума.
Исходя из изложенного, решение суда является законным и обоснованным; судом были проверены оспариваемые решения на предмет их соответствия нормам избирательного права, сделан правомерный вывод о частичном удовлетворении требований; в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов, решения о регистрации избранных депутатов судом является крайней мерой, применение которой в данном конкретном случае невозможно только по формальным основаниям; произвольное вмешательство в выборный процесс не допускается; доказательств искажения действительной воли избирателей не установлено; избирательная комиссия обязана провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке N 933; оценка собранным по делу доказательствам произведена в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и оснований не согласиться с ней у судебной коллегии не имеется. Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом нарушений норм материального права не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
По своей сути доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив надлежащую оценку, аргументированно изложенную в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется; эти доводы сводятся к переоценке доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неверном толковании заявителем приведенных ею в апелляционной жалобе положений действующего законодательства, в связи с чем не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения, оно является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Чукановой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.