Президиум Московского городского суда в составе:
Председательствующего - Егоровой О.А,
членов Президиума: Фомина Д.А, Базьковой Е.М, Курциньш С.Э, Панарина М.М, Пильгуна А.С,
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного
Бахтина А.А. о пересмотре приговора Нагатинского районного суда города Москвы от 21 мая 2015 года, которым
Бахтин А.А, судимый приговором Нагатинского районного суда города Москвы от 27 февраля 2012 года по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожденный по отбытию наказания 29 ноября 2013 года;
осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания Бахтину А.А. исчислен с 21 мая 2015 года, с зачетом периода его фактического задержания и содержания под стражей со 2 марта 2015 года по 5 марта 2015 года и с 11 марта 2015 года до 21 мая 2015 года.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжалован.
В кассационной жалобе осужденный Бахтин А.А. выражает несогласие с приговором, считает, что в отношении него имела место провокация преступления; ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке уголовного судопроизводства было заявлено им вынуждено, под давлением со стороны сотрудников полиции. Указывает об отсутствии у него умысла на сбыт наркотического средства, которое ему необходимо для личного употребления, в связи с тем, что он является инвалидом * группы и в силу заболевания испытывает сильные боли. С учетом изложенного просит переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ на ч. 1 ст. 228 УК РФ и снизить назначенное ему наказание.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Бондаренко Э.Н, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи вместе с уголовным делом на рассмотрение суда кассационной инстанции, выслушав адвоката Смирнову О.Г, поддержавшую кассационную жалобу осужденного; мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В, полагавшего необходимым приговор суда изменить, смягчить назначенное Бахтину А.А. наказание по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ до 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Президиум
установил:
приговором суда Бахтин А.А. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств.
Уголовное дело в отношении Бахтина А.А. рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства по правилам главы 40 УПК РФ, которые судом первой инстанции соблюдены.
В судебном заседании Бахтин А.А. согласился с предъявленным обвинением, после консультации с защитником заявил ходатайство о рассмотрении дела без проведения судебного разбирательства, при этом государственный обвинитель не возражал против рассмотрения дела в особом порядке.
Утверждения о вынужденном согласии на особый порядок рассмотрения уголовного дела Президиум находит голословными, отмечая, что объективного подтверждения данному утверждению в материалах дела не имеется.
Юридическая квалификация действий осужденного Бахтина А.А. по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ соответствует описанию преступного деяния, с обвинением в совершении которого он согласился.
Доводы осужденного о провокации преступления, приобретении наркотического средства для личного употребления Президиум не может принять во внимание в силу особенностей процедуры принятия судебного решения в порядке главы 40 УПК РФ, поскольку суд не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу.
В то же время суд при постановлении приговора убедился, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Таким образом, Президиум соглашается с квалификацией действий Бахтина А.А. по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Между тем Президиум приходит к выводу, что при назначении Бахтину А.А. наказания судом допущены нарушения уголовного закона.
В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебных решений при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В силу требований ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Согласно ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ, и с учетом положений Общей части Уголовного кодекса РФ, при этом учитываются характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Назначая Бахтину А.А. наказание за вышеуказанное преступление, суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осужденного, обстоятельства, смягчающие его наказание и отсутствие отягчающих, а также влияние назначенного наказания на его исправление, условия жизни его семьи, состояние здоровья, возраст, род занятий, наличие иждивенцев, состояние здоровья родных и близких, социальный статус.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учел признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья, наличие инвалидности * группы, положительные характеристики, наличие на иждивении малолетнего ребенка.
С учетом конкретных обстоятельств дела и характеризующих Бахтина А.А. данных, суд пришел к выводу о возможности исправления и перевоспитания Бахтина А.А. лишь в условиях изоляции от общества, назначив ему наказание в виде реального лишения свободы в пределах санкции ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, с соблюдением положений ч. 3 ст. 66 УК РФ, не усмотрев оснований для применения положений ст. ст. 64 и 73 УК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение к преступлению не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление.
В силу ч. 5 ст. 62 УК РФ срок или размер наказания, назначаемого лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ, не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
С учетом положений ч. 3 ст. 66 УК РФ, а также правил ч. 5 ст. 62 УК РФ, максимальное наказание за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, составляет 4 года лишения свободы, которое одновременно является и минимальным по санкции указанной статьи УК РФ наказанием.
Таким образом, суд назначил Бахтину А.А. максимально возможное наказание за инкриминируемое ему преступление, при том, что имелись смягчающие его наказание обстоятельства и отсутствовали отягчающие.
Учитывая изложенное, Президиум приходит к выводу о необходимости смягчения наказания, назначенного Бахтину А.А. по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу осужденного Бахтина А.А. удовлетворить частично.
Приговор Нагатинского районного суда города Москвы от 21 мая 2015 года в отношении
Бахтина А.А. изменить:
смягчить назначенное ему по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ наказание до 3 (трех) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.