Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Галимуллина И.С,
членов президиума Гафарова Р.Ф. Герасимова А.Ю, Гилманова Р.Р, Горшунова Д.Н, Романова Л.В.
при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ханафиева Ильхама Даулиевича на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2017 года, поступившую в Верховный Суд Республики Татарстан 26 декабря 2017 года, по гражданскому делу по иску Ханафиева И.Д. к исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, истребованному судьей Верховного Суда Республики Татарстан 11 января 2018 года и поступившему в Верховный Суд Республики Татарстан 24 января 2018 года, переданному для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан РашитоваИ.З. от 12 марта 2018 года.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Рашитова И.З, выслушав объяснения представителя Ханафиева И.Д. - ЛапинаА.Е, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
Ханафиев И.Д. обратился с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве.
В обоснование указал, что заочным решением Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 августа 2015 года на исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 116 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и землями неразграниченной государственной собственности с видом разрешенного использования - для установки торгового павильона. 7 апреля 2016 года на основании исполнительного листа, выданного 15 октября 2015 года, возбуждено исполнительное производство. С 1 января 2016 года, в связи с изменением земельного законодательства, полномочия по предоставлению земельных участков возложены на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Решение суда не исполнено.
Просил произвести замену должника в исполнительном производстве с исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 4 сентября 2017 года заявление Ханафиева И.Д. удовлетворено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2017 года определение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 4 сентября 2017 года отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Ханафиев И.Д, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, предоставляющих возможность замены стороны в исполнительном производстве, просит об отмене принятого по делу определения суда апелляционной инстанции.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При разрешении спора по делу такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Судами установлено, что Ханафиеву И.Д. с 2008 года принадлежит магазин площадью 42,9 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". На основании договора купли-продажи от 29 декабря 2014 года ему также принадлежит земельный участок площадью 60 кв.м, расположенный под указанным магазином.
Заочным решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года на исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 116 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и землями неразграниченной государственной собственности с видом разрешенного использования - для установки торгового павильона.
7 апреля 2016 года на основании исполнительного листа, выданного 15 октября 2015 года, возбуждено исполнительное производство.
Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, указал, что исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района не является правопреемником исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, компетенция этих органов местного самоуправления различна.
Вместе с тем, как следует из обжалуемого судебного постановления, нормы гражданского процессуального законодательства, регулирующие разрешение вопроса о процессуальном правопреемстве, судом апелляционной инстанции не применены.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции действующей с 1 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 2015 года N109-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", вступившего в силу с 1 января 2016 года, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Татарстан по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских поселений, входящих в состав муниципального района, за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, полномочия по предоставлению земельных участков, расположенных в Зеленодольском муниципальном районе, с 1 января 2016 года возложены на исполнительный комитет Зеленодольского района.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района не является правопреемником исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, компетенция этих органов местного самоуправления различна, сделан без учета положений статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С 1 января 2016 года произошло изменение компетенции указанных органов, влекущих изменение субъектного состава лиц спора, призванных восстановить нарушенные права заявителя в порядке процессуального правопреемства. Поскольку решение суда по делу постановлено в отношении ответчика - исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, который был наделен соответствующими полномочиями на день рассмотрения дела, то последующее изменение нормативно-правовым актом субъекта федерации компетенции ответчика не может препятствовать исполнению вступившего в законную силу решения, являющегося в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательным для исполнения.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, президиум полагает необходимым определение суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе определение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2017 года по данному делу отменить, оставить в силе определение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 4 сентября 2017 года.
Председательствующий И.С. Галимуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.