ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело N 3а-68/2018
24 апреля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И,
при секретаре Черепановой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Бурятмебель" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
26 марта 2018 г. ОАО "Бурятмебель" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что ОАО "Бурятмебель" является собственником земельного участка, площадью "... " с кадастровым номером "... " расположенного по адресу "... ". На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на... определена в размере "... ", что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна "... ". Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебном заседании представитель административного истца Лобыкин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства Республики Бурятия Борсоев С.Ц. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Правительства РБ.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Абидуева Д.А. просила в удовлетворении иска отказать, поддержав письменный отзыв на иск.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ОАО "Бурятмебель" является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... ", категория земель - земли населенных пунктов - объекты гаражного назначения.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере "... " по состоянию на...
Досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что... истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ и решением данной комиссии от... ОАО "Бурятмебель" отказано в таком пересмотре
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с ч. 4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно ст. 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке (далее - отчет), выполненный ООО "Агентство оценки собственности".
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", газеты "Из рук в руки", базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru, www.ruads.org).
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован в отчете.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на... равна "... "
Оценивая отчет по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", включен в реестр оценщиков.
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы представителя Администрации города Улан-Удэ о том, что в отчете должна быть отражена вся необходимая информация объекта-аналога, в т.ч. кадастровый номер, адрес объекта по данным Росреестра, зона по градостроительному регламенту и др. подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки N 1 объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете.
Действующим законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена обязанность оценщика включать в отчет сведения о кадастровых номерах объектов-аналогов, об адресе объекта-аналога по данным Росреестра, о зонах по градостроительному регламенту, о наличии ограничений и обременений прав на объект-аналог, подъездные пути к объекту-аналогу.
Так, согласно п. 10 Федерального стандарта оценки N 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 г. N 508 кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
Доводы об отсутствии в заключение корректировки на наличие инженерной инфраструктуры также подлежат отклонению.
Пунктом 20 Федерального стандарта оценки N 7, утвержденного приказом Минэкономразвтия России от 25.09.2014 г. N 611 предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.
Учитывая данное положение, имеющиеся на земельном участке инженерные сети, коммуникации и прочие инфраструктурные улучшения не должны учитываться в оценке. На различие в диапазонах цен на земельные участка влияет наличие возможности подключения к коммуникациям.
В рассматриваемом случае возможность подключения объекта оценки и объектов аналогов к коммуникациям равны, что и указано в отчете об оценке (листы 60-61 Отчета).
Иные доводы не опровергают правильность и обоснованность отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения ОАО "Бурятмебель" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Бурятия - 29 декабря 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ОАО "Бурятмебель" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... ", имеющего категорию - земли населенных пунктов - объекты гаражного назначения, расположенного по адресу "... " в размере его рыночной стоимости, равной "... ", по состоянию на...
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать...
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.